a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Участие на Методическом объединении в ДОУ №27 15.12.16г. Опыт работы по познавательному развитию дошкольников 4-5 лет в новых условиях введения ФГОС

Автор: Абызова Эльмира Фяритовна Опубликовано: 2018-01-08 12:32:03

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 города Кузнецка 442539, Пензенская область, город Кузнецк, улица Железнодорожная, дом № 1 В т. ( 8- 841- 57) 7- 18- 93 e- m а il: douds- 7@ mail. ru Опыт работы по познавательному развитию дошкольников 4- 5 лет в новых условиях введения ФГОС Выполнила: В оспитатель Абызова Э. Ф. г. Кузнецк 2016г. Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлеными, любознательными, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительным и– короче говоря, умными. «Уметь мыслить – значит уметь всё» слова известного ученного, профессора, доктора медицинских наук, Шевелева Ильи Николаевича «Афоризмы и мысли» 1993 год. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой? Разве не рождаемся мы уже умными, или «не очень», как в сказке? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить. Маленький ребенок по сути своей- неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения на свои вопросы «Почему? » и «Как? ». Известно, что дошкольный возраст —в озраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей- способность к познанию. Основная цель образовательной области «Познавательное развитие» – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей. Воспитатель- образовательную работу с детьми мы планируем в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 города Кузнецка ». С целью повышения активности воспитанников в усвоении программных задач мы используем не только традиционные способы организации воспитательн о- образовательной работы, но и технологии, методы и приёмы, позволяющие развивать любознательность, активность. Слайд № 1 Слайд №2 Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включая в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности. Технологии используемые в работе с детьми дошкольного возраста Опыт показывает, что в работе с дошкольниками очень эффективной является технология ТРИЗ «Системный оператор »( СО) , который позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное или многоэкранное мышление»( Г. С. Альтшуллер- автор данного метода) . С помощью данного метода сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов. Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная тема для рассматривания. Смысл применения системного оператора- научить ребенка алгоритму организации собственной творческой деятельности. Работа с системным оператором предполагает формирование умения проанализировать и описать систему связей любого объекта материального мира. С помощью системного оператора дети учатся рассматривать объект с разных позиций. Применение системного оператора позволяет развивать воображение детей, преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение. Задачи обучения и игровые упражнения к технологии «Системный оператор» Младшая группа Средняя группа обучать детей выделять свойства предметов развивать системное мышление через игры «Что было бы, если убрать часть», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», «Чем мы с тобой похожи», «Чем был- чем стал». обучать умению сравнивать системы через игры « Белый, как что», «На что это похоже», «Что умеет делать? », включая их в разные виды деятельности; обучать выявлению связей: «Из чего это? », «Где живет( работает) ? ». Установлено, что целесообразно организовать работу с детьми 4–5 лет с помощью системного оператора на материале раздела «Ознакомление с живой природой». В качестве объектов изучения необходимо брать представителей живой природы: рябина, заяц, лягушка, воробей и др. выявлять с помощью игры « Хорошо- плохо » положительные и отрицательные свойства объектов и явлений Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что- то»: – Если мы рассмотрим ЧТО- ТО…( объект) – Это что- то для ЧЕГО- ТО…( функция объекта) – Это что- то из ЧЕГО- ТО …( подсистема объекта) – Это что- то ЧАСТЬ ЧЕГО- ТО…( надсистема объекта) – ЧЕМ- ТО БЫЛО это что- то…( прошлое объекта) – ЧТО- ТО БУДЕТ с этим что- то…( будущее объекта) – ЧТО- ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! Игра с залом метод СО Слайд № Слайд № Слайд № Слайд № Слайд № Проблемно–диалогическая технология. ( " Детский сад 2100» автор метода Мельникова Е. Н) позволила нам получить развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы дошкольники ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на занятии изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Как известно, мышление рождается в ситуации затруднения. При этом, если решение проблемы и не должно быть очевидным, «порог трудности» все же должен быть доступен для решающего проблему. У дошкольника мыслительный потенциал невелик, уровень самостоятельности низок, еще во многом зависит от окружающих ребенка взрослых. Поэтому задания на сравнение и анализ зрительных образов желательно выполнять совместно. Необходимо обращать внимание ребенка на отдельные элементы рисунков, задавать вопросы о сходстве и различии и т. д. Лишь со временем дети научатся проявлять наблюдательность и внимание, необходимые для правильного решения заданий. Постановка проблемы – это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребёнку работать по- настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы дети осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление детей. На этапе постановки проблемы педагог пошагово подводит дошкольников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Пример: дети группируют предметы по заданным признакам, попадается предмет не подходящий не в одну из групп, Возникает проблема, проблемный диалог, поиск путей решений, подводящий диалог Слайд № Слайд № Слайд № Наиболее эффективная и часто нами используемая технология: - Проектная деятельность Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, мы используем ролево- игровые и творческие проекты. Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте, он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, мы учим детей задавать вопр о сы, решать простые проблемные ситуации, делать простейшие выводы, в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера. Проектная деятельность способствует развитию умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы: у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Познание объектов способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. ( Слайд с перечнем реализованных проектов) . При реализации проекта « Такая разная осень » Цель проекта: Расширение представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно- эстетического отношения к природе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в природе осенью. Задачи проекта: - расширить и обогатить представления детей о деревьях, животных и птицах, их подготовке к зиме, о «дарах осени»( овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период; - конкретизировать представления об основных группах растений и животных( среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды) ; - отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности( изобразительной, театрализованной, игровой, умственной) ; - способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков; - закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц. - воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту; - воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них; - приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми Паспорт проекта группа общеразвивающей направленности №_ 4_ _ Автор проекта_ Абызова Э. Ф. № О проекте Содержание 1 Наименование проекта «Такая разная осень» 3 Цель проекта Р асширение представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно- эстетического отношения к природе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в природе осенью. 4 Задачи проекта- расширить и обогатить представления детей о деревьях, животных и птицах, их подготовке к зиме, о «дарах осени»( овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период; - конкретизировать представления об основных группах растений и животных( среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды) ; - отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности( изобразительной, театрализованной, игровой, умственной) ; - способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков; - закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц. - воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту; - воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них; - приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. 7 Ожидаемый результат- у детей расширится и обогатится представление о деревьях, животных и птицах, их подготовке к зиме, о «дарах осени»( овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период; - сформируется умение отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности( изобразительной, театрализованной, игровой, умственной) ; - развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков; - научатся любоваться осенней природой, чувствовать её красоту; - произойдет закрепление знаний детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц; - дети научатся бережно относиться к природе, птицам и животным и заботиться о них; - укрепится сотрудничество родителей с детским садом. В сем участникам запомнился мастер класс «Осенние пано », о чень полезным и познавательным был «Кулинарный поединок» и экскурсии на огород. Дети с удовольствием разыгрывали «овощные» сказки с помощью настольного театра, участвовали в играх драматизациях «Репка», «Пых», совместно с родителями приняли участие в творческих конкурсах рисунков «Золотая осень» и конкурсе поделок «Осенние фантазии», всех заинтересовало и увлекло изготовление макета «сад- огород», изготовление альбома загадок про овощи и фрукты, альбома «мой любимый фрукт или овощ» в заключени и проекта прошел совместно с родителями вечер «Осинины», ( викторины, музыкальная сказка «Осенние приключение») . Слайд № Слайд № Слайд № Слайд № Слайд № Слайд № Слайд № Слайд № Слайд № Широко используем метод эксперементирование, где вербальные формы обучения сведены к минимуму. Во время экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая со временем заметно растет. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, обогащения речи, развития уверенности в себе и коммуникабельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Например: при знакомстве со свойствами воды, проводим эксперименты с мыльными пузырями( в морозную погоду) . В своей работе, начиная со 2- й младшей группы, я использую метод Венгера и Ткаченко моделирование. Составление мнемотаблиц происходит при помощи символической аналогии. Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно- образный. Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – это ряд картинок на одной полоске, обозначающих последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Предметные мнемотаблицы используются в работе с детьми младшего возраста, а предметн о- схематические с детьми среднего возраста. Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа. ЗАГОЛОВОК 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования идёт составление рассказа заданной тематики. Пример: Дети — менеджеры в авто магазине. Составляют рассказ по мнемодорожке об автомобилях. В результате проведённой работы дети стали более любознательными, активными, проявляют интерес к разным видам деятельности. Дети учатся анализировать и делать выводы. Расширился у детей словарный запас. В соответствии с возрастом сформировано умение описывать предметы с разных позиций. У детей улучшилась память, внимание стало более сконцентрированным. В разных видах деятельности дети проявляют творчество и воображение. Улучшилась речь детей, научились давать развёрнутый ответ на вопрос. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка. Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлеными, любознательными, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительным и– короче говоря, умными. «Уметь мыслить – значит уметь всё» слова известного ученного, профессора, доктора медицинских наук, Шевелева Ильи Николаевича «Афоризмы и мысли» 1993 год. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой? Разве не рождаемся мы уже умными, или «не очень», как в сказке? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить. Маленький ребенок по сути своей- неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения на свои вопросы «Почему? » и «Как? ». Известно, что дошкольный возраст —в озраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей- способность к познанию. Основная цель образовательной области «Познавательное развитие» – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей. Воспитатель- образовательную работу с детьми мы планируем в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 города Кузнецка ». С целью повышения активности воспитанников в усвоении программных задач мы используем не только традиционные способы организации воспитательн о- образовательной работы, но и технолог ии, методы и приёмы, позволяющие развивать любознательность, активность. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включая в себя набор определённых профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности. Технологии используемые в работе с детьми дошкольного возраста Опыт показывает, что в работе с дошкольниками очень эффективной является технология ТРИЗ «Системный оператор »( СО) , который позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное или многоэкранное мышление»( Г. С. Альтшуллер- автор данного метода) . С помощью данного метода сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов. Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная тема для рассматривания. Смысл применения системного оператора- научить ребенка алгоритму организации собственной творческой деятельности. Работа с системным оператором предполагает формирование умения проанализировать и описать систему связей любого объекта материального мира. С помощью системного оператора дети учатся рассматривать объект с разных позиций. Применение системного оператора позволяет развивать воображение детей, преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение. Задачи обучения и игровые упражнения к технологии «Системный оператор» Младшая группа Средняя группа обучать детей выделять свойства предметов развивать системное мышление через игры «Что было бы, если убрать часть», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», «Чем мы с тобой похожи», «Чем был- чем стал». обучать умению сравнивать системы через игры « Белый, как что», «На что это похоже», «Что умеет делать? », включая их в разные виды деятельности; обучать выявлению связей: «Из чего это? », «Где живет( работает) ? ». Установлено, что целесообразно организовать работу с детьми 4–5 лет с помощью системного оператора на материале раздела «Ознакомление с живой природой». В качестве объектов изучения необходимо брать представителей живой природы: рябина, заяц, лягушка, воробей и др. выявлять с помощью игры « Хорошо- плохо » положительные и отрицательные свойства объектов и явлений Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что- то»: – Если мы рассмотрим ЧТО- ТО…( объект) – Это что- то для ЧЕГО- ТО…( функция объекта) – Это что- то из ЧЕГО- ТО …( подсистема объекта) – Это что- то ЧАСТЬ ЧЕГО- ТО…( надсистема объекта) – ЧЕМ- ТО БЫЛО это что- то…( прошлое объекта) – ЧТО- ТО БУДЕТ с этим что- то…( будущее объекта) – ЧТО- ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! Игра с залом метод СО Проблемно–диалогическая технология. ( " Детский сад 2100» автор метода Мельникова Е. Н) позволила нам получить развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы дошкольники ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на занятии изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Как известно, мышление рождается в ситуации затруднения. При этом, если решение проблемы и не должно быть очевидным, «порог трудности» все же должен быть доступен для решающего проблему. У дошкольника мыслительный потенциал невелик, уровень самостоятельности низок, еще во многом зависит от окружающих ребенка взрослых. Поэтому задания на сравнение и анализ зрительных образов желательно выполнять совместно. Необходимо обращать внимание ребенка на отдельные элементы рисунков, задавать вопросы о сходстве и различии и т. д. Лишь со временем дети научатся проявлять наблюдательность и внимание, необходимые для правильного решения заданий. Постановка проблемы – это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребёнку работать по- настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы дети осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление детей. На этапе постановки проблемы педагог пошагово подводит дошкольников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Пример: дети группируют предметы по заданным признакам, попадается предмет не подходящий не в одну из групп, Возникает проблема, проблемный диалог, поиск путей решений, подводящий диалог Наиболее эффективная и часто нами используемая технология: - Проектная деятельность Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, мы используем ролево- игровые и творческие проекты. Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте, он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, мы учим детей задавать вопр о сы, решать простые проблемные ситуации, делать простейшие выводы, в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера. Проектная деятельность способствует развитию умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы: у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Познание объектов способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. ( Слайд с перечнем реализованных проектов) . При реализации проекта « Такая разная осень » Цель проекта: Расширение представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно- эстетического отношения к природе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в природе осенью. Задачи проекта: - расширить и обогатить представления детей о деревьях, животных и птицах, их подготовке к зиме, о «дарах осени»( овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период; - конкретизировать представления об основных группах растений и животных( среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды) ; - отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности( изобразительной, театрализованной, игровой, умственной) ; - способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков; - закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц. - воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту; - воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них; - приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми Паспорт проекта группа общеразвивающей направленности №_ 4_ _ Автор проекта_ Абызова Э. Ф. № О проекте Содержание 1 Наименование проекта «Такая разная осень» 2 Нормативно – правовая база Закон РФ « Об образовании ». Санитарные- нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором. Устав образовательного учреждения 3 Цель проекта Р асширение представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно- эстетического отношения к природе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в природе осенью. 4 Задачи проекта- расширить и обогатить представления детей о деревьях, животных и птицах, их подготовке к зиме, о «дарах осени»( овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период; - конкретизировать представления об основных группах растений и животных( среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды) ; - отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности( изобразительной, театрализованной, игровой, умственной) ; - способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков; - закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц. - воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту; - воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них; - приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. 5 Участники проекта Дети средней группы №4, воспитатели, музыкальный руководитель, родители. 6 Сроки реализации проекта 3 месяца( сентябр ь- ноябрь) 7 Реализация проекта: I этап Аналитический II этап Реализация проекта III этап Итоговый Определение темы исследования. Составление плана работы. Выявление предварительных знаний детей по теме проекта. Формулирование вопросов для исследований. Подбор необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, рассказы, стихи, репродукции, песни об осени. Пословицы, поговорки, приметы об осени. Изготовление дидактических игр: « Собери целое дерево »- осколочная мозаика( из 8 частей, «С какого дерева листок? », «4й лишний », « Деревья и кустарники ». Разработка непосредственной образовательной деятельности. Познавательное развитие: Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями( листопад, ветер, дождь, температура) . Дидактические игры: «Собери целое дерево», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек»( овощи, фрукты, «Деревья и кустарники», «4й лишний». Речевое развитие: Речевые игры: «Когда это бывает? », «Узнай по описанию», « Один- много », «Подбери признак», «Подбери родственные слова». Чтение пословиц и поговорок о временах года, явлениях природы, птицах, животных, грибах, ягодах. Отгадывание загадок. Чтение и заучивание наизусть стихотворений об осени. Чтение русских- народных сказок: «Колосок», «Вершки и корешки», Драматизация сказок «Репка», «Пых» Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей». Составление рассказов про овощи, фрукты по мнемотаблицам, про осень по сюжетным картинкам. Познавательно- речевое развитие: Чтение энциклопедии про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы. Беседы: «Первый праздник осени – День знаний», «Какая разная ты осень», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Перелетные птицы», «Дары осени», «Грибы бывают разные», «Быть здоровым я хочу – витамины я люблю». Коммуникативно- личностное развитие: Сюжетно- ролевые игры: «Магазин. Фрукты и овощи», «Садоводы- огородники». Игры- драматизации: «Под грибом», «Колосок», «Репка», «Вершки и корешки». Художественно- эстетическое развитие: Рисование: - «Золотая осень»( Т. С. Комарова, Мозаика- синтез, Москва – 2011г. ) ; - «Осеннее дерево»( набрызг) ; - «Лес в убранстве золотом»( отпечатки листьев деревьев) ; - «Ветка рябины»( отпечаток+ тычок) ; - «Поздняя осень»- разукрашивание: «Времена года »( характерные признаки, «Овощи и фрукты». - Дидактические игры «Отгадай и раскрась», «Дорисуй листочек». Аппликация: - «Фоторамки своими руками»; - с элементами рисования «Во поле береза стояла»( сухие листья) ; - «Осеннее дерево»( сухие листья крошка) ; - «Осенние картины»( портреты, сюжеты, букеты из сухих листьев, ( И. А. Лыкава, Изобразительная деятельность в детском саду, Карапуз- дидактика, Москва – 2007г. ) . Лепка: - «Дары осени»; - рельефная «Листопад». Ручной труд: - «Волшебные превращения»( поделки из природного материала) ; - Изготовление гербария из осенних листьев. Оформление альбома «Осень глазами детей». Музыка: - прослушивание произведений П. И. Чайковского «Времена года»( Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) ; - разучивание песен об осени. - развлечение «Золотая осень» Физическое развитие: - подвижные игры: «Листопад», «Зайка огородник», «Пугало»; - пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Осень», «Осень, осень к нам пришла…». Экскурсии в осенний парк( Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) . ( Познавательное, речевое, физическое) . Совместно с родителями: - мастер класс «Осеннее пано »- «Кулинарный поединок»- драматизация сказка «Репка»- конкурс рисунков «Золотая осень»- конкурс поделок «Осенние фантазии» Викторина с родителями « Осенины » Музыкальная сказка «Осеннее приключение» 8 Ожидаемый результат- у детей расширится и обогатится представление о деревьях, животных и птицах, их подготовке к зиме, о «дарах осени»( овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период; - сформируется умение отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности( изобразительной, театрализованной, игровой, умственной) ; - развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков; - научатся любоваться осенней природой, чувствовать её красоту; - произойдет закрепление знаний детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц; - дети научатся бережно относиться к природе, птицам и животным и заботиться о них; - укрепится сотрудничество родителей с детским садом. В сем участникам запомнился мастер класс «Осенние пано », о чень полезным и познавательным был «Кулинарный поединок» и экскурсии на огород. Дети с удовольствием разыгрывали «овощные» сказки с помощью настольного театра, участвовали в играх драматизациях «Репка», «Пых», совместно с родителями приняли участие в творческих конкурсах рисунков «Золотая осень» и конкурсе поделок «Осенние фантазии», всех заинтересовало и увлекло изготовление макета «сад- огород», изготовление альбома загадок про овощи и фрукты, альбома «мой любимый фрукт или овощ» в заключени и проекта прошел совместно с родителями вечер «Осинины», ( викторины, музыкальная сказка «Осенние приключение») . 169989534226535032151863760201134916001503446468187672116046718767200 Широко используем метод эксперементирование, где вербальные формы обучения сведены к минимуму. Во время экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая со временем заметно растет. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, обогащения речи, развития уверенности в себе и коммуникабельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Например: при знакомстве со свойствами воды, проводим эксперименты с мыльными пузырями( в морозную погоду) . В своей работе, начиная со 2- й младшей группы, я использую метод Венгера и Ткаченко моделирование. Составление мнемотаблиц происходит при помощи символической аналогии. Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно- образный. Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – это ряд картинок на одной полоске, обозначающих последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Предметные мнемотаблицы используются в работе с детьми младшего возраста, а предметн о- схематические с детьми среднего возраста. Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа. ЗАГОЛОВОК 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования идёт составление рассказа заданной тематики. Пример: Дети — менеджеры в авто магазине. Составляют рассказ по мнемодорожке об автомобилях. В результате проведённой работы дети стали более любознательными, активными, проявляют интерес к разным видам деятельности. Дети учатся анализировать и делать выводы. Рас ширился у детей словарный запас. В соответствии с возрастом сформировано умение описывать предметы с разных позиций. У детей улучшила сь память, внимание стало более сконцентрированным. В разных видах деятельности дети проявляют творчество и воображение. Улучшилась речь детей, научились давать развёрнутый ответ на вопрос. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка.

Оставить комментарий: