a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Системно-деятельностный подход в формировании и развитии универсальных учебных действий на уроках биологии

Автор: Казакова Светлана Владимировна Опубликовано: 2017-12-29 05:52:26

Документы для скачивания

Системно- деятельностный подход в формировании и развитии универсальных учебных действий на уроках биологии Системно- деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Системно- деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.  Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. «Универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.   Использование данного подхода в учебном процессе позволяет формировать у учащихся основные универсальные учебные действия( УУД) : личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные. На уроках биологии использую следующие приёмы для формирования УУД: Приёмы формир ования познавательных учебных действий Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: · «найди отличия»( можно задать их количество) ; · поиск лишнего; · упорядочивание; · «цепочки»; · хитроумные решения; · составление схем- опор; · работа с разного вида таблицами; · составление и распознавание диаграмм; · работа со словарями. Задание.  Среди хаоса бу кв в пр ямоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили? Умение классифицировать  – это умение распределять какие- либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Примеры заданий: Задание.   Разделите всех представителей растительного мира на высшие споровые растения и низшие растения: Задание. Распределите все живые организмы, изображённые на рисунке, по 4 царствам живой природы: Задание 1.  Установить соответствие: Защищает клетку от влияния окружающей среды. Бесцветное вязкое вещество клетки. Полости, заполненные клеточным соком. Мелкие тельца, имеющие разную окраску. Пластиды, придающие листьям зелёный цвет. Хранит в себе наследственную информацию А. ядро Б. цитоплазма В. оболочка Г. хлоропласты Д. пластиды Е. вакуоли Задание 2. Установить соответствие: распределите организмы в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы. Организмы Царства А) азотобактерии 1) Бактерии Б) берёза 2) Грибы В) лось 3) Растения Г) дельфин 4) Животные Д) паук Е) одуванчик Ж) опёнок З) подберёзовик И) сосна К) цианобактерии Установить соответствие: Абиотические факторы это ……. . Биотические факторы это …………… Антропогенные факторы это ………. . А. влажность( дождь) Б. свет В. температура Г. конкуренция за пищу Д. пожар Е. формы влияния живых организмов друг на друга. Ж. все формы деятельности человека на природу. З. опыление насекомыми растений И. это факторы неживой природы. С. Вырубка леса Умение обобщать: Задание. Назов и данные растения одним словом: Хламидомонада, хлорелла, спирогира, улотрикс, ламинария – это … Гриб трутовик, головня, спорынья это …………………. Прием-  найти «лишнее». Задание 1.  Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. Водоросли, покрытосеменные, голосеменные, папоротники. Головня, мухомор, гриб трутовик, спорынья, подберёзовик. Клеточная стенка, поры, кустарник, пластиды Хлоропласты, хромосома, лейкопласты, хромопласты. Задание 2.  Выстроить логические цепочки,  т. е. упорядочить набор слов. Покрытосеменные, голосеменные, мхи, водоросли, лишайники, папоротникообразные. Умение проводить аналогии  – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров Задание.  Между первым и вторым понятием существует определенная связь.   Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие. Работа с рисунками: Задание.   Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов.  В чем их сходство и различие? Задание. Сравните растительную клетке и клетку бактерий. В чём их сходство и различие? Работа с таблицей: Задание.  Внимательно изучите данные, приведённые в таблице «Содержание бактерий( шт. ) в 1 куб. м воздуха». Какое из  утверждений А- Г соответствует данным таблицы? Таблица    «Содержание бактерий( шт. ) в 1 куб. м воздуха»  Воздух Содержание бактерий( шт. , в м3) Воздух лугов и полей 100 Городской воздух( летом) 25000 Городской воздух( зимой) 4500 Воздух закрытых помещений 300000 А. Зимой в городском воздухе бактерий содержится больше, чем летом. Б. Количество бактерий в закрытом помещении, по сравнению с воздухом лугов и полей, больше в 300 раз. В. Содержание бактерий в морозном воздухе, в отличие от летнего, уменьшается более чем в 5 раз. Г. Высокое содержание бактерий в воздухе закрытых помещений способствует распространению инфекционных заболеваний. Умение составлять синквейны, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов: 1 строка – 1 существительное( тема) , 2 строка – 2 прилагательных( описание темы) , 3 строка – 3 глагола( описание действий) , 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 5 строка – 1 слово( резюме или синоним, который повторяет суть темы) . Царство грибы. 2. Бесхлорофильные, споровые( съедобные, несъедобные) 3. Накапливают, отравляют, поглощают. 4. Грибы особая группа живых организмов на Земле. 5. Симбиоз. 1. Клетка. 2. Структурная, функциональная. 3. Дышит, питается, воспроизводит. 4. Основной элемент живой материи. 5. Жизнь. Умение составлять опорно- логические схем ы( кластеры) 35528251771652762250177165 Растения 47720252139953600450213995 Низшие растения Высшие растения водоросли Высшие споровые Высшие семенные Мхи, хвощи, голосеменные, плауны и папоротники покрытосеменные « Верные- неверные » утверждения: 1) Верны ли следующие суждения о грибах? Грибы относятся к растениям. Грибы это самостоятельное царство живых организмов. Грибы живут везде и даже на теле человека и животных. Грибы растут в лесу. Грибы не размножаются спорами. Грибы размножаются спорами и нитями грибницы. Грибы могут быть только паразитами. Грибы могут быть только сапротрофами. Грибы по типу питания могут быть и паразитами и сапротрофами. Грибы используют для получения лекарства. Грибы очень полезны и никакого вреда не приносят человеку. Грибы могут вызывать опасные заболевания. Выбрать верные утверждения: Среда это все то, что окружает неживое существо в природе. У наземных организмов сильно развиты – внутренний и наружный скелет. В водной среде обитают слон, волк, медведь. В почвенной среде обитания у животных тело вытянутое, гладкое, глаза отсутствуют. Одни организмы могут жить на теле других организмов. Крот, червяк, личинки насекомых живут в наземно- воздушной среде обитания. Умение анализировать текст( переводить информацию из текста в схему) : 3552825238760002752725238760 Водоросли 47815502266950043529252266953362325226695 Одноклеточные Многоклеточные хлорелла красные бурые зеленые Умение выделять главное в тексте: Ответ на вопрос найди в тексте учебника: Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Мхи распространены преимущественно в хорошо увлажнённых местах. В отличи и от низших растений- водорослей, мхи имеют стебли и листья. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду. Размножаются мхи с помощью спор, которые образуются в спорангиях – коробочках со спорами. Умение структурировать тексты, включая умение выделять: главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых действий Задание. Определить тему текста( озаглав ить) , и выделить основную мысль Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веще ств в пр ироде и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов получают ценное лекарство. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба и сыров. Но грибы могут наносить и большой вред. Некоторые из них вызывают болезни у растений, животных и человека. Грибы портят продукты питания, разрушают постройки. Ядовитыми грибами можно отравиться. Ответ: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Умение отвечать на проблемные вопросы: Прием – дискуссия( учащимся задаются вопросы, требующие размышления, учащиеся высказывают мнения) : Например: Почему там, где растёт мох, образуется болото? С крыш домов часто свисают сосульки. Если понаблюдать за одной из них, можно увидеть, что она становится длиннее и толще. То есть она «растёт». Я считаю что сосулька живая. Как вы считаете? Докажите. Прочитайте сказку и определите о каких процессах жизнедеятельности клетки идёт речь. Загляните на часок В нашу клетку- теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит- Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. В клетку пища поступает. Очень даже непростая. Днем и ночью круглый год. Поступает кислород. Должен пищу он окислить, А из клетки – углекислый. Часть веществ построит клетку, ( Так растет листок иль ветка) Часть – отложится в запас, Что не нужно в тот же час. Удаляется из клетки. Коли пища поступает, Клетка быстро подрастает. Наступает миг деленья, Это не одно мгновенье. Длится рост и размножение. Столько, сколь живет растение. И название “растение” Получило объяснение. Мы вам сказку рассказали. Что о клетке вы узнали? Серёжа прочитал в газете что некоторые лекарства можно получить из плесневых грибов. а Миша сказал, что дрожжи – это тоже грибы. Если это грибы – значит, они растут в лесу. Но проходив два часа по лесу, плесневых грибов мальчики не нашли. Помогите Мише и Серёже в решении проблемы: объясните, где должны были искать грибы школьники. При изучении темы: «Царства живых организмов», ученикам даются картинки с изображением растений, грибов, животных, бактерий вперемешку. Задание: разделить все картинки на четыре группы. На каком основании вы это сделали? По теме «Признаки живых организмов». Перед обучающимися слайд с различными живыми организмами и телами неживой природы. Обучающимся предлагает разделить их, например на 2 группы. А после выяснить на основании чего они сделали такое разделение. Например, показать опыты с мелом, чтоб всем было видно использую документ – камеру. Мел перемещаю( ДВИЖЕНИЕ) , крошу( РАЗМНОЖЕНИЕ) , смачиваю водой и макаю в раскрошенный заранее мел – он его обволакивает и мой кусочек мела становится больше( РОСТ) и так далее. Приемы формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий. Средства формирования регулятивных УУД технология продуктивного чтения проблемно- диалогическая технология технология оценивания образовательных достижений Формы работы организация взаимной проверки  взаимные задания групп  учебный конфликт  обсуждение участниками своего действия  заполнение рефлексивного портфолио. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: - «преднамеренные ошибки»- поиск информации в предложенном источнике- диспут - взаимоконтроль- «ищу ошибки»- заучивание материала наизусть в классе- контрольный опрос на определенную проблему- взаимный диктант( метод М. Г. Булановой) . «Преднамеренные ошибки» ( умышленное заблуждение) . Пример.  Найдите ошибки в тексте и исправьте их Строение растительной клетки Клетки кожицы лука плотно прилегают друг другу. Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку, в которой есть поры. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество- кариоплазма, которое медленно движется. В центре клеток находится небольшое плотное тельце- ядро. Почти во всех клетках, особенно в старых, есть хорошо заметные полости- пластиды, заполненные растворами питательных веществ. Эти полости обеспечивают тургор клеток. Поиск информации в предложенном источнике. Пример.  Прочитайте текст «Лишайники» и выполните задание. Лишайники. Лишайники очень неприхотливые организмы. Зона их распространения от тропиков до Антарктиды. Лишайники растут в самых бесплодных местах, даже на голых скалах. Тело лишайника состоит из гифов гриба и одноклеточных зеленых водорослей или клеток цианобактерий. Гриб  доставляет водорослям воду с растворенными минеральными веществами. Водоросли в процессе фотосинтеза синтезируют органические вещества, которыми питается гриб. Плотно сплетенная нитями гриба, водоросль надежно защищена от иссушения. Однако прежде чем наступит такое сожительство, проходит долгое время. Поначалу размножаются грибы и водоросли порознь. Споры гриба, который входит в состав лишайника не торопятся прорастать и обживаться на новом месте. Они сделают это, лишь встретив «свою» водоросль, с которой могут образовать новый союз. Растут лишайники очень медленно, например,  ягель( олений мох) за год вырастает всего на 1- 2 мм. Отличие лишайников от цветковых растений состоит в том, что большинство растений поглощает воду из почвы при помощи корней, а лишайники впитывают влагу всей поверхностью слоевища из дождей, росы и тумана. Это свойство позволяет лишайникам селиться везде, где есть свет- даже на поверхности стекла. Без света органические вещества в клетках водоросли не образуются и лишайники погибают. На голых скалах селятся накипные лишайники, на камнях и коре деревьев – листоватые, а в сосновых борах и тундре разные виды лишайников образуют сплошной ковер из маленьких кустиков – это кустистые лишайники. Лишайники в числе первых осваивают безжизненные места, неплодородные каменные россыпи и пески. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы, а отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения. Задание.  Используя содержание текста «Лишайники» и знание курса, ответьте на следующие вопросы. Почему лишайники называют комплексными организмами? За какую особенность лишайники называют «пионерами растительности»? Каково практическое значение лишайников? «Ищу ошибки».    Найдите 3 ошибки в приведенном тексте и исправьте их.   1. Грибы выделяют в отдельное царство организмов. 2. Тело гриба состоит из мицелия. 3. Грибная клетка имеет клеточную стенку, в состав которой входит целлюлоза. 4. В клетках грибов синтез АТФ осуществляется в митохондриях. 5. Запасным питательным веществом у грибов является гликоген.  6. По способу питания  грибы – автотрофы. 7. Грибы неподвижны, рост их ограничен. Задание.  Терминологический диктант  ( один ученик придумывает сам термины, четко произносит заранее продуманный вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на своем листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов) . 1. Как называется полужидкая часть клетки 2. Где хранится информация о клетке? 3. Как называются зелёные пластиды? 4. Какие пластиды придают цвет цветкам и плодам? 5. Как называются пластиды, содержащиеся в клетках луковицы? Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:        · составь задание партнеру;        · отзыв на работу товарища;        · групповая работа по составлению кроссворда;        · «отгадай, о ком говорим» Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий- работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:        Создает учебную мотивацию        Пробуждает познавательный интерес        Создает ситуацию успеха        Вырабатывает умение общаться с другими детьми        Формирует оценочные категории своей работы А)  Угадать с помощью подсказок, о каком органе человеческого тела идет речь. Б)  Рассказ- загадка «Что это за птенец? » Задание. Работа в группах. Подготовить тест по теме «Строение и функции клетки». 1 группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа; 2 группа: из шести утверждений выбрать три верных; 3 группа: задание на соответствие. Таким образом: Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно- возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. В основе формирования УУД «лежит умение учиться». Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Оставить комментарий: