Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Царица – водица»
Документы для скачивания
Конспект ОД по опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему: « Царица – водица » Цель: - продолжать знакомить детей со свойствами воды; - дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; - закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования; - активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; - желание работать в коллективе; - бережное отношение к воде. Ход ОД Звучит запись «Шум воды ручейка». Воспитатель: Я хочу вам загадать загадку: «В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять» ( ответы детей) . Догадались, о чём у нас сегодня пойдёт разговор? Правильно, мы с вами поговорим о живой волшебнице- воде. Игра- ассоциация. Ребята, а когда я произношу слово «вода», что вам представляется? ( Ответы детей. ) Сегодня у нас необычная гостья- Капелька. Мы ведь с вами уже встречали её, когда рассматривали таблицу «Путешествие капельки». Ребята, Капелька принесла вам глобус- это макет нашей планеты земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? ( Ответы детей. ) Молодцы, правильно: вода–голубого цвета, а суша( земля и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? ( Ответы детей. ) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом. А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса ( показ слайда) . На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле! Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? ( О тветы детей. ) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам. Капелька предлагает вам поиграть в игру. Речевая игра «Закончи предложение»: «Вода нужна людям( животным, птицам, растениям) для того, чтобы…». Ребята, а вы хотите ещё больше узнать о воде, исследовать её? Капелька приглашает вас в нашу маленькую лабораторию. ( Дети подходят к своим столам. ) Напоминаю им о правилах обращения с водой. Воспитатель: Вода всегда и всем нужна, Вода тепла и холодна, А также мокрая она. И кто с водой неосторожен, Намочит быстро их она. Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в учёных- исследователей. Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением. Опыт 1. Вода прозрачная». Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканов они видны, а в каком- нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком- нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко- нет. Опыт 2. " У воды нет вкуса" Предлагаю детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Даю им для сравнения попробовать апельсиновый сок. Вывод: у воды нет вкуса. Опыт 3. " У воды нет запаха" Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет( или совсем не пахнет) Добавляю в стакан мятные капли. Вывод: Вода не имеет запаха. Физкультминутка. Мы плывём по тихой речке, Тихо плещется вода( плавательные движения руками) В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда( потягивания- руки вверх и в стороны) Вот летит большая птица, Плавно кружит над рекой( движения руками как крыльями) Наконец она садится на корягу над водой( присесть) Мы из речки вылезаем. Чтоб обсохнуть погуляем( ходьба на месте) . А теперь глубокий вдох И садимся на песок. Опыт 4. " Вода бывает теплой, холодной и горячей" . Даю детям попробовать стаканчики с водой разной температуры. Дети определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая тёплая( показ слайдов) . В реках, озёрах, морях вода разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в тёплой воде, другие- только в холодной. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из- под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой тоже идет пар. В водоёмах вода бывает разной температуры, а, значит, в них живут разные растения и животные. Опыт 5. " В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются" Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Размешайте их. Что произошло? Сахар и соль растворились в воде. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла. ( Дети проводят опыт с помощью родителей. ) Что же произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками. Можно ли пить такую воду? А почему? ( Ответы детей. ) Очистка воды с помощью фильтров( из ватных дисков, марли, салфеток, угля, песка, камешков) . Воспитатель: Куда же делось масло? Всё масло осталось на фильтре. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из речек или из какого- нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого она попадает в водопровод. Вода- одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде, поэтому её надо беречь и охранять! Ребята, а как надо беречь, охранять её? Ребенок читает отрывок из стихотворения Н. Рыжовой ( показ слайдов) . Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, океане и в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею я вам доложить: без воды нам не прожить! Рефлексия. Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным? ( Ответы детей. ) Звучит запись «Шум воды ручейка» Капелька благодарит детей за участие в опытно- экспериментальной деятельности и вручает им «значки» «Юный исследователь».