Комплекс игр и упражнений для развития психических процессов

Опубликовано: 21:53:21 16-12-2017

Автор: Власюк Вера Николаевна

Документы для скачивания:

42129_Kompleks igr i uprazhneniy dlya razvitiya psihicheskih protsessov.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

42129_Kompleks igr i uprazhneniy dlya razvitiya psihicheskih protsessov.docx

Комплекс игр и упражнений для развития психических процессов Учитель- дефектолог: Власюк В. Н. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Мышление- одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции( анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация) . Выделяют три вида мышления: 1) наглядно- действенное( познание с помощью манипулирования предметами) 2) наглядно- образное( познание с помощью представлений предметов, явлений) 3) словесно- логическое( познание с помощью понятий, слов, рассуждений) Наглядно- действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3- 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно- действенного мышления формируется и более сложная форма мышления- наглядно- образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме. К шести- семи годам начинается более интенсивное формирование словесно- логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. д. , то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно- следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. КТО ЧТО ЛЮБИТ? Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех" накормить" . НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк- дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива- фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт- . . . , птицы- . . . КЛАССИФИКАЦИЯ Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими. ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выд еления существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому- либо общему признаку, а четвертая- лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил. НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО П рочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является" лишним" . Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон. ЧЕРЕДОВАНИЕ П редложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д. ОТВЕЧАЙ БЫСТРО Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество( вкус, форму) предмета. УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса. Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое- либо понятие. - н азови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт. ГОВОРИ НАОБОРОТ Предложите ребенку игру" Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой- маленький. " Можно использовать следующие пары слов: веселый- грустный, быстрый- медленный, пустой- полный, умный- глупый, трудолюбивый- ленивый, сильный- слабый, тяжелый- легкий, трусливый- храбрый, белый- черный, твердый- мягкий, шершавый- гладкий и т. д. БЫВАЕТ- НЕ БЫВАЕТ Н азываете какую- нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если- нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д. УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления. Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он- его заканчивать. " Отгадай, что я хочу сказать! " Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ( ПОНЯТИЙ) Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: " Ты видел муху? А бабочку? " После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: " Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? " Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6- 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня. УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ Взрослый предлагает угадать, о чем( о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный( помидор) . Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный. КТО КЕМ БУДЕТ? Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем( чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т. д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос. РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ И спользуются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам. ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ Взрослый рассказывает о чем- то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера- иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из- за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: " Ку- ка- ре- ку! " - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу- гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю- сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду- и уплыла. НЕЛЕПИЦЫ П редложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие- нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле. И ГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания. Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является" потеря" условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля. Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненны ШКАФЧИКИ Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку. ЧТО ИСЧЕЗЛО? На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось. ХУДОЖНИК Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки. ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести( от 4 до 10 слов) . Вариант 3. Ребенку называют числа( слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. ВСПОМНИ И ПОКАЖИ Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов( например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д. ) . ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: " Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ- Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное. Например, называете семь фраз. Мальчику холодно. Девочка плачет. Папа сердится. Бабушка отдыхает. Мама читает. Дети гуляют. Пора спать. К каждой фразе ребенок делает рисунок( схему) . После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой. На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6- 7 фраз- очень хорошо. - Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: " О чем этот рассказ? " Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой- то аналогичной историей, сравните эти истории( в чем сходство и различие) . Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В нимание есть сосредоточенность на чем- либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания. С войства внимания Объем  - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1- 5 объектов. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. По мере овладения техникой чтения увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Устойчивость  - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. Интенсивность характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Концентрация  - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой- либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Распределение  - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Переключение  - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Н арушения внимания Отвлекаемость  - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Рассеянность  - неспособность сосредоточиться на чем- либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. Чрезмерная   подвижность   внимания- постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности. Инертность  - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. Р азвитие зрительного внимания ЛОТО ДОМИНО НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор. ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО Предлагается карточка с изображением 4- 5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия. ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК Ребенку предлагают выложить из мозаики( или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п. НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус( например, - О ХОХОХО- - ОООХХХООО- - ООХХОХОХХОО- ) , нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы. СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ Ребенку дается ли ст в кл еточку( крупную или мелкую) , образец для рисования( орнамент или замкнутая фигура) , карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам. ЛАБИРИНТ П ройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом. НАЗОВИ ПРЕДМЕТ Ребенку даются рисунки с замаскированными( неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать. СКОЛЬКО ЧЕГО? ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву" К" , " Т" , " С" , все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы. ДОРИСУЙ Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовть их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п. ЗАЧЕРКНИ Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты. КОРРЕКТОР Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую- нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка( время, за которое он просматривает 3- 5 строк, количество ошибок) , поощряйте его за прогресс. РАЗВЕДЧИКИ Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них. И гры на развитие слухового внимания ЧТО ЗВУЧАЛО? Ребенку демонстрируется звучание разных предметов( звучащих игрушек, музыкальных инструментов) . Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало. ЧЕТЫРЕ СТИХИИ Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: " земля" - руки вниз, " вода" - вытянуть руки вперед, " воздух" - поднять руки вверх, " огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу. И гры на развитие моторно- двигательного внимания КТО ЛЕТАЕТ? Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает" летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки. СЪЕДОБНОЕ- НЕСЪЕДОБНОЕ В зависимости от названного предмета( съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым. УХО- НОС Ребенок слушает команду: " Ухо" и дотрагивается до уха. " Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться. ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений. ЛИТЕРАТУРА Борякова Н. Ю. и др. Практикум по коррекционно- развивающим занятиям. М. , 1994. Забрамная С. Д. , Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М. , 2001. Ильина М. Н. Развитие ребенка с 1- го дня жизни до 6- ти лет. С- Пб. , 2001. Катаева А. А. , Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. , 1993. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5- 9 лет. М. , 2001. Фомина Л. В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте( 4) 5- 6 лет.   М. , 2001. Шмаков С. А. Игры- шутки, игры- минутки. М. , 1996.

Оставить комментарий: