a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Автор: Поликарпова Анна Сергеевна Опубликовано: 2017-04-26 20:36:22

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Ёлочка» Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ( КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОД РЕДАКЦИЕЙ М.  А. ВАСИЛЬЕВОЙ, В. В. ГЕРБОВОЙ, Т. С. КОМАРОВОЙ Диагностический журнал. ) Г. Кулебаки Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» старшая группа Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки Знания детей о видах транс порта, предме тах, облегча ющих труд че ловека в быту, и предметах, создающих комфорт Дидактическая игра «Виды транс порта»( классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения) . Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, само свал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина и другие. Дидактическая игра «Найди пару ». Предметные картинки: веник, пы лесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие 1. Ребенок рассматривает картинки с различ ными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транс порта( пассажирский, грузовой, специальные машины) . 2. Ребенок рассматривает картинки и сравнива ет их. Задания: сравни предметы и назови те, ко торые облегчают труд человека в быту и соз дают комфорт; разложи все картинки попарно( веник и пылесос, стиральная доска и стираль ная машина и т. д. ) 3 балла- ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога. 2 балла- ребенок допускает 1- 2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструк ций. 1 балл- ребенку требуются дополнитель ные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения Знания детей о размере, цве те, форме, «ве се», материале, из которого сделан пред мет, и умение его описывать 1. Дидактическая игра «А знаешь ли ты? » Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сде ланные из различного материала( пла стмасса, резина) ; деревянные или пла стмассовые пирамидки разного разме ра, предметы из металла и стекла. 2. Дидактическая игра «Опиши зна комые предметы». Материал: те же картинки или предметы, что и в п. 1 1. Ребенок рассматривает предметы и картинки, отвечает на вопрос ы: Какого размера резиновый мяч? Деревянная пирамидка? Назови цвет всех колец пирамидки. Что тяжелее: пластмассовый мяч или рези новый? Почему? ( Можно продолжить ряд до 6 вопросов. ) 2. Ребенок загадывает любой предмет и описы вает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит. Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес»( тяжелый или лег кий) и материал, из которого сделан загадан ный предмет 3 балла- ребенок безошибочно определя ет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на осно ве этого описывает их. 2 балла- ребенок, отвечая на вопросы за дания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого. 1 балл- знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребе нок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может Знания о свой ствах и качест вах различных материалов Дидактическая игра «Что из чего? » Материал: предметы разного каче ства: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоро вая; кубики пластмассовые, дере вянные; ложки пластмассовые, ме таллические; салфетки бумажные, матерчатые. Или Дидактическая игра «Сравни пред меты» Ребенок держит в руках предметы, рассматри вая их. Задания: Объедини предметы сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п. Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана( твердая или мягкая, хрупкая или проч ная, температура поверхности теплая или холод ная и др. ) . Затем педагог просит по этому же ал горитму дать характеристику еще 2- 3 предметов. Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой( металл холодный- дерево теплое) , стеклянный стакан с металлической кружкой и другие 3 балла — ребенок без ошибок классифи цирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твер дость — мягкость, хрупкость- прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности. 2 балла- при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1- 2 ошибки. Требует дополнительных пояс нений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности. 1 балл- ребенок не может классифициро вать предметы самостоятельно и допуска ет много ошибок Знания о про фессиях строи телей, земле дельцев, работ ников транс порта, связи, швейной про мышленности Дидактическая игра «Угадай про фессию». Материал: предметные картинки с изображением людей разных про фессий: повар( кулинар) , строитель, штукатур- маляр, модельер, парик махер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, ка питан, хлебороб и т. д. Картинки с изображением атрибу тов разных профессий и результатов труда людей различных профессий Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты( орудия) и результаты труда. Примерные вопросы беседы: Какая профессия у этого человека? Какие инструменты( атрибуты) нужны лю дям этой профессии? Что делают люди этой профессии? Объедини строителей. Людей каких профессий можно назвать зем ледельцами? 3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышлен ности, владеет приемом обобщения. Без ошибочно соотносит атрибуты( орудия) и результаты труда. 2 балла- ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работ ников транспорта, связи, швейной про мышленности, допускает ошибки. 1 балл- ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет Знания о неко торых родах войск Дидактическая игра «Кому что нужно? » Материал: предметные картинки с изображением пограничника, мо ряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий Примерные вопросы: Назови, кто изображен на картинках? ( Военные. ) При помощи картинок вспомни и назови из вестные тебе рода войск. 3. Какая боевая техника нужна танкисту( летчику) и т. д. ? 4. Для чего нужны военные? И другие 3 балла — ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы. 2 балла- правильно называет 2- 3 военных профессии, может о них рассказать. 1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии Знания о себе, родном городе; стране Беседа Примерные вопросы: Назови свой домашний адрес. С кем ты живешь вместе? У тебя есть бабушка( и) , как ее зовут? Кем ты являешься бабушке и дедушке? ( Ты кто для них? ) И т. п. Назови город, в котором ты живешь. Как называется наша страна? Сможешь назвать главный город страны? 3 балла- ребенок знает своих родствен ников; правильно называет домашний ад рес( улица, дом, квартира) , может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города. 2 балла- ребенок знает всех родственни ков, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошиб ки или затрудняется назвать страну или главный город страны. 1 балл- ребенок знает и называет родст венников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет( или не знает вообще) . Не называет страну и главный город страны Знания о неко торых прави лах дорожного движения Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук». Материал: сюжетная картинка с изо бражением улицы, тротуара, свето фора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подзем ный переход», «Надземный пере ход» Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на в о п р о с ы: Как называют людей, идущих по улице? Как правильно ходить по улице? Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу. Ребенок рассматривает предметные картинки. - Расскажи о значении разрешающих и запре щающих сигналов светофора 3 балла- ребенок знает, что улицу пере ходят в строго определенном месте, назы вает знаки, знает сигналы светофора, про являет интерес к изучению правил дорож ного движения. 2 балла- ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков. 1 балл- ребенок затрудняется в определе нии места перехода улицы, но знает сиг налы светофора, интереса к изучению пра вил дорожного движения не выражает Раздел «ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки Знания о зимую щих птицах( си ница, воробей, во рона, снегирь, гал ка, сорока) Дидактическая игра «Кто при летает к кормушке». Материал: иллюстрация с изо бражением кормушки( с проре зями) на фоне зимнего пейза жа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц. Или Дидактическая игра «Четвер тый лишний». Материал: карточки с изобра жением 5- 6 зимующих птиц и 2- 3 перелетных птиц( синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей) 1. Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года. Вопросы: Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? ( Зимующие. ) Найди и помести на кормушку зимующих птиц. — Расскажи, какие птицы прилетели к кор мушке. 2. Вопросы: Рассмотри картинку. Какая птица лишняя и почему? Назови зимующих птиц, изображенных на картинке 3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5- 6 зимующих птиц. 2 балла — ребенок самостоятельно нахо дит и называет 3- 4 зимующих птиц. 1 балл — ребенок называет 1- 2 птицы, затрудняется в классификации птиц( зи мующих и перелетных) Знания о растени ях и способах их размножения Дидактическая игра «Чьи пло ды? » Материал: карточки с изобра жением деревьев( ель, дуб, клен, береза, сосна) ; картинки с плодами этих деревьев( еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка) ; комнатные растения или их иллюстрации( хлорофитум, бальзамин, фиалка) 1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами. Вопросы: Назови, какие деревья ты узнал. Найди на картинках плод каждого дерева. 2. Ребенок рассматривает комнатные расте ния. Называет их. Задания: На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспом ни известные тебе способы размножения растений( черенками, усами и др. ) 3 балла- ребенок самостоятельно под бирает к деревьям плоды. Называет пра вильно комнатные растения и способы их размножения. 2 балла- называет деревья, имеет пред ставления о способах размножения, но до пускает ошибки при подборе плодов и спо собах размножения комнатных растений. 1 балл- называет правильно 1- 2 дерева, затрудняется в соотношении их с семе нами. О способах размножения растений не имеет представления Представления о переходе веществ из твердого состоя ния в жидкое и на оборот Дидактическая игра «Что было бы если. . ? » Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях( лу жа, речка, снег, ледяная горка и др. ) Ребенок рассматривает картинки. Вопросы: На какой из картинок изображена вода? - На зимней картине есть вода? Почему ты так решил? Объясни. А можем мы летом увидеть лед? Почему? 3 балла- ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы. 2 балла- ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы. 1 балл- ребенок не имеет представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот Общая осведом ленность о роли человека в при роде Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Материал: диск со стрелкой в центре( по типу циферблата) , в середине которого изображе ние природы, а по краям знаки, символизирующие положитель ное( кормушка для птиц, скво речник, посадка деревьев и т. д. ) и отрицательное( сломанная вет ка, сачок для бабочки и т. д. ) поведение человека в природе Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу 3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о за кономерностях и взаимосвязях в природе. балла- ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе. 1 балл- ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о за кономерностях и взаимосвязях в природе Знания о травя нистых растениях( подорожник, крапива, лопух) Дидактическая игра «Что лиш нее». Материал: карточки с изобра жением растений( подорожник, крапива, лопух, береза) Ребенок рассматривает карточки с изобра жением растений и отвечает на вопро с ы: - Как называются эти растения? - Какое из растений лишнее и почему? ( Ре бенок убирает картинку. ) - Как можно назвать все растения одним словом? ( Травянистые. ) - Береза это. . . ( дерево) . 3 балла- ребенок называет изображен ные растения, правильно выбирает лиш нюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травяни стые». 2 балла — ребенок называет правильно 2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова( травянистые) . По ясняет, что береза- это дерево. 1 балл- ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не вы деляет лишнее растение, не знает обоб щающих слов( дерево, травянистые рас тения) Знания о диких животных и их повадках. ( Белка, лиса, заяц, мед ведь, волк) Дидактическая игра «Засели лес». Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением ди ких животных( белка, лиса, за яц, медведь, волк) Ребенок рассматривает картинки. Вопросы: Как называют зверей, которые живут в ле су? ( Дикие звери. ) Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Ребенок поочередно «заселяет» в лес живот ных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках. Чем питается белка? ( Грибами, орехами. ) Что ей помогает ловко передвигаться по де ревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? ( Зимняя шуба, пушистый хвост. ) Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? ( Путает следы, меняет окраску. ) Что помогает ему выдержать холод? Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? Как ведут себя волки во время охоты? ( Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей. ) - Как охотится лиса? ( Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы. ) - Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? ( Впадают в спячку. ) Что помогает медведю не питаться всю зиму? ( Запас жира. ) - Какие еще животные впадают в спячку? ( Ежи. ) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? ( Сворачивается клубком, иголки. ) 3 балла- ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопро сы воспитателя о жизни диких животных. 2 балла- ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить. 1 балл- ребенок имеет очень слабые пред ставления о, повадках диких животных Раздел « РАЗВИТИЕ РЕЧИ » Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки Формирование словаря, связная речь 1. Умение само стоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной кар- тине, по набору картинок. 2. Умение сочинять концовки к сказкам. 3. Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать не- большие литературные произведения Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья». 2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан». 3. Сказка К. Д. Ушинского « Бишка » или любое литературное произведение, неизвестное ребенку 1. Вопросы по содержанию картинки: - Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники? - Как можно назвать их вместе, одним словом? - Назови членов семьи, изображенных на кар тинке. - Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает? Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию( взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи. 2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки. 3. Ребенок слушает и пересказывает сказку 3 балла — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным про изведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью. 2 балла- рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает кон цовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью. 1 балл- ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды Грамматический строй речи 1. Умение согласовывать прилагательные с существитель ными, подбирать к существитель ному несколько прилагательных. 2. Умение заме нять слово другим со сходным зна чением 1. Упражнение «Какой? Какая? Какое? » Материал: предметные картинки лимон, яблоко, елка и другие. 2. Игра «Как сказать по- другому? » Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на в о п р о с ы: Лимон- какой? ( Желтый, сочный, кислый. ) Яблоко- какое? ( Красное, круглое, вкусное. ) Елка- какая? ( Высокая, зеленая, колючая. ) Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами- « приятелями». Придумай слова- « приятели» к следую щим словам: Метель( вьюга, буран, пурга) . Смешной( забавный, потешный, комичный) . Грустный( невеселый, печальный) . Торопиться( спешить) 3 балла- ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным по 2- 3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением. 2 балла- ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому су ществительному не более одного прилага тельного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция( примеры) , подбирает не более 1- 2 синонимов. 1 балл- ребенок не может подобрать пра вильно прилагательные и синонимы к за данным словам Звуковая куль тура речи Умение опреде лять место звука в слове Дидактическая игра «Опреде ли место звука в слове ». Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбу за, рябины, танка, абрикоса и др. ( или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова) . Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком» 1. Ребенок рассматривает предметные картин ки и раскладывает их так, чтобы в одной стоп ке оказались слова со звуком[ а] в начале, в другой- со звуком[ а] в середине слова. - Почему остались лишние картинки? ( Ребе нок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук[ а] не стоит ни в начале слова, ни в середине. ) Задание: Придумай слово на любой заданный звук, на пример: звук[ м] . Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине( в конце) слова 3 балла- ребенок без ошибок определяет место звука в слове. 2 балла- ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова. 1 балл- ребенок допускает большое коли чество ошибок Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки Умение считать( от считывать) в преде лах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными 1. Дидактическое упражнение « Скажи сколько». Материал: предметные картин ки или мелкий счетный матери ал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т. п. Количество каждой группы предметов разное( на пример, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек) . 2. Дидактическое упражнение « Скажи, который по счету предмет». Материал: можно использовать материал первого задания, толь ко расставить( разложить) кар тинки по одному( бабочка, сол датик, цветок и т. п. ) 1. Ребенок считает количество предметов в лю бой группе. Вопросы: - Посчитай солдатиков. Сколько их всего? - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д. 2. Ребенок рассматривает предметные картин ки( предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п. 3 балла- ребенок правильно считает( от считывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько? », «Который по счету? ». 2 балла- ребенок правильно считает( отсчитывает) предметы в пределах 10. Пра вильно пользуется количественными чис лительными. Понимает вопрос «Сколько? » и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету? ». 1 балл — ребенок допускает ошибки при счете( отсчитывании) предметов Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать не равное число пред метов Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов. - Сколько всего солдатиков? - Сколько матрешек? Кого больше( меньше) ? На сколько? Сделай так, чтобы их стало поровну. Как еще можно это сделать? 3 балла- ребенок умеет сравнивать, уста навливать, какое число больше( меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами( удаления и добавления единицы) . 2 балла- ребенок умеет сравнивать, уста навливать, какое число больше( меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять груп пы предметов( делает это после дополни тельных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом. 1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше( больше) другого. Уравнять предметы не может Умение сравнивать предметы различ ной величины 1. Дидактическая игра «По строй солдат». Материал: плоскостные солда тики( 7- 10 штук) разные по вы соте. 2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки». Материал: ленточки разной длины и ширины, 7- 10 штук Вопросы: - Что ты видишь на столе? - Посмотри, все ли солдатики одинаковы? - Чем они отличаются? Задание: Построй солдатиков в ряд в порядке убывания( возрастания) , пользуясь словами «самый вы сокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий». 3 балла- ребенок самостоятельно спра вился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания( убывания) размера( длины, ширины, высоты) . 2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении лен точек. Пользуется приемом наложения и при ложения при выполнении задания. 1 балл- ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при вы полнении упражнений. Допускает большое количество ошибок Знания о форме предметов Дидактическая игра «Что где лежит? ». Материал: набор геометриче ских фигур- круг, квадрат, овал, треугольник, прямоуголь ник. Предметные картинки- мячик, шарик воздушный, пи рамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа- чупс, дыня, до рожный знак( треугольной формы) , квадратные ча сы, квадратная коробка, кон верт, флажок, книга, овальный поднос Задания: - Рассмотри все геометрические фигуры и кар тинки. - Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их. - Чем отличаются круг и овал от других фигур? - Соотнеси картинку с геометрической фигурой. - Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы 3 балла- ребенок самостоятельно соотно сит предметы по форме, называет геомет рические фигуры и раскладывает их по со ответствующему признаку. 2 балла- ребенок знает все геометриче ские фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами. 1 балл- ребенок не знает всех геометриче ских фигур, затрудняется выполнить зада ние на соотнесение с формой предметных картинок Умение определять местонахождение предмета по отно шению к себе, к другим людям Игра «Встань там, где я скажу» Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг вле во, три шага назад, два шага вправо. Вопросы: Что ты видишь справа( слева) от себя? - Что ты видишь впереди( сзади) от себя? Возьми куклу( собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа от себя и т. п. 3 балла- ребенок правильно выполнил все задания воспитателя. 2 балла- ребенок допускает ошибки в слу чае определения право и лево по отноше нию к другим людям. 1 балл- ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выпол няет с ошибками, неуверенно Знания о днях не дели, последова тельности частей суток 1. Дидактическая игра « Наш день». Материал: сюжетные картин ки, где изображены разные ви ды деятельности детей, сле дующие друг за другом на про тяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д. 2. Дидактическое упражнение « Назови соседей» 1. Ребенок рассматривает картинки, изобра жающие разные виды деятельности детей, сле дующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, зав трак, занятие и т. д. Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. ( Сутки. ) 2. Вопросы: Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня? А какой день недели следует за четвергом? И т. п. 3 балла- ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно от ветил на все вопросы воспитателя. 2 балла- ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняет ся. Допускает 1- 2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели. 1 балл- ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов Умение устанавли вать зависимость между целым мно жеством и его час тями Диагностическая игра «Часть и целое». Материал: три вида игрушек разного количества( куклы, мишки, машины) или круги си него, желтого и красного цветов Ребенок рассматривает группы игрушек( кук лы, мишки и машины) , объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания: Сосчитай количество частей «Группы игрушек». Сколько их? ( Три. ) - Какие это части? ( Первая часть — куклы, вторая часть — мишки, третья — машины. ) Посчитай количество игрушек каждой части. Чего больше? Значит, какая часть больше? - В какой части игрушек меньше? - Что можно сказать об этой части игрушек? ( Она самая маленькая. ) Примечание. Можно считать части и количест во частей, сравнивая выделенные множества и на при мере кругов разного цвета или других геометриче ских форм 3 балла- ребенок выделяет составные час ти группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая груп па предметов больше каждой части( часть меньше целого) . 2 балла- ребенок затрудняется назвать все игрушки( фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о це лом множестве и его частях. После дополнительных инструкций взрос лого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей груп пы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть. 1 балл- ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополни тельных разъяснений взрослого не справ ляется с заданиями

Оставить комментарий: