Выступление на совещании по ФГОС 2017 год

Опубликовано: 09:04:11 11-07-2017

Автор: Казакова Светлана Владимировна

Документы для скачивания:

Презентация к выступлению
Формат: .pptx

39464_ZADANIE 1.docx
Формат: .docx

конструктор задач
Формат: .doc

проблемное обучение
Формат: .docx

Пример ситуационной задачи
Формат: .docx

таблица глаголов
Формат: .doc

технологическая карта урока
Формат: .doc

Содержимое файтов:

39464_ZADANIE 1.docx

Контрольная работа по теме «Покрытосеменные растения» ЗАДАНИЕ 1( Части А) Выберите верные ответы из четырёх предложенных А 1.  Корни, которые образуются на главном корне, называются: 1) стержневыми; 3) боковыми; 2) воздушными; 4) придаточными. А 2.  Если у растения параллельное или дуговое жилкование листьев, то у этого растения скорее всего: 1) стержневая корневая система; 2) мочковатая корневая система; 3) с равной вероятностью может быть любая корневая система; 4) тип жилкования  не  связан с типом корневой системы. А3. Какую из перечисленных функций корни  НЕ  выполняют? 1) закрепление в почве; 2) всасывание воды и минеральных солей из почвы; 3) запасание питательных веществ; 4) образование питательных веществ в растении А 4. Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются: 1) пестичными 3) раздельнополыми 2) тычиночными 4) обоеполыми А5. У семени фасоли наибольшую массу имеет: 1) семенная кожура 3) зачаточные листья 2) семядоля 4) зародышевый корень А 6. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа: 1) растут своей верхушкой; 2) делятся на одинаковые функциональные зоны; 3) имеют почки; 4) растут из почки. А 7.  Процесс фотосинтеза не будет происходить без: 1) воды 2) азота 3) минеральных солей 4) лейкопластов в клетках листа А8. Цветковые растения размножаются: 1) семенами и вегетативным путем; 3) только семенами; 2) только вегетативным путем; 4) спорами ЗАДАНИЕ 2( Части  B ) Задания части В1и В 2- с выбором нескольких правильных ответов В 1. Выберите растения, у которых  сложные листья: A) земляника Г) липа Б) желтая акация Д) дуб B) береза Е) шиповник В 2. Выберите растения, у которых плоды  сочные односемянные: A) абрикос Д) слива Б) смородина Г) черешня B) виноград E) рябина Задания части В 6- на последовательность событий, явлений, процессов В 6. Укажите  последовательност ь  процессов, проходящих при фотосинтезе: А) образование сахара Б) освещение листьев солнцем В) поступление воды и углекислого газа Г) выделение кислорода Д) разложение воды солнечным светом ЗАДАНИЕ 3( Части С) С 1. Ответьте самостоятельно на следующий вопрос, дав полны й и развернутый ответ. Какие функции выполняют листья цветкового растения. С 2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они  допущены, объясните их. Травянистые растение или просто травы, имеют несколько древесных стволиков разной толщины и высоты. Из генеративной почки развиваются цветы. Корнеплод у моркови формируется из главного корня Параллельное и Дуговое жилкование листьев характерно для растений со стержневой корневой системой, например для деревьев. Семена цветковых растений можно поделить на две групп ы- однодольные семена и двудольные У корней за зоной всасывания расположена зона проведения Характеристика заданий, с помощью которых   выявляются предметные результаты: понятия: А 1, А4, А7, В1, В2, С1 способы размножения: А8 классификация объектов: А 2, установление особенностей строения и функций: А 3, А5, А 6, С1 Характеристика заданий, с помощью которых   выявляются метапредметные умения и способы деятельности: познавательные: применять изученные понятия, признаки при выполнении задания на сравнение органов цветкового растения: В 4 регуляторные: осуществление сознательного выбора в учебной деятельности В 1, В2 установка   последовательности процессов: В 6 строить логическое рассуждение и умозаключение: С 2 коммуникативные: записывать правильно ответ согласно вопросам заданий: С 1

проблемное обучение

Т еоретические основы проблемного обучения Проблемная ситуация Содержание – противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью Признак – эмоциональная реакция: удивление, затруднение Этапы научной творческой деятельности Название Содержание этапа Результат этапа 1. Постановка проблемы – возникновение проблемной ситуации осознание противоречия формулирование проблемы Проблема   – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения 2. Поиск решения выдвижение гипотез проверка гипотез Решение – понимание нового знания 3. Выражение решения выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – рукопись( книги, статьи, диссертации, доклада) 4. Реализация продукта публичное представление продукта Реализованный продукт – публикация, выступление Творческая учебная деятельность Творческая учебная деятельность — аналог научного творчества: этапы те же, но открывается субъективно новое знание, которое выражается разными языками в простых формах Учебная проблема существует как: 1) вопрос, не совпадающий с темой урока, ответом на который является новое знание; 2) тема урока( в рабочей или строгой формулировке) . Решение проблемы — новое знание. Выводы 1. Проблемное обучение — тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний 2. Место ПО: урок изучения нового материала на любом предметном содержании 3. Цели ПО: формировать знания развивать интеллект и творческие способности воспитывать активную личность 4. Задача ПО: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации Пример с удивлением Между двумя( или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку” Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью с затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое известными способами практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено Побуждающий диалог от проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы прием 1 о фактах Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях Что вас удивило? Сколько теорий существует( точек зрения) ? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему! прием 2 Сколько же в нашем классе мнений? Почему? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам Какие есть гипотезы? к аргументу/ контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? к плану проверки Как можно проверить эту гипотезу? Подсказка к решающей гипотезе к аргументу/ контрагрументу к плану проверки Сообщение решающей гипотезы аргумента/ контраргумента плана проверки Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге Подтверждение( так) Подтверж. + побуждение( так, кто думает иначе? ) Положительное оценивание( Молодец! ) Проблема Верная формулировка Неверная формулировка самостоят оятельная верная формул ировка ка Гипотеза Последов. выдвижение Одноврем. выдвижение з а п р е щ е н о Проверка Верная Неверная Классификация методов введения знаний МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ « Классические » « Сокращенные » Постановки проблемы сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации постановка проблемы учениками от проблемной ситуации побуждающий диалог от проблемной ситуации подводящий к теме диалог сообщение темы с мотивирующим приемом сообщение темы Поиска решения сообщение гипотез, проверк а учителем выдвижение и проверка гипотез учениками побуждающий к гипотезам и проверке диалог подводящий от проблемы диалог подводящий без проблемы диалог сообщение информации Сравнительная характеристика диалогов Побуждающий Подводящий Структура отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Приз н аки – мысль ученика делает скачок к неизвестному – переживание учеником чувства риска – возможны неожиданные ответы учеников – прекращается с появлением нужной мысли ученика – пошаговое, жесткое ведение мысли ученика – переживание учеником удивления от открытия в конце диалога – почти не возможны неожиданные ответы учеников – не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение Рез ультат развиие творческих способностей развитие словесно- логического мышления Продуктивные задания на воспроизведение знаний Классификация по языку и форме Особенности применения научный формулировка темы формулировка вопросов сразу после введения знаний( в двух случаях) в конце этого или начале следующего урока наглядно- образный Опорный сигнал: символ, схема, таблица, опорные слова в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний художественный худож ественный образ: метафора, загадка, стихотворение дома по желанию Критерий оценивания: Адекватность выражения Специфика изучения знаний разного   типа Тип знания Методы Продуктивные задания постановки проблемы поиска решения тема другие факты ЛЮБЫЕ сообщение таблица, стих правила любые р едко схема, опорные слова, стих понятия 1 признак: подводящий диалог несколько: любые ч асто метафора, загадка, стих символ/ схема/ опорные слова закономерности любые схема Подготовка урока с побуждающим диалогом Рекомендация Постановка проблемы Поиск решения Воспроизведение Используйте групповую форму работы при создании проблемной ситуации( особенно приемами 1, 2) - для выдвижения или проверки гипотез- при изучении фактографических п/ плана продуктивные задания( особенно на опору) Внимание к случаю проблемы в форме вопроса не сообщать тему урока после вопроса в озвращаться к вопросу ф ормулирование темы Соблюдайте структуру побуждающего диалога Не пропуска йте звено о сознания противоречия, не меня йте текст диалога Дать материал для выдвижения гипотез. Начать с общего побуждения, а не с подсказки. Предвидеть ошибочные гипотезы и заготовить подсказки к контраргументу Алгоритм подготовки урока с одной проблемой 0. Сформулировать тему урока и новое знание, определить его тип. 1. Обеспечить постановку проблемы: – побуждающий диалог от проблемной ситуации – подводящий к теме диалог – сообщение темы с мотивирующим приемом 2. Обеспечить поиск решения: – если проблема есть: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог – подводящий от проблемы диалог – если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог 3 Выбрать из списка уместные продуктивные задания( проделать самому) Алгоритм подготовки урока с несколькими проблемами 1 Сформулировать тему урока, пункты плана и новое знание по каждому пункту, определить его тип. 2 Определить порядок постановки проблем. 3 Одновременная: Сформулировать тему любым проблемным методом. Сформулировать пункты плана побуждающим диалогом. Обеспечить поиск решения по каждому пункту плана, учитывая тип знания. Выбрать продуктивные задания( кроме формулирования темы и плана) 4 Последовательная: Сформулировать тему( при необходимости) . С каждым пунктом плана работать по общему алгоритму, учитывая тип знания Выбрать продуктивные задания( в т. ч. на формулирование темы и плана)

Пример ситуационной задачи

C итуационная задача Пред ме ты: география, биология Класс 6 Тема: «Землетрясения и вулканы » Название задачи Живые сейсмографы Личностно- значимый познавательный вопрос На жизнь людей часто влияют природные процессы, которые непосредственно не связаны с их деятельностью. Они называются стихийными явлениями или природными катастрофами. Могут ли люди, проживающие в районах стихийных бедствий, обезопасить себя от последствий катастроф? Имеютс я ли живые организмы, которые могут «предупредить» человека об опасности? Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде Текст 1 Землетрясения Текст 2 Вулканы Вулканы образуются в результате застывания излившейся на поверхность магмы, обычно они имеют вид горы с кратером на вершине. Текст 3 Сейсмология и сейсмограф Текст 4 Живые сейсмографы Вулканологи утверждают, что примулы предсказывают извержение вулканов. Так, королевская примула на острове Ява в горах Пангранго расцветает лишь накануне вулканического извержения, и люди, увидев цветущую королевскую примулу, охают не от радости, а от ужаса. А кавказские горцы утверждают, что волшебная пурисула- королевская примула, - растущая высоко в горах, однажды расцвела в неурочное время. Целое племя, увидев цветущую пурисулу, спешно покинуло родные края, в которых вскоре разразилось землетрясение. Оказывается, извержению вулканов и землетрясениям, предшествуют высокочастотные ультразвуковые колебания, которые стимулируют резкое ускорение обмена веществ растения, что в свою очередь и приводит к цветению. Если примула выбросила бутон несвоевременно, для местных жителей это сигнал тревоги. Кроме растений о собой сейсмической чувствительностью обладают змеи и ящерицы: они часто первыми улавливают признаки надвигающейся беды и покидают свои норы. Эту верную примету хорошо знают в Мексике, где нередки землетрясения. Необычным поведением реагируют на подземные толчки и рыбы. Например, донный угорь, живущий на глубине нескольких тысяч метров, всплывает на поверхность и устремляется к берегу, где и бывает, замечен наблюдателями. У кошек, собак, крыс очень высокий порог слышимости( до 100 тыс. колебаний в секунду) . Это позволяет им воспринимать ультразвук — «голос недр», возникающий задолго до разрушительного удара. В то время как для человека все вокруг спокойно и безопасно, животные уже мечутся в панике, пытаясь спастись. Задания на работу с данной информацией Ознакомление Прочитайте тексты самостоятельно, составьте и запишите определение понятий в тетрадь: землетрясение, вулкан, с ейсмический пояс, сейсмограф, «живые» сейсмографы. Осуществите самопроверку со слайда. ( работа в парах) Примерные ответы учащихся: З емлетрясения – это быстрые, резкие движения земной коры, сопровождающиеся разрывами и смещениями. Вулкан – это гора, с кратером на вершине, образовавшаяся в результате застывания излившейся на поверхность магмы. Сейсмический пояс – участок Земли, где землетрясения наиболее часты. Сейсмограф – это прибор фиксирующий( записывающий) колебания земной коры «Живые» сейсмографы – живые организмы, которые могут предчувствовать землетрясения. Понимание Используя текст 1, 2 о бъясните, в чем причина землетрясений и извержений вулканов? - Приведите пример ы опасных сейсмических районов на территории России? Прочитайте текст 4- Объясните причину того, что примула зацветает перед землетрясением? ( Индивидуальная работа учащихся) Применение Используя текст, заполните таблицу Живой сейсмограф Признаки поведения Причина возникновения поведения 2. Прочитайте текст: «Из- под тонкой коры земли доносились глухой рев и свист пламени. Вскоре появилось несколько трещин, из которых выбивались горячие пары…. Тонкий слой земли в ту же минуту прорвался. Из прорвавшегося отверстия с шумом вырвался огненный столб, а за ним хлынул кипящий поток. Воздух наполнился запахом бульона, потом резко запахло серой…. Местные жители с воплями вскочили на ноги; те, кого не настиг огненный поток, бросились бежать и взобрались на соседние холмы. Вся эта клокочущая огненная масса до тех пор сдерживалась поверхностью вершины, потому что располагала достаточным выходным клапаном…, а теперь, когда ей представился новый выход, она со страшной силой устремилась в него…»- О каком природном явлении говорится в тексте? - Почему при раскопках одного из древнейших городов, который пострадал в результате этого явления, археологи не обнаружили останков ни одной кошки? ( работа в группах) Проверка Результаты работы группы- озвучивается п редставителем групп. Учитель проверяет. Анализ( индивидуальная работа по заданиям) Задание- 1 Проанализируйте карты «Строение земной коры»( текст 1, рис 50) , «Политическая карта»( в атласе) и определите страны, на территории которых происходят наиболее частые и сильные землетрясения и извержения вулканов. Обоснуйте свой выбор. Задание- 2 Проанализируйте карты «Строение земной коры»( текст 1, рис 50) и «Физическая карта России» определите, возможно ли землетрясение в городах: А) Москва Б) Красноярск В) Владивосток Обоснуйте свой выбор. Синтез Сформулируйте правила поведения во время землетрясения или извержения вулкана. ( работа в группах) Результаты работы группы- озвучивается представителем групп. Учитель проверяет, дополняет. Оценка На основе изученного материала подведите итог и ответьте на вопрос: м огут ли люди, проживающие в районах стихийных бедствий, обезопасить себя от последствий катастроф? Докажите свою точку зрения и приведите аргументы. Если «да», то почему? Если «нет», то почему? ( работа в группах)

Оставить комментарий: