Мастер-класс для воспитателей "Изготовление и применение интерактивной папки лэпбук при ознакомлении детей старшего возраста с животным миром"
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области экологического воспитания и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэпбука.
Задачи:
1.Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
- Повысить уровень мастерства педагогов.
3.Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним на примере игровых заданий.
Оборудование: мультимедийное оборудование, макет лэпбука, карточки, игровые задания, готовые лэпбуки на разные темы.
План проведения мастер-класса
- Вступительное слово мастера: представление лэпбука как средства обучения в условиях ФГОС ДО.
- Представление мульмедийной презентации «Этапы работы по изготовлению лэпбука».
- Совместная деятельность по наполнению лэпбука.
- Рефлексия.
Ход мастер-класса
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА
В настоящее время остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего детства. Восприятие природы помогает развивать такие качества ребенка, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому, природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.
Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. А комплекс данных игр дает возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и представлениях о природе.
Сегодня я хочу познакомить вас с таким сборником дидактических игр, представленным тематической папкой- лэпбук.
Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и обеспечивает:
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
- разнообразие игровых заданий;
- интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
- возможность разнообразить самую скучную тему;
- объединить группу детей для увлекательного и полезного занятия;
- компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
- вариативность использования заданий;
- возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В результате данной работы у детей развиваются умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания;
- представлять (презентовать) результаты своего труда и др.
- ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕПБУКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Итак, с чего же начать изготовление лэпбука?
- 1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.
В старшем возрасте лучше брать частные темы. Темами лэпбука могут стать:
– интересные события;
– тематические недели;
– решение проблемных ситуаций;
– литературные произведения;
– проектная деятельность.
- После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов. Задаем ребенку вопросы:
Что ты знаешь о ..?
Что хотел бы узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
- Создание макета.
Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:
- распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;
- лист плотной бумаги формата А3 или А4 для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка.
Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;
- ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;
- безграничная фантазия.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.
Совершенно необязательно выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
III. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПОЛНЕНИЮ ЛЕПБУКА
Мастер: Представляю вашему вниманию пустую папку-лэпбук.
Я предлагаю заполнить эту папку вместе.
Вспомните, что идёт первым при изготовлении лэпбука? (выбор темы)
Тему нашего лэпбука мы узнаем с помощью стихотворения. Слушайте внимательно.
SOS. SOS. помогите!
Ветер унёс все картинки из лесной книги
У нас в лесу начался переполох.
Мы не можем есть и спать.
Мы не знаем, как нас звать.
Как мы ходим, что едим,
Говорим или рычим?
Помогите! Подскажите,
Кто мы есть и как нам жить.
Мастер: Кто в лесу зовёт на помощь?
Участники мастер-класса: Дикие животные
Мастер: Что произошло?
Участники отвечают, что ветер унёс все картинки и в лесу начался переполох
Мастер: Посмотрим, действительно здесь всё пусто.
(открывает лепбук «лесная книга» и демонстрирует страницы с пустыми кармашками)
Мастер: Все кармашки пустые, как вы думаете, а мы сможем помочь лесным жителям?
А чем мы можем помочь?
Педагоги предлагают варианты ответов.
Обобщение: Чтобы вернуть спокойствие лесным жителям, нужно наполнить картинками кармашки книги, а для этого мне нужна ваша помощь (5 человек желающие подходят к столу)
Мастер: Что вы видите на столе?
Возьмите себе любой конверт, загляните и скажите, что внутри?
Что нужно сделать с этими разрезными картинками?
Участники: соединить вместе, сложить пазлы и т.д.
Мастер: Правильно, и мы узнаем, кому нужно помочь.
- Игра «Собери картинку».
Каждый из участников складывает пазлы в единую картинку с изображением животного и называет его.
Мастер: А теперь расскажите про животное, какое оно, т.е. подберите определение?
- Игра «Подбери определение»
волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …
медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …
заяц (какой) – длинноухий, серый, трусливый, …
белка (какая) – рыжая, маленькая, быстрая…
еж (какой) – маленький, колючий, шустрый.
Мастер: Вы хорошо справились с этим заданием и можете заполнить первый и второй кармашки в книге (конверты кладут в карман «Собери картинку», «Опиши животное»)
Во время лесного переполоха потерялись детеныши животных. Давайте поможем деткам найти своих мам. Вот и заполнен еще один кармашек.
Мастер: Животные наверно проголодались, может, вы их покормите?
- Игра «Накорми животное» ( выбирают картинку с изображением дикого животного и встают около стойки с изображением пищи)
Мастер: Почему вы выбрали стойку с изображением травы, мха, ягод и т.д.?
Как таких животных называют одним словом?
Ответ: Травоядные
Мастер: Назовите одним словом животных, которые охотятся за добычей?
Ответ: Хищники.
Мастер: Теперь мы знаем, чем питаются дикие животные и можем заполнить ещё один кармашек в «Кто чем питается».
- Игровое задание «Кто где живет?» Мастер: Теперь каждому лесному животному необходимо найти свои жилища.
Одно условие, жилище назвать надо правильно, иначе они не смогут попасть домой.
- Игровое задание «Четвертый лишний». Мастер: Ну, вот беда, в лесу заблудилось животное. Что делать? Участники находят среди животных лишнее, называют по какому признаку его выделили и закрывают квадратиком. Теперь заполняем еще один кармашек «Кто лишний?»
Мы сегодня узнали новое о жизни диких животных и теперь можем закрепить полученные знания, составив рассказ о животном с опорой на мнемотаблицу.
6.Задание «Рассказ о диком животном с опорой на мнемотаблицу».
Мастер: Вот мы и установили порядок в лесу и заполнили последний кармашек!
В дальнейшем можно пополнять, менять игры, добавлять кармашки в лэпбуке.
- РЕФЛЕКСИЯ
Уважаемые коллеги! Я благодарю Вас за активное участие в работе и прошу оценить проделанную нами работу.
Перед вами три плаката и стикеры.
Если информация полезна, вы готовы забрать ее с собой и использовать в своей деятельности, прикрепите стикер к «чемодану».
Если работа оказалась ненужной, бесполезной и ее можно отправить в «мусор» - то смело приклеивайте стикер к «мусорной корзине».
Стикер прикрепляем к «мясорубке» – если вам было интересно, но пока вы не готовы к употреблению в своей работе, что-то нужно еще додумать, доработать, «докрутить».