a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Формирование основ экологической культуры как средство всестороннего развития младших дошкольников в развивающей группе "Росточек"

Автор: Мазавина Вера Назыфовна Опубликовано: 2017-10-25 18:39:22

Документы для скачивания

"Формирование основ экологической культуры как средство всестороннего развития младших дошкольников в развивающей группе "Росточек"

 

                    "Природа и воспитание подобны.

                                                                А именно воспитание перестраивает человека, и,

преобразуя, создает ему вторую природу"     

(Демокрит)

Младший дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Активно развивается его восприятие, внимание, мышление, речь. К сожалению, не у всех детей развитие протекает благоприятно. По результатам ежегодного анализа карт нервно-психического развития детей 27-40 % детей к трехлетнему возрасту имеют задержку речевого развития. Проблемы в речи затрудняют формирование коммуникативных навыков, а значит и социализацию малыша. С каждым годом растет количество детей, направляемых специалистами ДОУ на ТПМПК.

3 слайд

Учебный год

Количество детей

дошкольного возраста, имеющих заключение ТПМПК

2013 - 2014

7

2014-2015

9

2015-2016

10

2016-2017

16

 

     В организации деятельности детей дошкольного возраста одной из проблем является перегруженность детей различными занятиями (образовательная деятельность в группе, экологическом центре, физкультурные, музыкальные занятия, плавание, занятия в кружках по интересам), что, как известно, приводит к вытеснению игры из жизни ребенка, отрицательно сказывается на здоровье малыша. В то же время дети с ОВЗ нуждаются в сопровождении специалистами ДОУ, а, значит, в дополнительных коррекционно-развивающих занятиях. Как оказать ребенку помощь, не увеличивая нагрузку? Решая эту проблему нашей творческой группой (педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, заместителем руководителя ДОУ по ВМР)  была создана развивающая группа "Росточек", на занятиях которой каждый специалист решает свою развивающую задачу в рамках одного совместно продуманного и совместно проведенного занятия.

     Целью нашей работы является помощь, которую можно оказать в условиях ДОУ детям с нарушениями речи, проблемами в эмоциональной сфере и поведенческими трудностями в младшем дошкольном возрасте. 

     Для группы "Росточек" специалистами был разработан специальный комплекс занятий, на каждом из которых одновременно работают педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. На занятиях используется постоянно действующий персонаж Эльчик – "электронный человечек".

     Электронный человечек – продукт нашего воображения и достижений компьютерной техники вызывает высокий интерес у современных детей, общается с малышами с интерактивной доски. Но все мы дети природы и основой развития нашего чувственного опыта, мышления, речи являются окружающие нас люди, животные, предметы, явления природы. Поэтому развивающая работа на занятиях неразрывно связана с развитием представлений детей о природе и через эти представления проходит развитие восприятия, мышления, речи, движений, эмоций и общения.

     Так знакомство ребенка с собственным телом проходит на первом занятии в сравнении с "телом" Эльчика. У детей подвижные пальчики, которые умеют весело играть и ножки, умеющие ходить, бегать, прыгать и танцевать. Дети могут много играть, но они могут и устать. Чтобы восстановить свои силы, им нужен отдых.

     Трогая мокрый от дождя зонт на занятии "Непослушный дождик", снег на занятии "Снежинка", рассматривая пушистого хомячка, волнистого попугая на занятиях "Хомячок", «Птицы», "Путешествие по лесу" дети развивают тактильное восприятие, представления об объектах и явлениях природы, повадках животных, среде их обитания, обогащают словарный запас. Каждое занятие предусматривает активное участие в нем каждого ребенка. Каждому ребенку надо поздороваться с персонажами занятий, поприветствовать друг друга, определить и назвать цвет, форму предметов, подобрать слова для своих ощущений, обратиться с добрыми словами к детям и персонажам. Все это учит детей вступать в общение с окружающими, выражать свои чувства, развивает речь, обогащает словарный запас, воспитывает бережное отношение к окружающей нас природе.

   На занятиях активно используются народные песенки, стихи, потешки, пальчиковые игры, которые также основаны на явлениях и объектах природы. Они легки для запоминания и тренируют память детей, эмоционально воздействуют на ребенка, активизируют его речь. Они формируют образное восприятие: "утро красное", "небо ясное", "вольный ветерок", "маленький дубок", "снежинка легкая, пушистая", «солнышко лучистое». Путешествие по воображаемому лесу, отдых на "травке", превращения в воздушные шарики, котят, хомячков, птичек, колючих ежат создают предпосылки для  развития воображения детей, учат передавать эмоции мимикой, телодвижениями, звукоподражанием.

     Таким образом, процесс развития ребенка в группе "Росточек" неразрывно связан с процессом познания природы. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний, всестороннему психическому развитию.  

   В заключении хочется вспомнить слова Песталоцци И.Г.: "С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы".

      Природа – это неиссякаемый источник, благодаря которому формируется личность человека, его интеллект, ценностные ориентации, позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и окружающим

Оставить комментарий: