a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Годовой план работы творческой группы «математика до школы» на 2017-2018 учебный год"

Автор: Плутова Наталья Анатольевна Опубликовано: 2018-01-18 18:39:50

Документы для скачивания

Срок Мероприятия Цель Ответственный Сентябрь Преставление проекта « Математика повсюду, математика везде». Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей. Плутова Н. А. Октябрь Деловая игра для воспитателей «Математика – это интересно». В нетрадиционной форме показать свои знания по формированию элементарных математических представлений. Члены ТГ Ноябрь Консультация для воспитателей: « Формирование основ математических представлений в детском саду».   Обратить внимание на обучение детей первоначальным математическим навыкам. Фисюкова Е. П. Декабрь Из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры». И спользование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Ляшкова Е. В. Январь Математический КВН- для детей старшего дошкольного возраста. Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Федосова М. А. Февраль Консультация для воспитателей: «Палочки X. Кюизенера- средство познания логики и математики в дошкольном возрасте». Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми. Шульц И. Е. Март Презентация: «Экспериментальная деятельность детей по формированию элементарных м атематических представлений». Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования. Полторанина С. В. Апрель Викторина для педагогов: «Математика – это интересно». В нетрадиционной форме показать знания   по  формированию  элементарных математических представлений. Члены ТГ Май Отчёт о проделанной работе. Плутова Н. А. «МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО». ЦЕЛЬ: В нетрадиционной форме показать свои знания по формированию элементарных математических представлений, формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, работать в малой группе. ДЕВИЗ: «Математика…выполняет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного » Аристотель. Орг. момент. Педагоги делятся на 2 команды( используя мешочек с фишками желтого и красного цвета) и занимают соответствующие места за столами. Без математики, друзья, Никак нам не прожить: Ничто не сможем посчитать, Ничто нельзя сравнить. Нам математика дана Уж много сотен лет. Ведь даже мамонтов считал Древнейший человек. А первый поезд, самолет Ракета в первый путь Без математики, друзья, Могли с пути свернуть. Без математики нельзя Нам ничего купить. Ведь деньги очень любят счет, Не устают твердить. 1 ГЕЙМ «РАЗМИНКА»( по 3 вопроса каждой команде) . 1. Из каких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? ( 5 – количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени) . 2. Какие обще дидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП. ( Систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход) . 3. Методы, используемые во время НОД по ФЭМП. ( Словесные, наглядные, игровые, практические) . 4. Приемы, испол ьзуемые во время НОД по ФЭМП. ( р ассказ, беседа, описание, вопросы, показ реальных предметов, действий с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры, упражнения и т. д. ) 5. Каким наглядным материалом можно пользоваться на занятиях? ( Раздаточным, демонстрационным и т. д. ) 6. Свойство предмета, характеризующее его размер. ( Величина) . 2 ГЕЙМ «МУДРЁНЫЕ ВОПРОСЫ» Педагогам 1 команды: 1. Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? ( Семь частей) 2. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? ( Двенадцать. ) 3. Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? ( У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара. ) 4. Мама связала своим детям три шарфа( каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? ( Три варежки, так у нее было трое детей. ) 5. Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? ( Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька. ) Педагогам 2 команды: 1. В бочонке – 10 ложек мёда. Сколько детей может отведать этот мёд? ( обратить внимание, что не сказано, по сколько мёда получит каждый ребёнок) . 2. Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? ( у того, кто съел меньше) . 3. Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе – поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть? 4. В 12 ч. ночи шёл снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? 5. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? ( пройдёт 2 года, следовательно, брату будет 8 лет) . РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА. Виды письменной нумерации Цель всякой нумерации- изображение любого натурального числа с помощью небольшого количества индивидуальных знаков. Первобытные люди записывали числа иероглифами. Первые цифры встречаются более чем за 2 тыс. лет до н. э. в Вавилоне. Письменность называлась клинописью. Клинышки размещались и горизонтально, и вертикально. Некоторые народы для записи чисел использовали буквы. Вместо цифр писали начальные буквы. Такая нумерация была у древних греков и называлась" геродианова нумерация" ( по имени ученого) . Римская нумерация сохранилась и дошла до наших дней. У некоторых народов запись чисел осуществлялась буквами алфавита. До сих пор мы нумеруем буквами пункты докладов, сообщений. Сейчас существует индийская система записи чисел. Завезена она в Европу арабами, поэтому получила название арабской нумерации. Счетные приборы. Самыми древними приборами ля облегчения счета и вычислений были человеческая рука, камешки, бирки с зарубками, веревки с узелками и др. Первым устройством для вычисления был простой абак в виде глиняной дощечки, на которой были углубления в виде линий( бороздок) . В них клали камешки и отсчитывали их. Римский абак- камешки передвигались просто по линиям, нанесенным на доске. В Японии, Китае стали нанизывать для счета шарики на прутики. Русский абак- счеты появились в 16- 17 веках. Далее для облегчения счета появилась логарифмическая линейка( в 17в. ) Затем была создана суммирующая машина и арифмометры. Далее была изобретена ЭВМ. «ЛИСТ МЁБИУСА»- относится к числу «математических неожиданностей». Открыть свой лист Мёбиусу помогла служанка, сшившая неправильно концы ленты. 1858 – Мёбиус- ученик знаменитого Гаусса послал в Парижскую академию наук работу о листе Мёбиуса, не дождавшись ответа, через 7 лет самостоятельно опубликовал результаты. Другой ученик Гаусса- И. Листинг в 1862 также изобрёл лист. 1. Нужно склеить из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием повернуть один конец на 180 градусов. 2. У листа Мебиуса одну сторону начните постепенно окрашивать в какой – нибудь цвет и постепенно обнаружите, что он весь полностью закрашен. 3. Попробуйте разрезать лист Мебиуса по его средней линии. Нормальное кольцо распадётся. А лист Мёбиуса превратится в одно перекрученное кольцо и будет оно двухсторонним. В технике используется ремень передачи в виде листа Мёбиуса- изнашивается вдвое медленнее. 3 ГЕЙМ «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» Этот предмет изобрел в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться( их количество равно43 252 003 274 489 865 000) . Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток. ( к убик Рубика) 4 ГЕЙМ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ» Решение кроссворда №1. 1. Результат сложения 2. Приём установления равенства групп предметов 3. То, что нас окружает 4. Геометрическая фигура 5. Пространственный признак предметов. 6. Совокупность групп предметов. 7. Единица длины. 8. Математический знак 9. Арифметическое действие 10. Графическое выражение числа 1 с у м м а 2 н а л о ж е н и е 3 п р о с т р а н с т в о 4 т р е у г о л ь н и к 5 в о п р о с 6 к о л и ч е с т в о 7 с а н т и м е т р 8 м и н у с 9 с л о ж е н и е 10 ц и ф р а Решение кроссворда №2. 1. Результат вычитания 2. Приём установления равенства групп предметов 3. То, что нас окружает 4. Геометрическая фигура. 5. Структурная часть арифметической задачи 6. Совокупность групп предметов. 7. Единица длины 8. Математический знак 9. Арифметическое действие 10. Условная единица измерения 1 р а з н о с т ь 2 п р и л о ж е н и е 3 п р о с т р а н с т в 4 к в а д р а т 5 у с л о в и е 6 к о л и ч е с т в о 7 м е т р 8 п л ю с 9 в ы ч и т а н и е 1 0 м е р к а Цель игры: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Программные задачи: закрепить порядковый счёт; установление связей и отношений между числами натурального ряда; состав числа из 2- х меньших; счёт единиц по мерке, равной нескольким частям, которые физически не объединяются; зависимость числа от величины мерки при неизменной величине объекта измерения. Правила игры: г руппу детей делят на две равные команды, им предлагают одни те же задания, правильность выполнения которых каждым ребёнком и командой в целом оценивает жюри. Выполнять задания нужно самостоятельно и быстро по сигналу ведущего. Каждый участник КВН за правильный ответ получает фишку( что даёт возможность оценить успехи каждого участника игры) , а команда за большее количество правильных ответов получает флажок. Материал и оборудование: карточки с цифрами, картинки, ленты, крупа, мерки. Ход игры. Игру начинает ведущий воспитатель. Ведущий. Все вы знаете, что КВН – это игра весёлых и находчивых. Сегодня и мы с вами поиграем в неё и посмотрим, чья команда выиграет, т. е. правильно и быстро сделает задание. Надо внимательно слушать задание и выполнять его по сигналу. Та команда, у которой окажется большее количество правильных ответов, получит флажок, а каждый участник за правильное решение задачи – фишку. Как мы назовём наши команды? ( дети предлагают названия) После обоюдного приветствия участники последовательно выполняют 6 заданий. Задание 1 – порядковый счёт. a) Перед каждым из вас, ребята лежит лист бумаги с нарисованными в ряд кружочками. Это болотце с кочками, по которым будут скакать лягушата. Лягушонок( он перед вами) должен прискакать на седьмую коску слева и остаться на ней. Подумайте, как надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку. b) Подвиньте листочки, на которых нарисованы семена. Самые первые ростки появились из четвёртого и шестого семени. Нарисуйте на этих семенах ростки. Задание 2 – установление связей и отношений между числами натурального ряда. Сейчас поиграем в игру «Угадай числа». Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите, какое число больше( меньше) названного на 1. Какое число стоит до 7? После 7? Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7? Задание 3 – состав числа. На воротах, сделанных из фанеры, прикрепляется карточка с цифрой. У каждого ребёнка имеется карточка с одной из цифр от 1 до 9. в ворота может войти та пара, у которой в сумме на карточках получается число, которое обозначено на воротах. Задание 4 – счёт единиц по мерке. Воспитатель от имени повара детского сада обращается к детям. Дети, вы любите кашу? А чтобы сварить её, нужна крупа. Но весы на кухне сломались. И повар не может узнать, сколько крупы взять. Помогите ему. У нас есть пакеты, в которые нужно насыпать по 2 больших бокала крупы. Дети соглашаются помочь. Ведущий сообщает, что имеется, к сожалению только 1 большой бокал, но перед каждым стоит маленькая чашка, 2 таких чашки составляют 1 бокал. Он демонстрирует, что в 1 бокал вмещается 2 маленькие чашки крупы. Дети самостоятельно выполняют задание. Задание 5 – зависимость числа от величины марки У всех участников игры имеются одинаковые по длине ленты, но для их измерения команды получают разные мерки. Ведущий. Сколько раз уложилась мерка по длине ленты? Почему получились разные числа? ( дети объясняют) В конце игры жюри подводит итоги. Палочки X. Кюизенера- средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала- абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел- эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами( например, с логическими блоками) , а также и самостоятельно. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач. С математической точки зрения палочки- это множество на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности( " самостоятельного математического исследования" ) . С помощь цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений" больше- меньше" , " больше- м еньше на. . . " , познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной" цветной алгеброй" , готовящей к изучению школьной алгебры. Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком- эта единица- белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является число два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам. Набором палочек обеспечивается каждый ребенок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех воз можных вариантов решения задачи: составление" поездов" одинаковой длинны из двух, трех, четырех и т. д. " вагонов" , измерение одной и той же палочкой- меркой разных палочек и т. д. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможности детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнения. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально- коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. ( Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала. ) Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир интересного » Программное содержание: учить ориентироваться в пространстве, упражнять в количественном и порядковом счёте, закрепить знание цифр первого десятка, развивать математические способности детей, умение" читать схему- алгоритм" ; закрепить представления о геометрических фигурах, развивать умение выявлять, абстрагировать и называть цвет, форму, размер и толщину фигур; развивать творческое воображение, умение мыслить; воспитывать желание заниматься математикой. Демонстрационный материал: наборное полотно с карточками- цифрами, коробка карандашей, плоскостные геометрические фигуры, карта с декодирова нной информацией, запись песни «Улыбка» Шаинского. Раздаточный материал: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, карточки с заданиями для блоков, карточки с цифрами, сюжетные картинки для составления задач. Ход занятия: Дети под музыку «Улыбка» входят в группу и здороваются с гостями. - Ребята, к нам пришли сегодня гости, кто же мы с в ами? ( х озяева) - А какими должны быть они? ( д оброжелательными, приветливыми, радостными) - Правильно. Так давайте встанем все в круг, возьмёмся за руки, пожмём их и улыбн ёмся друг другу и гостям( игра «Доброе тепло») . Если у кого- то и было не очень хорошее настроение, оно несомненно сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное, самое время отправиться в путешествие. Но сначала ответьте мне на вопрос. Мы с вами каждое утро делаем з арядку, а для чего она нужна? ( б ыть здоровыми и крепкими) . Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить: - Какой сейчас идёт месяц? - Какое время года? - Какой сегодня день недели? А какой будет завтра? - Какое сегодня число? - Сколько зимних месяцев? - Умницы, на все вопросы ответили правильно! Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки и решила загадать одну сейчас вам. Ножек четыре, Шляпка одна. Нужен, коль станет Обедать семья. - Про что эта загадка? ( Про стол) Почему вы решили, что это стол, а может быть это стул, ведь у него тож е четыре ножки и одна шляпка. ( о тветы детей) - Конечно, вы правы, семья садиться обедать за стол, на один стул все сесть не смогут. Так давайте и мы с вами подойдём к столу, здесь вас ждёт интересное задание. Возьмите, пожалуйста, по своему желанию или картинки или карточки с цифрами и пройдите за свои столы, где с помощью них сможете составить и решить свою задачу. Но вначале помогите мне справиться со своим заданием( на фланелеграфе карточка с цифрами) . Скажите, из чего состоит задача? ( из условия, вопроса и решения) Вот и послушайте мою задачу: « Мальчик положил в коробку красные и зелёные кар андаши. Сколько там карандашей? »- Можно ли ответить на этот вопрос? ( нет) А почему? ( надо знать, сколько было красных и зелёных карандашей. ) Это задача? ( нет) Значит, я неправильно составила задачу, кто исправит мою ошибку, используя данную схему. Артё м, пожалуйста, составь задачу. « Я в коробку положил 6 красных карандашей и 3 зелёных. Сколь ко всего карандашей получилось? »( 9) - Молодец, а теперь составьте свои задачи по картинкам или карточкам. ( Дети составляют и решают свои задачи с помощью цифр) . - С помощью чего мы можем проверить решение задачи( палочки Кюизенера) . ( Дети доказывают правильность решения задач. ) - А се йчас, ребята, давайте отдохнём. Физкультминутка: Раз- подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться. Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире. Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть. - С ейчас, ребята, я вам расскажу одну интересную историю. Тихонько подойдите все ко мне и послушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жили- были геометрические фигуры. Жили, ссорились и не дружили друг с другом. Посмотрите в наш угол 1, какая геометрическая фигура там расположилась? - А какая в 2? А в 3? - Дети, закройте глаза и отгадайте, какая фигура находится в углу 4? ( три вершины, три угла, три сторонки, вот и я. ) Открыли глаза. Аня, правильно ли мы отгадали загадку? ( ответ ребёнка) - Вот видите, все они рассорились и находятся в разных углах. Как бы нам их примирить. Ведь в математике они называются одним математическим названием, каким же? ( геометрические фигуры. ) - Однажды в этом царстве появился Добрый Волшебник. Он решил помирить геометрические фигуры и сложил их все в домики- коробочки. Но дорогу к ним нужно найти с помощью нашей карты( алгоритма) . Фигуры нужно использовать именно те, которые изображены( дети работают по декодированной информации) и действовать в построении строго по стрелочкам. ( Воспитатель старается запутать детей, кладёт геометрические фигуры не того цвета или не той формы, но дети спорят и исправляют ошибку. ) - Ребята, вот мы с вами и попали на снежную поляну, у нас же какое время года( зима) , вот и замело всё снегом. А ну- ка давайте посмотрим, что там под снежинками находится. Вот мы и нашли домики геометрических фигур. А давайте проверим, какие они стали дружные. Необходимо построить из геом. фигур такую тропинку, которая указана на карточках- символах( работа с блоками Дьенеша) . Докажите, что вы правильно построили свои дорожки( раскодировывают информацию) . - Вы так хорошо работали на занятии, что мне хочется сказать вам одно слово, дать оценку вашей работы. Но оно зашифровано( на наборном полотне выставляются цифры в порядке возрастания, путём замещения, т. е. переворачивают обратной стороной) . МОЛОДЦЫ! ( дети читают) . Вы справились со всеми заданиями и доказали, что вы добрые, умные и всегда готовы прийти на помощь. А что нового вы узнали сегодня? Что было для вас самым интересным? Что было трудно? Но вы все справились! Мне это очень приятно, и за это я вам всем хочу подарить вот такие карточки, чтобы у вас всегда было весёлое настроение, тогда узнавать всё новое и справляться с трудностями будет гораздо легче. « Математика повсюду, математика везде» Паспорт проекта. Тема:   « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста». Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий, игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный( 201 7 – 201 8 учебный год) База проекта –  МДОАУ №7 « Золушка, г. Тында. Участники:    дети старшей группы, родители, специалисты МДОАУ Актуальность проблемы.  В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко,  поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше.      Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.      Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения художественной литературы) , так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей. Цель:  Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей. Задачи проекта. Обучающие задачи: - развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. - развивать умение соотносить число( в пределах 10) с количеством предметов. - закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры. - закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету. - совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней в неделе. - совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей. Развивающие задачи: - развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.  Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Воспитательные задачи:  Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. . Предполагаемый результат:      Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.      Активизация  мышления, памяти, внимания, воображения. Сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.       Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений. 1 этап- подготовительный( сентябрь, октябрь) . 1. Подбор методической,  художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.  2. Создание развивающей среды в группе 3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы. 4. Подбор материала для продуктивной деятельности. 5. Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП. 6. Разработка конспектов НОД, викторин. 7. Выбор диагностического инструментария. 11 этап- основной, практический( ноябрь – апрель) . Раздел программы Формы и методы работы Игровая деятельность Использование дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания. Речевое развитие и чтение художественной литературы Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок, стихов, потешек,  пальчиковых игр на закрепление счета. Продуктивная деятельность Изготовление математического фриза, изготовление альбома «Веселый счет», лепка и украшение цифр и геометрических фигур, составление аппликации из геометрических фигур, рисование цифр, раскрашивание раскрасок. Физическое развитие Подвижные игры на ориентацию в пространстве,  на повторение прямого и обратного счета. Познавательная деятельность Открытые занятия, математические викторины. Театрализованная деятельность Математический театр, пальчиковый театр. Работа с родителями Анкетирование родителей, домашняя игротека, выставка работ, сделанных родителями, выпуск стенгазеты, консультации для родителей, изготовление дидактических игр. III этап – заключительный( май, июнь) 1. Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы. 2. Создание презентации по итогам реализации проекта. 3. Разработка методических рекомендаций для педагогов. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры. «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В результате работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему. Актуальность исследования: Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических( количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр. Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений. 3. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. 4. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр. Для решения поставленных задач были использованы методы: - анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; - наблюдение, - диагностика, - математическая обработка данных. Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников. Объект – элементарные математические представления у дошкольников. Предмет – дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Новизна опыта заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями. Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если: - учитываются особенности психики ребенка; - учитываются общие особенности детей; - воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника; - используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми. Сроки работы: 1 этап- подготовительный( июль- август) ; 2 этап- основной( сентябрь- май) ; 3 этап- аналитический( май) . Предполагаемый конечный результат: использование дидактических игр способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников. Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками. Теоретическая часть 1. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет. В основном образовательная деятельность носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Образовательная деятельность предполагает различные формы объединения детей( пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно- познавательной деятельности. При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей. Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе. 2. Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: 1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. 2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально- волевых качеств. 3. Все психологические новообразования берут начало в игре 4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике. 5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Во время образовательной деятельности и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Практическая часть 1. Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую 2 раза в неделю. Она состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуре предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1- 3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или" пальчиковая гимнастика" , упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. Дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у математических знаний. Дидактическую игру включаю как одно из средств реализации программных задач. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентирование в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10( 20) , путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры как" Какой цифры не стало? " , " Сколько? " , " Путаница? " , " Исправь ошибку" , " Убираем цифры" , " Назови соседей" , дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10( 20) и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как" Задумай число" , " Число как тебя зовут? " , " Составь табличку" , " Составь цифру" , " Кто первый назовет, которой игрушки не стало? " и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Вторая группа математических игр( игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. В дальнейшем, можно использовать следующие игры" Круглый год" , " Двенадцать месяцев" , которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача- научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, используются предметные игры с появлением какого- либо сказочного героя. Например, игра" Найди игрушку. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: " Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? " ( поверхность крышки стола, лист бумаги т. д. ) . Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Е жедневные упражнения в составлении геометрических фигур( квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений П ри воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур- силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду. Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля: анализ деятельности детей на занятиях; анализ деятельности детей в процессе дидактических игр; анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности. Заключение. Опыт работы показал, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом дальнейшего исследования. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.     Математика- это язык, на котором написана книга природы. ( Г. Галилей) В раннем детстве ребёнок знакомиться с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами( зрительными, слуховыми и т. д. ) ; сравнивает эти совокупности, различая их по количеству. Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание обращается на  обучение детей первоначальным  математическим навыкам. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Одним из задач данной образовательной области является: формирование элементарных математических представлений. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.      Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с  младших групп и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. С маленькими детьми учебный материал усваивается лучше если он преподносится в игровой форме. Поэтому занятия лучше проводить в форме дидактической игры или начинать с сюрпризных моментов. Работа педагогов МОУ по данному направлению ведется большая, по всем требованиям ФГТ, в соответствии их возраста. Занятия по    математике   проводятся, начиная со второй младшей группы ( один раз в неделю) . Занятия  проводится с подгруппой  или же со всей группой. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект педагоги организовывают образовательную деятельность так, что новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей. Малыши получают  первоначальное представление о величинах и их свойствах,  познакомились с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях( впереди, сзади, слева, справа) , а так же во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь. Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются. Воспитатели стараются, чтобы программный материал по математике был усвоен. Для этого используют разнообразные формы и методы работы: счет, сравнение, отгадывание загадок, решение логических задач, игры, игры с картинками, работа по картине, работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, дидактические игры, и т. д. Интеграция образовательных областей используется в разных видах детской деятельности.   Материал,   изученный на занятии закрепляется в других видах деятельности( труд, рисование, прогулка, и т. д. ) Математические навыки у детей развиты. Требования по каждой возрастной группе многими детьми выполняются. Дети с желанием занимаются математикой: знают геометрические фигуры, цвета, счет прямой и обратный, сравнение по величине, пространственные отношения, знают времена  года, и т. д.  Занятия в каждой группе проводятся один раз в неделю, в подготовительной группе два раза в неделю. Педагоги проводят их на хорошем уровне с использованием инноваций, наглядности, раздаточного материала для детей. Дети на занятиях по математике занимаются с желанием и интересом. В средней группе  проводился  математический досуг: «Весёлые приключения в Королевстве С читая Второго». Программное содержание: правильно отвечать на вопросы «Сколько? »; совершенствовать навыки счета в пределах пяти; упражнять в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника; закреплять понятия «длинный», «короткий»; закреплять знания детей о временах года; закреплять умение сравнивать предметы по величине; побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями; развивать внимание и мышление. Занятия проходили  с экологическим уклоном. Была использована интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физкультура», «Художественное творчество». Были использованы разнообразные формы работы: беседа с детьми, сюрпризный момент( путешествие по королевству С читая Второго, игра- физминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь», игровые приемы, дидактические игры «Сравни картины», «Найти геометрическим фигурам  свои квартиры», закрепление геометрических фигур и цветов; количественный счет и сравнение, индивидуальная работа детей по указанию воспитателя( «Времена года», сравнение короткий – длинный, большой – маленький, соотношение цифры и количества предметов. Был подобран  большой наглядный и раздаточный материал.   Детям очень нравятся такие путешествия в королевство, дети  были активными, старались отвечать полными ответами. Дети умеют считать до 5, сравнивать, умеют определять времена года, знают геометрические фигуры и цвета. Было соблюдено удовлетворение двигательной активности детей и соответствие длительности занятия санитарно- гигиеническим требованиям и требованиям ФГТ.    Занятие интегрированное, обучающее, развивающее, увлекательное, интересное. Обучение детей дошкольного возраста математике немыслимо без использования дидактических игр. Использование дидактических игр хорошо помогает восприятию материала и его закреплению.   В связи с этим, в каждой возрастной группе имеется уголок по математике, где находятся все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал:   развивающие и дидактические игры, приготовленные самими воспитателями. В результате  работы педагогов МОУ  по ФЭМП, дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.     У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему. Рекомендации: - активизировать работу с детьми по формированию математических навыков, используя разнообразные приемы и методы; - проводить совместно с детьми и с родителями математические вечера, викторины, КВН; - постоянно дополнять уголки по математике дидактическими играми, материалом. Оптимальные условия для экспериментально- исследовательской работы детей в группе Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их экспери ментами, исследованиями, опытами, наблюдениями. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощ ряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному эксперименти рованию. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой дея тельности детей. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми исследовательскую деятельность самостоятельно в свободное время. Использование «Уголка экспериментирования» для долгосрочных исследова тельских работ. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследова ниям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят уз нать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Разработка методов стимулирования и поощрения детей- активных исследова телей. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних усло виях. Развитие способности детей экспериментировать представляет со бой определенную систему, в которую включаю демонстрационные опыты, осуществляемые со мной: в специально организованных видах деятельности, в наблюдениях, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в про странственно- предметной среде группы( например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др. ) Первоначально дети учились и учатся экспериментировать в специально орга низованных видах деятельности под моим руководством, затем необходимые ма териалы и оборудование для проведения опыта выносятся в пространственно- предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим эксперимент должен отвечать сле дующим условиям: Максимальная простота конструкции приборов и правила обращения с ними; Безотказность действия приборов и однозначность получаемых резуль татов; Показ только существенных сторон явлений или процесса; Отчетливая видимость изучаемого предмета; Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента В процессе экспериментирования предлагаю ребенку ответить не только на вопрос « Как я это делаю? », но и на вопросы: «Почему я делаю именно так, а не иначе», «Зачем я это делаю», «Что хочу узнать, что получить в результате». Знакомство детей с новым материалом осуществляю на основе деятельностно го подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, а я только подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поис ковые действия. Эксперимент позволяет знакомить с конкретными исследовательскими мето дами, различными способами измерений, с правилами техники безопасности при его проведении. Задачи экспериментирования в формировании элементарных математиче ских представлений: 1. Учить сравнению, измерению предметов и различных веществ, учить самостоятельно находить решения поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента 2. Учить анализировать, делать выводы, умозаключения, устанавливать взаимосвязи, закономерности В подготовительной к школе группе учу детей измерять длину предметов об щепринятыми единицами. Но прежде, чем приступить к такому измерению, на поминаю детям известные способы сравнения и организую экспериментальную работу по определению длины предметов путем наложения( приложения) поло сок. В ходе экспериментально- практической деятельности перед детьми ставлю задачу: определить, сколько таких мерных полосок можно положить вдоль длинной стороны стола. Демонстрация и объяснение: нельзя накладывать одну полоску на другую, так как одно и тоже рас стояние окажется измеренным несколько раз; нельзя оставлять отступ между краями двух полосок, т. к. расстояние между ними остается неизмеренным; если полоски укладывать неровно по краю стола, то их можно поло жить больше, чем нужно, и результат измерения окажется непра вильным Экспериментирование по выкладыванию полосок при измерении длины, ши рины и высоты предметов проводится в течение нескольких занятий. На этом эта пе полоски являются единицами измерения. Результаты отражаются в речевых высказываниях: «Ширина стола равна шести полоскам». Исследование с помощью мерки- полоски, передвигая ее вдоль поверхности и фиксируя края мелом или карандашом, можно проводить только тогда, когда, де ти поймут, зачем нужно соблюдать все условия измерения, т. е. начнут видеть точку отсчета. Большое значение для создания положительной мотивации к измерению имеют практические ситуации: Перед детьми ставится задача: определить, можно ли поставить стол к степе между двумя шкафами, уместиться ли он там? Решение этой проблемы становится опосредованное сравнение длины стола и стены. Далее организую практическую работу, наглядно это подтверждающую. На пример, необходимо определить на глаз расстояние в шагах от окна до двери и проверить свои предположения. Детей подвожу к выводу: чем длиннее шаг, тем меньше шагов надо сделать. Каждый ребенок проговаривает, сколько шагов он делает от окна до двери. Часто оказывается, что вдоль измеряемой поверхности не укладывается равное количество мерок. Вместе с детьми делаем вывод, что изме ренная длина содержит столько- то целых мерок и «еще немного». Затем детей знакомлю с общепринятыми единицами измерения: сантиметр, метр. На последующих занятиях идет практическая работа с использованием ли нейки и метра. Большое значение для сенсорного и интеллектуального развития имеет изме рение объема жидких и сыпучих тел, объясняя детям, что измерить можно не только длину( ширину и высоту) , по и вместимость сосудов. Измерение объема сыпучих и жидких веществ В процессе измерения жидких и сыпучих тел формирую знания о том, что от внешней формы сосудов не зависит равенство или неравенство их объемов. В связи с этим демонстрируется посуда разной формы, но одинаковой вме стимости, например, равная по емкости стакан, чашка, бутылка, м стакана в этом случае будет служить эталоном для определения емкости другой посуды. Далее организуется практическая работа по измерению объема различ ных предметов с помощью условной мерки- стакана. Для этого используется во да( ее можно подкрашивать) или крупа. Важно, чтобы дети соблюдали правила измерения: мерка должна быть полной; переливать или пересыпать содержимое нужно аккуратно, не разливать воду, не рассыпать крупу Таким образом, в процессе практических действий дети запоминают, что при измерении вместимости посуды они определяют ее объем. Действия по изме рению объема каждый ребенок должен проделывать самостоятельно. Дальше предлагаю определить, сколько стаканов или чашек воды уместиться в одной и той же банке. Это дает возможность показать относительный характер числа. В один сосуд может войти 4 стакана или две чашки воды. Дети делают вывод: « Чем больше выбранная мерка, тем меньше их количество уместиться в одном и том же объеме». Затем можно приступить к выполнению опытно- практических заданий. Вме сте с детьми подбираем несколько сосудов разной емкости, например низкий кувшин с широким основанием, высокую и низкую вазу, бутылки разного объема, и предлагаю определить на глаз вместимость каждого из них. После этого все со суды наполняются водой, их вместимость измеряется стаканом. Измерение массы 6880860422338500 В подготовительной к школе группе организую работу, направленную на разви тие чувства веса. Барическое чувство( чувство веса) формируется в процессе взвешивания различных предметов на ладонях. Сначала, подбираются контраст ные по тяжести предметы, постепенно контрастность уменьшается. Дети учатся обозначать полученные результаты словами «тяжелый и легкий», «тяжелее и лег че». Предметно- практическая деятельность позволяет показать относительность этих понятий: любой предмет может быть тяжелее одного, но легче другого. Про водим сравнение одинаковых форме и величине, но разных по тяжести предметов, например, кубиков, сделанных из дерева, металла, поролона, или полной и пустой чашек. Независимость массы от размера предметов подчеркивается при сравне нии воздушного шара и маленького металлического шарика. Детям объясняю, что для точного определения тяжести используются весы. На практических занятиях дети убеждаются, что чаша с тяжелым предметом опускается вниз с легким- поднимается вверх. Если предметы одинаковые по тяжести, то чашки весов ока зываются уравновешенными. Для закрепления исследуемого материала органи зуются дидактические игры. Например, предлагаю найти в групповой комнате и назвать предметы легче, чем кубик, а затем проверить правильность выполнения задания с помощью весов. Методика введения экспериментирования в организованную образователь ную деятельность в область «познание» по формированию элементарных матема тических представлений не представляет особых сложностей. Не должно б ыть четких границ между всеми составляющими методами и приемами, т. к. экспери мент вводится лишь, как способ ознакомления с миром, в котором детям предсто ит жить. Преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творче ский характер- вызывают интерес к исследованию, развивают речь, мыслитель ные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, вос приятие. И, что немаловажно, специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер. Утверждаю: Заведующий ДС №7 «Золушка» г. Тынды_ _ _ _ _ _ _ _ _ Л. М. Лященко «_ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 7 г. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ творческой группы «Математика до школы» на 201 7- 201 8 учебный год Утверждаю: Заведующий ДС №7 «Золушка» г. Тынды_ _ _ _ _ _ _ _ _ Л. М. Лященко «_ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 7 г. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ творческой группы «Математика до школы» на 201 7- 201 8 учебный год

Оставить комментарий: