a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Краткосрочный проект "Зимующие птицы нашего края". Руководитель воспитатель высшей категории Реутина З.А.

Автор: Реутина Зоя Александровна Опубликовано: 2017-11-19 17:05:34

Документы для скачивания

ПРОЕКТ краткосрочный « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ». Руководитель проекта: З. А. Реутина МБДОУ «Малышок» 2013 г. Список участников проекта. Попов Саша Лаврентьева Алиса Болдышев Артем Шушарина Арина Дьяконов Илья Циберт Игорь Циберт Кирилл Кузнецова Юля Бирюля Егор Бизин Женя Семакина Лиза Благочевский Дима Кузнецов Арсений Фурсова Саша Кузнецова Катя Безбородова Юля Карих Диана Сурков Артем Михалев Ярослав Пахомов Саша Епишев Саша Селиванов Даня Тип проекта:   творческий Вид: г рупповой Форма проведения:   занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач.   Продолжительность проекта:   краткосрочный Место проведения: э кологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок группы, сем ья. Проблема:   нет экологических знаний о птицах нашего края, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Участники проекта:   дети, педагоги, родители. Возраст детей: 5- 6 лет. Актуальность: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Проблема: можем ли мы помочь птицам в зимнее время года? Цель экологического проекта:   формирование у детей элементарных знаний о зимующих птицах нашего края, о правилах поведения в природе. Задачи оздоровительной направленности- учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой Задачи образовательной направленности: - формировать элементарные экологические знания- развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление- формировать начала экологического мировоззрения  - формировать умения решать самостоятельно различные экологические задачи- учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях- учить понимать причинно- следственные связи внутри природного комплекса: а) познакомить детей с особенностями жизни птиц б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена. Задачи воспитательной направленности: - продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы- формировать эмоционально- доброжелательное отношение к птицам- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту 4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями: - учить детей заботиться о зимующих птицах- учить делать кормушку для птиц из бросового материала 5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности: - развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природ ы. Предполагаемые итоги реализации проекта: Сформировать у детей обобщенные представления о птицах нашего края Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года Вызвать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи Обогатить словарный запас детей Научить анализировать, устанавливать причинно- следственные связи Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку Приобщить к совместной деятельности родителей «Экологическое воспитание – это формирование осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С. Н. Николаева. «Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи познавательно- речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, - знать пять- семь видов птиц нашего края, - иметь представление о зимующих птицах и о помощи человека природе. Учитывая, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно- эстетического развития, а именно: - развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества( форма, величина, строение, цвет) , отражая это в рисунке, лепке, ручном труде; - учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; - приобщать детей к театральному искусству; - развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам, - воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями; - совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей. Содержание экологического воспитания включает два направления: - экологические знания детей, - отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе. Воспитательно- образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно- ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей.   Раздел программы Формы и методы работы Познавательное развитие Занятия: «Зимние гости», «Кто, как проводит зиму в лесу? » «Зимующие птицы». Экскурсия по экологической тропе к рябиновой аллее. Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь? », «Четвертый лишний». Игровая деятельность Сюжетно- ролевые игры: «Парк птиц», «Детский сад». Развитие речи Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели». Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает? », « Один- много », «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это? ». Ознакомление с художественной литературой Чтение: В. Бианки: «Сова», И. Тургенев: «Воробей», В. Бианки: «Чей нос лучше? », «Лесные домишки », А. Барков: «Голоса леса», И. Поленов: «Синичкины кладовки», Г. Серебрицкий: «Берегите птиц», загадки и стихи. Конструирование Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», «Изготовление кормушек из бросового материала». Рисование  Занятия: «Синичка- птичка- невеличка», «Снегири на ветках». Лепка  Занятие: «Вылепи любую птицу». Аппликация  Занятия: «Снегири на ветках», «Сорока – белобока». Театрализованная деятельность Экологическая сценка «Доживем до весны». Физическое воспитание Подвижные игры: « Совушка », «Собачка и воробьи», «Перелет птиц». Опытно- исследовательская деятельность Исследование различного оперения с помощью лупы. Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом. Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке. «Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в холодное время года, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом! » 65405356235 Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила: - - во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки; - - подкармливать в одном месте, в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени; - - кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна птицам каждый день, чтобы им выжить; - - корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь? » Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц. «Кто как голос подает? » Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает. Дети: Я ворона: кар- кар- кар. Я умею каркать. Я сорока: стр- стр- стр. Я умею стрекотать. Я сова: ух- ух- ух. Я умею ухать. Я синица: тинь- тинь- тинь. Я умею тинькать. Я голубь. Я умею ворковать.   Я снегирь. Я умею свистеть. Я воробей я умею чирикать. «Сосчитай птиц» Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными. Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д. «Большой – маленький». Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно- ласкательными значениями. Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапки – тоненькие лапки. Длинная шея – длинненькая шейка. Белая грудь – беленькая грудка. Черное крыло – черненькое крылышко. Толстая шея – толстенькая шейка. Короткий хвост – коротенький хвостик. Светлые перья – светленькие перышки. «Один – много» Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных. Одна ворона – много ворон, Один воробей – много воробьев и т. д. «Угадай по описанию» Цель- научить составлять описательный рассказ.   Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.   «Четвертый лишний» Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных. Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка. «Чье это? » Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т. д. «Скажи наоборот» Цель: закрепить знание детьми антонимов. Клюв толстый – клюв тонкий, Хвост длинный – хвост короткий Пальчиковая гимнастика" Кормушка" .   Сколько птиц к кормушке нашей( ритмично сжимают и разжимают кулачки) . Прилетело? Мы расскажем.   Две синицы, воробей,   Шесть щеглов и голубей,   Дятел в пестрых крылышках.   Всем хватило зернышек.   Подвижная игра «Собачка и воробьи».   Цель- закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.   Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».   Скачет, скачет воробей( дети скачут) .   Скок- поскок!   Скок- поскок!   Кличет маленьких детей( повторяют: « Чив! Чив! Чив! »)   Чив! Чив! Чив!   Чив! Чив! Чив!   Киньте крошек воробью,   Я вам песенку спою:   Чик- чирик! ( повторяют: «Чик- чирик! »)   Чик- чирик!   Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла.   «Воробьи» разлетаются.   Подвижная игра « Совушка » Цель: учить выполнять движения по сигналу ведущего. «День наступает – все оживает», Ночь наступает – все замирает». Физкультминутка «Воробышки как проснутся О чень любят потянуться   Обязательно зевнуть Ловко хвостиком махнуть», а теперь мы галки «Галка скачет, ловко пляшет Галка крылышками машет И взлетает без оглядки Это Галкина зарядка». НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ НАШЕГО КРАЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Наблюдение за птицами зимой. Цель: - формировать представления о жизни птиц зимой; - воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого. Ход наблюдения: Не видно в лесу тропинок, В тулупах кусты стоят. Уснувших жуков и личинок У крыл под корой снегопад. Лети же, пичуга, к людям И прячься скорей за окном,   А мы кормить тебя будем Крошками хлеба, пшеном. Воспитатель задает детям вопросы. - Каких птиц вы видите зимой около своего дома? - Почему они прилетают к жилью человека? - Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? - Почему зимующих птиц надо подкармливать? - много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? - Какой корм они охотнее поедают? - Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? - Есть ли кормушка возле вашего дома? Наблюдение за синицей. Цели: - продолжать вызывать интерес к пернатым- знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. Угадай, какая птица, Бойкая, задорная, ловкая, проворная, Звонко тенькает: «тень- тень! Как хорош весенний день! »( синица) Синица расписная свистит, не уставая. За окном повешу ей Я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей б едной птахе стало. - Что это за птица? - Как она выглядит и какого она цвета? - Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? - Чем питаются синицы? - Как люди заботятся о них?  - Какую пользу синицы приносят?  - Когда отмечают « синичкин » день? ( в ноябре) В народе говорят: «Не велика птичка- синичка, а и то свой праздник знает». Наблюдение за зимующими птицами нашего края. Цели: - закреплять знания о зимующих птицах нашего края; - формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; - воспитывать желание заботиться о них и охранять.   Ход наблюдения: Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки. Воспитатель задает детям вопросы. - Каких птиц называют зимующими? - Чем они питаются? - Каких зимующих птиц вы знаете? - Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края? - Как человек может помочь зимующим птицам? Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки. Наблюдение за вороной Цели: - расширять представления о птицах нашего края, учить различать их по внешнему виду; - воспитывать любовь и бережное отношение к птицам нашего края. Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький   А ходит босиком( ворона) - Кто это, как зовут эту птицу? - В чем особенности ее внешнего вида? - Где она живет? - Чем питается? - Есть ли у нее враги? Приметы:   Ворона под крыло нос прячет – к морозу. Наблюдение за снегирем. Цели: - формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; - знакомит с характерными особенностями снегиря. Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку. - Как выглядит снегирь? - Чем питается? - Где зимует? - Как человек заботится о нем? - почему снегирь прилетел к нам зимовать? Каждый год я к вам лечу –   Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко- красный галстук мой. ( с негирь) Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели. Наблюдение за голубями. Цели:  - закреплять представления о птичьем мире( чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними) .   Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы- Кто часто прилетает к нам на участок? - Откуда ни к нам прилетели? - Где они живут? - кто их кормит? - Что они любят клевать? - Как называется домик, где живут голуби? - Голуби перелетные или зимующие птицы? Наблюдение за синичкой. Цели: - формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; - учить узнавать их по внешнему виду.   Ход наблюдения: Зерен хочется синице, Но в кормушку сесть боится. «Будь смелее, не робей! »- Приглашает воробей. Воспитатель задает детям вопросы. - Как выглядит синичка? - Как передвигается и чем питается? - Где зимует синичка? - Как они кричит? - Как человек заботится о ней? - почему синичка осталась на зимовку? - Как люди отмечают «Синичкин» день? Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели. Цели: - на примере сравнения снегиря и свиристели- изучать особенности их строения, образа жизни( питания, движения) ; - воспитывать познавательный интерес к птицам и желание помогать им холодной зимой. Ход наблюдения:   Воспитатель загадывает загадки: Грудка ярче, чем заря, У кого? …. ( у снегиря) Северные гости К люют рябины грозди. Так нарядны и ярки, На головках хохолки! ( свиристели) - Как выглядит снегирь? ( у самца снегиря спинка синевато- серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко- красная. Самка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно- серая) - как выглядит свиристель? ( оперение у нее нарядное, розовато- коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо- розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко- красным карандашом, ровные полоски. ) Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? ( строение: это птицы пролетные, т. е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины) . - Чем отличается снегирь отсвиристели? ( размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель – размером со скворца, имеет хохолок, разная окраска оперения) - видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? ( Этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений) - можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? ( поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревом можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой) . - з наете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? ( снегири – птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. Свиристели – веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно соревнуясь друг с другом) . КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОЛОГИИ ТЕМА: « ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ». МБДОУ «Малышок» 2013г. Цели: формировать элементарные знания о птицах нашего края зимой, о правилах поведения в природе. Задачи. Уточнять и расширять  представления  детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Учить находить признаки сходства и различия. Активизировать  внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук( через конструирование из бумаги птицы в технике «Оригами» и пальчиковых игр) . Воспитывать  интерес  и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам. Материал:   таблички названия станций; картинки птиц; разрезные  картинки  «Собери птицу». ребусы; схемы,   как сделать  птицу из бумаги в технике «Оригами»; бумага на каждого ребенка, ножницы, фломастер. Ход  НОД: 1.   Вступительное слово. - Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, где нас ждут наши друзья  птицы, которые живут в нашем крае, и мы их видим каждый день. 2.  Путешествие. - Первая наша станция « Загадалкино ». - Отгадайте загадки:   Озорной мальчишка В сером пиджачишке  По двору шныряет, Крошки собирает( Воробей) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.  ( Синица) - Как вы догадались?  ( воспитатель показывает картинки с изображением птиц воробья и синицы) . - Что вы о них знаете? Воробей  – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Воробьи чистоплотны, постоянно купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли( таким путем они избавляются от насекомых) . Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений. Синица  – живет в парках, садах, лесах. Они, очень подвижные птицы. Порхая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются с акробатической ловкостью, держатся на самых тонких веточках. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали ее так за песенку «си- си- си». - Отправляемся дальше, следующая станция. Кто прочитает название?   «Ребусная». -  Отгадайте ребусы( рис. 1) Дети разгадывают, воспитатель показывает картинки с изображением птиц – вороны и сороки. -   Расскажите, что вы знаете об этих птицах. Ворона и сорока живут рядом в городе, деревне. Они все едят. И разные кусочки еды во дворе соберут, и в поле слетают. Ворона там за мышами и другими мелкими зверьками охотится, поедает яйца и птенцов. Это большие птицы. Оперение у вороны черное с синим, ноги и клюв тоже черные. Сороку называют «белобокой» за ее белые бока. Она истребляет вредных насекомых, разоряет гнезда мелких птиц. - Следующая станция, кто скажет, как называется? «Собери картинку». -   Вам нужно собрать картинку и узнать что это за птица( дятел) . - Что вы знаете об этой птичке? Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко- красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков- короедов и других насекомых из- под коры. За это дятла прозвали доктором или санитаром леса. Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Две недели надо дятлу, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом  дупле появятся у дятла птенцы. Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут выкармливать их мошками, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм. - Отправляемся дальше, а называется это станция «Сделай птицу». А вот какое, послушайте стихотворение: Прилетели голуби Н а мое окно.   Поклевали голуби Просо и пшено. Наклонили головы,   Дарят мне свой взгляд, За мою заботу Спасибо говорят! Воспитатель показывает картинку с голубем и предлагает сделать его из бумаги. По схеме объясняет и показывает, как делать голубя( рис. 2) . -   Загните углы квадрата к середине. -   Перегните пополам вперед. -   Сделайте надрез и отогните крылья вверх. -  Вогните «клюв» внутрь, и нарисуйте глаза. ( рис. 2) . -   Посмотрите, какая красивая стайка голубей у нас получилась. - Давайте для наших птичек с помощью рук сделаем гнездо. Птицы строят гнезда, чтобы защитить яйца и птенцов. Гнездо должно быть спрятано так, чтобы до него не добрались хищники. Обычно гнезда делают из листьев, веточек и травы. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим телом, пока не вылупятся птенцы. Пальчиковые игры[ 1] : «Гнездо»- соединить округлые ладони  ( рис. 3) . «Птичка в гнезде»- соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь( рис. 4) . «Птенцы в гнезде»- обхватить все пальцы правой руки левой ладони, шевелить ими( рис. 5) . «Скворечник»- кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь( рис. 6) . «Полет птицы»- руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы растопырить и махать ими ( рис. 7) . 3. Заключение. - Наше путешествие закончилось. - Вам понравилось? Литература 1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. Конспект НОД на тему «Птицы – наши друзья» Старшая группа МБДОУ «Малышок» 2013г. Цели: формировать знания детей о жизни птиц в зимнее время. Задачи:  уточнить и расширить представления детей о птицах;   находить признаки сходства и различия; воспитать бережное и заботливое отношение к птицам. Активизировать словарь, развивать мышление.   Материал: картинки с птицами: синичка, ворона, снегирь. Ход НОД:  - Сегодня мы с вами будем говорить о наших лесных Айболитах- Так кто же они- лесные Айболиты?   Правильно, это птицы- А каких птиц мы больше всего встречаем в наших краях? ( вороны, голуби, воробьи и т. д. ) А еще есть синички. Они прилетают к нам зимой.   А красавец снегирь прилетает к нам перед первым снегом. Их так много и все они разные. Вот, например, ворона большая, а воробей …( маленький) , голуби ходят, а воробьи …( прыгают) , воробьи чирикают, а голуби …( воркуют) , а вороны …( каркают) . И все они нам очень дороги. - А знаете почему? ( потому что птицы- наши друзья, красота нашей природы, а еще лесные Айболиты) - А почему называют их все- таки Айболитами?  ( они спасают наши деревья) - Как же мы должны к ним относиться? ( заботиться о них) - Какую пользу приносят птицы? ( они спасают нашу природу, лечат природу) . Они охраняют наши леса, сады, огороды. Их надо беречь, кормить. Если мы спасем одну птицу, мы спасем десятки деревьев. Свою любовь к ним мы доказали, вместе смастерили с Вами что? Угадайте?   В зимний день Среди ветвей Стол накрыли для гостей( кормушка)   Ведь зимой птицам холодно и мы вместе их подкармливали. - А теперь вспомним, какие птицы прилетали к нам на кормушку( Игра «Птички на кормушке»)   1. Однажды мы положили в кормушку крошки хлеба, сала, семечки и веточку рябины. Прилетели птички, склевали все крошки и семечки, а рябинку не тронули. Кто прилетал? ( Ребенок выходит и выбирает картинку воробья) .   2. На другой день прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябинку не тронули, а вот сало и семечки склевали. Кто же они? ( Ребенок выбирает картинку птичку- синичку и выставляет на доску)   3. А на третий день прилетели какие- то странные птицы, грудка красная, крылышки черные, и ни одной рябинки не оставили. Кто они? ( Ребенок выставляет снегиря) .   Физкультминутка «Птички» Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят, И тихонько все летят. ( Дети «разлетаются»- машут руками, как крыльями. )     А давайте вспомним загадки про них и расскажем.   Загадки. Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку, Кто узнал ее? . . ( синичка)   Зимой на ветках яблоки Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это? . . ( снегири)   Уличный мальчишка В сером армячишке. По двору шныряет, Крошки собирает, По полям ночует, Коноплю ворует. ( воробей)   Народ сложил про них не только загадки, но и приметы. По поведению птиц можно определить прогноз погоды.   Галки вьются в воздухе – к снегопаду. Ворона кричит, оборотившись на юг – к теплу; повернувшись на север – к холоду. Если журавли летят высоко, не спеша – будет хорошая осень. Малая птичка соловей, а май знает.   Сколько всего хорошего было сказано сегодня про птиц. - А что было бы с нашей природой, если бы их не было? ( деревья бы все погибли) - Да, ребятки, без них действительно было бы скучно. Их мелодичные, звонкие, веселые песни вселяют нам радость, оживляют природу. - Берегите их! Кормите их! Любите их!   Приучите этих птиц К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну   МБДОУ «Малышок» 2013 год. Конструирование. Тема:   Кормушки  для птиц. Цель:   формировать знания детей о зимующих птицах нашего края. Задачи: в оспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, развивать  мелкую  моторику, стимулировать желание работать самостоятельно. Материалы и оборудование:   праздничные  коробки из- под  новогодних подарков, ножницы. Методические приемы:   ролевая игра  «Юный орнитолог». Программное содержание: Прочитать детям стихотворение «Кормушки».         Сделаем кормушки, насыплем зернышки-       Пусть не голодают зимой воробушки. Воспитатель:   Скажите, ребята, для чего нужны кормушки зимой? Дети:   Для того чтобы помочь птицам пережить холодную зиму, накормить их. Прочитать стихотворение «Птицы зимой».        У еле приметной дорожки      Насыпаны зерна и крошки,      Слетайтесь, слетайтесь, пичуги.      Теперь не страшны вам холодные вьюги      Ведь в зимние лютые вьюги      Должны мы помнить друг о друге.   Воспитатель:   О чем это стихотворение? Дети:     Это стихотворение о том, что нужно помогать птицам зимой. Воспитатель:   Как же мы им сможем помочь? Дети:     Мы смастерим кормушки, развесим их на деревья, насыплем в них корм. Воспитатель:   Совершенно верно, а птицы нам помогут, они будут радовать нас своими песнями. Давайте сделаем кормушки. Посмотрите, что лежит на нашем столе? Дети:   На столе лежат  коробки от новогодних подарков. Воспитатель:    Правильно. Из этого мы и будем мастерить наши кормушки. Посмотрите, как мы это будем делать. Давайте на боковых сторонах  вырежем  большие, квадратные окошечки, чтобы через них птички смогли достать корм.  Потом  проденем   веревочку, чтобы было удобно повесить кормушку на дерево. Какие  замечательные  получились у нас кормушки.   Молодцы! ( фото кормушек) . Посмотрите, какие замечательные  кормушки  вы смастерили вместе с родителями. Теперь предлагаю пойти на прогулку и развесить наши кормушки- столовые. Обязательно возьмем с собой корм. МБДОУ «Малышок» 2013 год. РИСОВАНИЕ Тема:   Птицы у кормушки. Цель:   формировать знания детей о зимующих птицах нашего края. Задачи: научить  отображать на бумаге,  с помощью красок, свои наблюдения, сделанные на прогулке;   научить   подбирать  цвет, четко  отображать  основные  формы птиц( туловище,  хвост,  голова,  клюв,  глаза,  крылья) . Материалы и оборудование:   листы бумаги, краски, кисти, стаканы с водой, салфетки, иллюстрации птиц. Методические приемы:   ролевая игра «Юный орнитолог». Программное содержание: Ребята, наше изучение птиц продолжается. Все ученые записывают свои наблюдения или зарисовывают, а так как  мы не умеем писать,   мы свои наблюдения будем  зарисовывать.   Но вначале,   давайте поиграем с вами в игру( дидактическая игра «Что за птица? ») . Цель:   научить различать птиц по словесному описанию, по иллюстрации; обогащать словарный запас детей; активизировать  речь; развивать память.  Воспитатель:      Ребята, отгадайте загадки:       Ты с модницей этой конечно знаком:                       В серой шубке перьевой Вертушке на месте никак не сидится.                        И в морозы он герой Все хвастает  синим своим  сюртуком                      С качет, на лету резвится И шапочкой синей гордится.                                       Не орел, но всё же птица.                                                                                            ( Синица)                                                                           ( Воробей)   Воспитатель:    Правильно. Это синица и воробей, вчерашние  гости нашей кормушки. Давайте посмотрим на картинки и вспомним наших птиц.   Воробей серый с коричневыми полосками, синица  окрашена по- другому   у нее грудка желтая, а крылья  и хвост  синие. Скажите, из каких основных частей состоит птица? Дети:     Птица состоит: из головы, туловища, крыльев, хвоста, лапок. На голове у птицы есть глаза, клюв. Покрыта птица перьями. Воспитатель:    Давайте мы с вами сейчас нарисуем то, что видели вчера на прогулке. Как птички прилетали угоститься у нашей кормушки. Возьмите  лист бумаги, расположите его вертикально, и внимательно посмотрите,   как правильно рисовать птиц около кормушки( показ воспитателя) . Теперь попробуйте сами( фото работ) . Молодцы! Все превосходно справились с заданием. А теперь давайте пойдем на прогулку и понаблюдаем за воробьями внимательнее.   МБДОУ «Малышок» 2013 год. А ППЛИКАЦИЯ Тема:   Снегирь. Цель:   Формировать знание детей о зимующих птицах нашего края. Задачи: п родолжить знакомство детей с зимующими птицами, учить различать птиц по характерным признакам. Научить  выделять основные части строения птиц, определять их форму, учить отображать, увиденное в самостоятельной работе. Материалы и оборудование:   иллюстрация снегиря,  заготовки  ( трафареты  геометрических фигур, нарисованных на цветной бумаги) ,  ножницы, клей, кисточки, салфетки. Методические приемы:   ролевая игра. Программное содержание: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете,   кто герой этого дня.             - Ты откуда. Ты откуда Прилетел к нам,   красногрудый? - Облетел я всю  Сибирь- А зовут меня…( Снегирь) Грудка ярче, чем заря! У кого? . . . ( У снегиря) Воспитатель:    Правильно. Сегодня наш герой- снегирь. Посмотрите на иллюстрацию. Правда красивая птичка. Давайте, посмотрим,   чем же она отличается от других птиц, с которыми мы уже познакомились во время нашей научной работы.   Снегиря от других птиц отличает яркая окраска перьев на груди. Но так ярко окрашен только самец,   самочка окрашена скромнее. У нее грудка окрашена в серый цвет. Снегири  прилетают к нам с первыми морозами и радуют нас своей красотой. Снегири очень любят ягоды: ранетки, рябину, из которых они выклевывают косточки, а все остальное бросают. Еще они любят клевать почки  и поэтому многие садоводы не очень рады, когда на их яблоньках  вырастают живые яблочки – снегири. Ведь когда снегири сидят на веточках деревьев, они так похожи на яблочки.   Все ученые обладают очень хорошей памятью. Сейчас мы проверим, так ли это? Вы юные ученые – орнитологи. Мы будем проверять вашу память при помощи игры, которая называется « Помнишь ли ты эти стихотворения? » Цель:   Развивать память детей, пополнять словарный запас, тренировать голосовой аппарат, активизировать речь, учить выразительному чтению стихотворений. Программное содержание: Наша игра будет заключаться в том, что я начинаю читать стихотворение, а вы заканчиваете. А стихотворения будут о снегирях. Ведь красота этой птицы вдохновляла  многих поэтов и раньше и сейчас. И так начинаем….     « Снегири».                                                                                      « Снегирь» Снегири, снегири,                                                              От простуд он не страдает, Как осколочки зари                                                           Н е страшится злобных вьюг, Рдеют на дорожке                                                             И к зиме не улетает- Ты мороз их не бер и-                                                     На далекий знойный юг. Обожжешь ладошки!                                                       Пусть покроют снега груды                                                                                                И пригорок и пустырь Выбегай поскорей,                                                           Раскрасавиц  красногрудый, Посмотри на снегирей!                                                   Житель севера – снегирь. Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели. А  Мороз – Красный нос Им рябинки принес                                                               Хорошо угостил, хорошо подсластил Зимним вечером поздним,   Ярко- алые грозди.    А. Прокофьев.     Молодцы. У вас замечательная память. Вы настоящие ученые. Давайте,   вспомним,   из каких частей состоит птица, и на какую геометрическую фигуру похожа каждая часть. Дети:    Птица состоит: из туловища – оно овальное; из головы – она круглая; из крыльев и хвоста – они треугольные; на голове есть глаза и клюв. Воспитатель:    Скажите,  в какие цвета окрашен снегирь? Дети:     Снегирь окрашен вкрасный, черный и белый цвета. Воспитатель:    Правильно. Сегодня мы  постараемся  изобразить портрет снегиря. Сделаем  аппликацию. На вашем столе лежит  трафарет, нарисованные на цветной бумаге геометрические фигуры. Их надо вырезать. После составить из них изображения снегиря на синем фоне, который будет изображать снег( фото работ) . Какие замечательные снегири получились. Не зря про снегиря говорят: - Красногрудый, чернокрылый Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. А теперь, давайте пойдем гулять. Рано утром я насыпала под ранетку семечек и сушеной рябины. Солнышко уже высоко может снегири прилетели полакомиться. Тема:   «Зимующие птицы» ЦЕЛИ: формировать знания детей о птицах нашего края зимой. ЗАДАЧИ: Закреплять знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи. Учить анализировать, устанавливать причинно- следственные связи. Продолжать учить отгадывать загадки, активизировать словарь детей. Воспитывать доброе отношение к природе, желание помогать и заботиться о птицах зимой. Развивать в детях организованность, дисциплинированность, умение договориться между собой.   Совершенствовать умение согласовывать свои действия с партнерами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, поддерживать инициативу, умение подчиняться коллективу.   Предварительная работа:   проведение цикла наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей. Оборудование:   иллюстрации, изображающие различных птиц.   Ход занятия:   Дети входят в группу под песню «Ужасно интересно, все то что неизвестно». Воспитатель:   Мы начинаем игру «Что? Где? Когда? ». В ней участвуют две команды: «Снегири» капитан команды- Дима, и команда «Синицы» капитан команды – Катя. 1 ребенок. Приветствуем сегодня всех Мы рады встрече с вами И не случайно в этот зал   Всех вместе мы собрали. 2 ребенок. Детей и взрослых позвала Игра «Что? Где? Когда? » И думаем, пройдет она   Активно и не скучно. Воспитатель: команды занимайте свои места. Для начала нашей игры нам надо пригласить жюри. ( в ызываются члены жюри) . Ребята, вы уже много знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Напомню, что темой нашей сегодняшней игры будут «Зимующие птицы». Вы готовы к первому заданию? Первое задание – разминка.   В ней вы должны будете отгадать загадки. Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл или один магнит на доске. 1. Угадайте, что за птица? 1. Всю ночь летает С качет по дорожке, Мышей добывает, Собирает крошки, А станет светло- Зимовать не улетает Спать летит в дупло. Под карнизом обитает. ( с ова) ( воробей) 2. Непоседа птица эта, 2. Кто присел на толстый сук О дного с березой цвета, И стучит: «Тук- тук, тук- тук! »? Громко так стрекочет( дятел) Рассказать нам что- то хочет. ( с орока) 3. Что за птица 3. Северные гости Мороза не боится? Клюют рябины грозди Х оть снега лежат везде, Так нарядны и ярки У нее птенцы в гнезде. На головках – хохолки. ( к лест) ( свиристели) 4. Красногрудый, чернокрылый, 4. Угадай, какая птица, Любит зернышки клевать Бойкая, задорная, С первым снегом на рябину Ловкая, проворная, Прилетает к нам опять. Звонко тенькает: ( снегирь) «Тень – тень! Как прекрасен этот день! »( синица) Воспитатель: Разминка прошла удачно. Переходим к следующему заданию. Теперь, дорогие знатоки, посмотрите на эти рисунки, на них изображены части птиц. По ее части вы должны узнать, назвать птицу и доказать почему вы так решили.   Воспитатель задает наводящие вопросы каждой команде: - Чей это клюв? - Чей это хвост? - У какой птицы грудка такого цвета? Последнее задание, которое вам предстоит выполнить, называется так: «Найди, сосчитай и назови птиц на этой картинке». Всем понятно задание, выполняйте. Ребенок. Мы на игре сегодня   Славно время провели, А теперь жюри попросим,   Чтоб итоги подвели. Жюри подводит итоги и награждает победителей. Воспитатель: И вот закончилась игра Н о мы надеемся, что с ней, Вы стали чуточку умней и дружней. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСЦЕНИРОВКА К ПРОЕКТУ « ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»   «Доживем до весны» Действующие лица: Воробей, Синица Сорока  ( Появляется взъерошенный воробей) Воробей:   Ой, спасите! Караул! Кто в меня снежком пульнул? Эти скверные мальчишки Ж ить мешают воробьишкам. То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так не сладко! ( Появляется синичка) Синица:   Б р- р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше? Замерзаю на лету! Может быть, согреюсь тут? ( Замечает воробья) Воробьишка! Что с тобой? Ты взъерошенный такой! Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел? Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в теплых шубах, В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них! Синичка: Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна! Против нас мороз, бураны, Да еще и хулиганы! Нас выслеживают кошки, И во рту с утра не крошки! Червячков и мошек нет, А без них какой обед? Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто ответит? ( Появляется сорока) Сорока: Добрый день, синичка! Здравствуй! Воробьишка, как дела? Ой, не терпится похвастат ь- Я сегодня принесла Сногсшибательную весть: Будет всем нам, что поесть: Рассказала мне подружка П ро какие- то кормушки. Дескать, дети есть таки е- Ну, совсем, совсем не злые,   А, как раз наоборот, Помогают птицам! Вот! ( Воробей недовольно) Воробей: Перестань трещать сорока, О еде, о жизни легкой, Да еще о добрых детях. Сказки нет, глупей на свете! Не поверю никогда, Будто где- то ждет еда! Никому мы не нужны. Эх, дожить бы до весны. ( Сорока возмущенно) Сорока: Воробьишка, ты не прав! Разузнала я вчера: Эти славные ребята Н азываются юннаты. Так летим же в детский сад, Ведь кормушки там висят. Их, поверьте, там немало. Есть на них зерно и сало, Крошки хлеба и пшено! ( Воробей недовольно) Воробей: Нет, не верю все равно! ( Синичка задумчиво) Синица: А вот я бы полетела. Что- то кушать захотела Я еще два дня назад. Кто со мною в детский сад? Воробей: Так и быть, я полеч у- Я всю зиму есть хочу. ( Все улетают) .   Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню( Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей) Синичка: Ах, какой чудесный пир! Я теперь люблю весь мир! Был жестоким день обычный, Оказалось, не со зла. Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну, дела! Воробей: Да, в саду я убедился: На сороку зря сердился. И теперь уж наяву Д о весны я доживу! А весной мы дружно вместе Б удем петь вам, люди, песни, Защищать от злой беды Огороды и сады. Ведь на сытый- то желудок Нам, пернатым, ерунда И любое время суток, И снега, и холода! ( Обращается к синичке) Ты со мной согласна? Синичка: Да! Я, сосед, с тобой согласна! Как на свете жить прекрасно!   ЗАГАДКИ К ПРОЕКТУ «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» Длиннохвостая она, Со спины черным- черна. Брюхо белое по плечи, Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Подн имет стрекот – крик! ( сорока) Днем молчит,   Ночью кричит.  ( ф илин, сова) Ты с модницей э той,   Конечно, знаком:   Вертушке на месте   Н икак не сидится —  Все хвастает  синим своим сюртуком  И шапочкой синей  Гордится. . .  ( синица) .   Серых перьев комок На морозе продрог, Скачет по дорожке, Собирает крошки.  ( воробей) Непоседа, неве личка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку, Кто узнал ее?  ( синичка) От простуд он не страдает,   Не страшится злобных вьюг   И к зиме не улетает  На далекий знойный юг.   Пусть покроют снега груды   И пригорок, и пустырь —  Раз красавец прилетел к нам,   Житель севера. . .  ( снегирь) .   Черный жилет,   Красный берет,   Нос как топор,   Хвост как упор.  ( д ятел)   Непоседа пестрая,   Птица длиннохвостая,   Птица говорливая,   Самая болтливая!  ( сорока)   Днем спит,   Ночью летает,   Прохожих в лесу пугает. ( сова)   На голом суку сидит,   На весь двор кричит:  " Кар- кар- кар! "  ( ворона)   Чернокрылый, красногрудый,   И зимой найдет приют:   Не боится он простуды,   С первым снегом   Т ут как тут!  ( снегирь)   Странный доктор есть на с вете,   Он деревья лечит, дети.   — Где болит? Тук- тук!   А, нашел. Тут, тут.  ( д ятел)   Чик- чирик!   К зернышку прыг,   Клюй, не робей,   Кто это?  ( воробе й)   Выпал снег, а эта птица  Снега вовсе н е боится.   Эту птицу мы зовем  Красногрудым. . .  ( снегирем) .   Северные гости К люют рябины грозди. Так нарядны и ярки,   На головках хохолки! ( свиристели) ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЧКИ   На дворе морозище  Граду сов под сорок.   Плачутся воробышки,   Что весна не скоро.  ^  В. Звягина  Воробышки игривые,   Как детки сиротливые,   Прижались у окна.   Озябли пташки малые,   Голодные, усталые,   И жмутся, поплотней.  ^  С. Есенин  Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо –  На березе яблоки поспели! Подойду поближе к ней, И глазам не верится –  Стайка алых снегирей О блепила деревце! Вот ворона сидит на заборе.   Все амбары давно на запоре.   В се обозы прошли, все подводы,   Наступила пора непогоды.   Суетится она на заборе —  Горе ей, настоящее горе!   Ведь ни зернышка нет у вороны   И от холода нет обороны.  ^  Н. Рубцов  Скачет шустрая синица,   Ей на месте не сидится.   Прыг- скок, прыг- скок,   Завертелась как волчок.   А. Барто   Прыгал воро бьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой. Прыгает он у крыльца – Покормите молодца. В. Мирясова Выбегай поскорей,   Посмотри на снегирей!   Прилетели, прилетели!   Стайку встретили метели,   А Мороз Красный Нос  Им рябинки принес.  ^  А. Прокофьев  Трудно птицам зимовать,   Надо птицам помогать!   Распилить я попросил  Досочку еловую,   Вместе с папой смастерил  Птичкину столовую.  ^  А. Чепуров  К расные грудки, черные спинки – Я ркие птички, будто с картинки! Что- то там ищут, клюют, посмотри! Видишь? На белом снегу – снегири. ^  А. Берлова Прилетели свиристели, Заиграли на свирелях, Засвистели: « Свири- свир! Мы в лесу устроим пир! Пусть опали с веток листья, Шелестит осенний дождь, Мы клюем рябины кисти – Лучше ягод не найдешь  ПОКОРМИТ Е ПТИЦ   П окормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Б удет им зима. Сколько гибнет их — не счест ь, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать З аодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. ^  Александр Яшин. 1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 2. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г. » 3. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г. 4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г. 5. Е. Г. Зверева- Андреевская, О. Н. Монтазери, М. А. Игошина, «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г. 6. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времен а года»: «Ранок», Харьков 2008г Материал подготовила семья Поповых МБДОУ «Малышок» группа: «Ягодка» с. Д оброе 2013 год.

Оставить комментарий: