a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для воспитателей "Изготовление и применение интерактивной папки лэпбук при ознакомлении детей старшего возраста с животным миром"

Автор: Коденцова Галина Васильевна Опубликовано: 2017-10-12 12:51:28

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области экологического воспитания и  развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэпбука.

Задачи:

1.Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).

  1. Повысить уровень мастерства педагогов.

3.Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним на примере игровых заданий.

Оборудование: мультимедийное оборудование, макет лэпбука, карточки, игровые задания, готовые лэпбуки на разные темы.

План проведения мастер-класса

  1. Вступительное слово мастера: представление лэпбука как средства обучения в условиях ФГОС ДО.
  2. Представление мульмедийной презентации «Этапы работы по изготовлению лэпбука».
  3. Совместная деятельность по наполнению лэпбука.
  4. Рефлексия.

Ход мастер-класса

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА 

В настоящее время остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего детства. Восприятие природы помогает развивать такие качества ребенка, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое и  внимательное отношение ко всему живому, природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Знания, полученные на занятиях, прогулках,  во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. А комплекс данных игр дает возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и  представлениях о природе.  

 Сегодня я хочу познакомить вас с таким сборником дидактических игр, представленным тематической папкой- лэпбук.

 Лэпбук  тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

 Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • разнообразие игровых заданий;
  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
  • возможность разнообразить самую скучную тему;
  • объединить группу детей для увлекательного и полезного занятия;
  • компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
  • вариативность использования заданий;
  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В результате данной работы у детей развиваются умения, такие как:

  • умение планировать предстоящую деятельность;
  • договариваться со сверстниками;
  • распределять обязанности;
  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
  • используя устную речь, выражать свои мысли и желания;
  • представлять (презентовать) результаты своего труда и др.

 

  1. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕПБУКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Итак, с чего же начать изготовление лэпбука?

  1. 1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.

В старшем возрасте лучше брать частные темы. Темами лэпбука могут стать:

– интересные события;

– тематические недели;

– решение проблемных ситуаций;

– литературные произведения;

– проектная деятельность.

  1. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов. Задаем ребенку вопросы:

Что ты знаешь о ..?

Что хотел бы узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

  1. Создание макета.

Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:

  • распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;
  • лист плотной бумаги формата А3 или А4 для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка.

 Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;

  • ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;
  • безграничная фантазия.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.

 Совершенно необязательно выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

 

III. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПОЛНЕНИЮ ЛЕПБУКА

 

Мастер: Представляю вашему вниманию пустую папку-лэпбук.

Я предлагаю заполнить эту папку вместе.

Вспомните, что идёт первым при изготовлении лэпбука? (выбор темы)

Тему нашего лэпбука мы узнаем с помощью стихотворения. Слушайте внимательно.

SOS. SOS. помогите!

Ветер унёс все картинки из лесной книги

У нас в лесу начался переполох.

Мы не можем есть и спать.

Мы не знаем, как нас звать.

Как мы ходим, что едим,

Говорим или рычим?

Помогите! Подскажите,

Кто мы есть и как нам жить.

Мастер: Кто в лесу зовёт на помощь?

Участники мастер-класса: Дикие животные

Мастер: Что произошло?

Участники отвечают, что ветер унёс все картинки и в лесу начался переполох

Мастер: Посмотрим, действительно здесь всё пусто.

(открывает лепбук «лесная книга» и демонстрирует страницы с пустыми кармашками)

Мастер: Все кармашки пустые, как вы думаете, а мы сможем помочь лесным жителям?

А чем мы можем помочь?

Педагоги предлагают варианты ответов.

ОбобщениеЧтобы вернуть спокойствие лесным жителям, нужно наполнить картинками кармашки книги, а для этого мне нужна ваша помощь (5 человек желающие подходят к столу)

Мастер: Что вы видите на столе?

Возьмите себе любой конверт, загляните и скажите, что внутри?

Что нужно сделать с этими разрезными картинками?

Участники: соединить вместе, сложить пазлы и т.д.

Мастер: Правильно, и мы узнаем, кому нужно помочь.

  1. Игра «Собери картинку».

Каждый из участников складывает пазлы в единую картинку с изображением животного и называет его.

Мастер: А теперь расскажите про животное, какое оно, т.е. подберите определение?

  1. Игра «Подбери определение»

волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …

медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …

лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …

заяц (какой) – длинноухий, серый, трусливый, …

белка (какая) – рыжая, маленькая, быстрая…

еж (какой) – маленький, колючий, шустрый.

Мастер: Вы хорошо справились с этим заданием и можете заполнить первый  и второй кармашки в книге (конверты кладут в карман «Собери картинку», «Опиши животное»)

Во время лесного переполоха потерялись детеныши животных. Давайте поможем деткам найти своих мам. Вот и заполнен еще один кармашек.

Мастер: Животные наверно проголодались, может, вы их покормите?

  1. Игра «Накорми животное» ( выбирают картинку с изображением дикого животного и встают около стойки с изображением пищи)

Мастер: Почему вы выбрали стойку с изображением травы, мха, ягод и т.д.?

Как таких животных называют одним словом?

Ответ: Травоядные

Мастер: Назовите одним словом животных, которые охотятся за  добычей?

Ответ: Хищники.

Мастер: Теперь мы знаем, чем питаются дикие животные и можем заполнить ещё один кармашек в «Кто чем питается».

  1. Игровое задание «Кто где живет?» Мастер: Теперь каждому лесному животному необходимо найти свои жилища.

Одно условие, жилище назвать надо правильно, иначе они не смогут попасть домой.

  1. Игровое задание «Четвертый лишний». Мастер: Ну, вот беда, в лесу заблудилось животное. Что делать? Участники находят среди животных лишнее, называют по какому признаку его выделили и закрывают квадратиком. Теперь заполняем еще один кармашек «Кто лишний?»

Мы сегодня узнали новое о жизни диких животных и теперь можем закрепить полученные знания, составив рассказ о животном с опорой на мнемотаблицу.

6.Задание «Рассказ о диком животном с опорой на мнемотаблицу».

Мастер: Вот мы и установили порядок в лесу и заполнили последний кармашек!

В дальнейшем можно пополнять, менять игры, добавлять кармашки в лэпбуке.

 

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Уважаемые коллеги! Я благодарю Вас за активное участие в работе и прошу оценить проделанную нами работу.

Перед вами три плаката и стикеры.

Если информация полезна, вы готовы забрать ее с собой и использовать в своей деятельности, прикрепите стикер к «чемодану».

Если работа оказалась ненужной, бесполезной и ее можно отправить в «мусор» - то смело приклеивайте стикер к «мусорной корзине».

Стикер прикрепляем к «мясорубке» – если вам было интересно, но пока вы не готовы к употреблению в своей работе, что-то нужно еще додумать, доработать, «докрутить».

 

Оставить комментарий: