a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный проект "Опытно-экспериментальная деятельность как способ формирования представлений детей об окружающем мире и средство развития познавательной активности" Юртанова Ю. И.

Опубликовано: 2014-10-26 14:16:27

Документы для скачивания

МБДОУ «Детский сад «Колобок» комбинированного вида» Воспитатель: Юртанова Ю. И. Пояснительная записка. Чем больше ребёнок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность. Л. С. Выготский. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- исследовательской( поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не готов и характеризуется неопределённос тью, неустойчивостью. В ходе пои ска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребёнок готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребёнку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому экспериментирование можно применять как эффективный способ обучения детей. Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, малыш познаёт окружающий мир и развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: ветер, солнце, звёздное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Как доказал Н. Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Име нно в этом заключается актуальность инновационного проекта «Опытно- экспериментальная деятельность как способ формирования представлений детей об окружающем мире и средство развития познавательной активности », который построен н а основе исследовательской деятельности детей, являющейся главным источником получения представлений о мире. Содержание программы. Цель: развитие познавательных интересов, знаний о живой и неживой природе, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально- чувственного опыта. Задачи: - Расширить представления детей о многообразии природных явлений. - Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. - Учить различать и называть овощи и фрукты. - Познакомить с миром природных минералов. - Дать обще е представление о таком природном явлении, как туман. - Развивать и закреплять знания детей о временах года. - Воспитыв ать любознательность и наблюдательность по отношению к объектам живой и неживой природы. - Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношени е к ней. Предполагаемые результаты: Образовательные: закрепление знаний о сезонных изменениях в природе, овощей и фруктов, природных явлений; Развивающие: умение выполнять опыты, устанавливать взаимосвязи, делать выводы на основе экспериментов. Воспитательные: сформировать интерес к опытно- экспериментальной деятельности, желание помогать друг другу. Статусные: прочное вза имодействие с родителями, с воспитателями ДОУ. М етодами работы были выбраны: п росмотр иллюстраций; м етод апробации; д ида ктические игры; опыт; экскурсия; наблюдение; беседа; экспериментальная деятельность; чтение художественной литературы. Участники- партнеры: дети, родители, воспитатели. На их основе был разработан тематический план работы, который построен в соответствии с возрастными, индивидуальными и специ фическими особенностями детей. План работы с участниками- партнёрами. Этапы Мероприятия Родители Педагоги I( сентябрь- ноябрь) Анкетирование Выпуск наглядной информации Изготовление пособий Развлечение «Праздник Зонтика» Составление плана работы Подготовка экологической развивающей среды Круглый стол «Организация опытно- экспериментальной деятельности в условиях ДОУ» II( декабрь- февраль) Консультация «Как развивать у ребёнка интерес к опытно- экспериментальной деятельности» Беседа «С чем можно экспериментировать в домашних условиях» Коллективный просмотр НОД «Волшебный воздух» Консультация «Привлечение родителей к опытно- экспериментальной деятельности с детьми» III( март- май) Консультация «Как проводить экспериментирование в домашних условиях» Показ серии экспериментов с водой, песком, камнями. Итоговое анкетирование Показ серии экспериментов с глиной, песком. Круглый стол: подведение итогов работы каждой группы по опытно- экспериментальной деятельности. Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами: «Экологическая лаборатория»   Здесь представлены: наборы для исследования: - увеличительные стекла, - пробирки, - сыпучие продукты( крупа, опилки, стружка, песок, земля, пенопласт…) Центр «Песка и воды» Здесь представлены: - две большие ванны( одна для песка, другая для воды) , - различные емкости( лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки; - воронки; - спринцовки; - природный материал( шишки, камни, куски древесины) - металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы, - игрушки( песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…) , Центр «Природные минералы» Здесь представлены: - разнообразные камешки, ракушки; - песок, - глина, - соль. Центр «Времена года» Здесь представлены: - плакаты с временами года, - объекты живой природы в соответствии со временем года( листья, трава и т. д. ) Тематический план. Срок проведения, тема Программное содержание Методы работы Сентябрь «Фрукты и овощи» I неделя Продолжать работу по формированию знаний детей об овощах и фруктах, о способах ухода за ними. - беседа; - просмотр иллюстраций и муляжей овощей и фруктов; - д/ и «Угадай, овощ или фрукт». II неделя Продолжать формировать знания о фруктах, местах их возможного произрастания; о том, что можно с ними делать( салат, сок) . - д/ и «Где растёт? » «Угадай, какой сок»; - экскурсия в сад. III неделя Продолжать формировать знания об овощах, местах их возможного произрастания; о том, что можно с ними делать( салат, сварить, натереть) . - д/ и «Где растёт»; - дыхательное упражнение «Синьор- помидор»; - загадки об овощах. IV неделя Закрепить знания детей об овощах и фруктах, о том, что овощи можно есть как в сыром, так и в варёном виде. - беседа; - эксперимент – варка овощей( картофель, морковь) . Октябрь «Осень в белые туманы» I неделя Уточнить знания детей о признаках осени; познакомить детей с таким природным явлением, как туман. - беседа; - наблюдение. II неделя Продолжать знакомить детей с туманом: рассказать, почему и как он образуется. - наблюдение; - экскурсия на речку. III неделя Закрепить и уточнить полученные знания о тумане. - беседа; - просмотр слайдов «Туман, туман». IV неделя Закрепить знания детей о тумане. - опыт «Появление «тумана». Срок проведения, тема Программное содержание Методы работы Ноябрь «До свидания, Осень! » I неделя Закрепить знания детей о признаках осени, о смене погоды в эту пору. - беседа; - д/ и «Осень, лето». II неделя Продолжать работу по формированию умений состояние погоды. - беседа; - наблюдение; - дыхательная гимнастика «Уж небо осенью дышало…». III неделя Продолжать формировать знания детей о том, что происходит с животными и птицами осенью( зайцы линяют, медведь впадает в спячку, птицы улетают и т. д. ) . - беседа; - просмотр иллюстраций; - д/ и «Перелётные и неперелётные птицы». IV неделя Уточнить знания детей о том, что происходит осенью в мире растений. - беседа; - просмотр слайдов «Растения осенью»; - опыт «Ветер листочки срывает». Декабрь «Удивительные кристаллы соли» I неделя Сформировать представления детей о том, что такое соль, зачем она нужна. - беседа; - метод апробации. II неделя Продолжать формировать знания детей о соли: рассказать, что соль – это не просто соль, а кристаллы соли. - беседа; - просмотр слайдов «Мир кристаллов соли». III неделя Формировать представления детей о свойствах соли. - беседа; - опыт «Соль растворяется в воде». IV неделя Закрепить знания детей о соли, её свойствах. - эксперимент «Создание кристаллов». Срок проведения, тема Программное содержание Методы работы Январь «Свойства снега» III неделя Закрепить знания детей о признаках зимы; продолжать знакомить со свойствами снега. - беседа; - наблюдение; - просмотр слайдов «Удивительный снег». IV неделя Закрепить и уточнить знания детей о свойствах снега. - наблюдение; - опыт «Снег тает»… Февраль «Волшебный воздух» I неделя Дать представление о том, что такое воздух, зачем он нужен. - беседа; - метод апробации. II неделя Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения. - беседа; - опыты «Хотим увидеть воздух». III неделя Дать представление о том, что движение воздуха – это ветер. - беседа; - просмотр слайдов «Ветер, ветер, ты могуч». IV неделя Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, о ветре. - метод апробации; - д/ и «Что это? ». Срок проведения, тема Программное содержание Методы работы Март «Волшебница Вода» I неделя Продолжать работу по формированию знаний детей о воде, её значении. - беседа; - чтение художественной литературы. II неделя Продолжать формировать представления о пользе воды. - беседа; - просмотр слайдов «Вода нужна для роста». III неделя Познакомить детей со свойствами воды. - беседа; - метод апробации; - просмотр иллюстраций. IV неделя Закрепить знания детей о свойствах воды. - опыты с водой «Прятки», «Окрашивание воды», «Вода растворяет сахар» Апрель «Удивительный мир минералов» I неделя Сформировать представления детей о том, что такое минералы, их видах. - беседа; - показ минералов. II неделя Познакомить детей с камнями как с одним из видов природных минералов, со свойствами камней. - метод апробации; - игра «Тонут – плавают». III неделя Познакомить детей с песком как с одним из видов природных минералов, со свойствами песка. - беседа; - метод апробации; - игры «Следы», «Печём куличики». IV неделя Познакомить детей с глиной как с одним из видов природных минералов, со свойствами глины; закрепить знания детей о свойствах песка. - беседа; - игра «Сделай целое»; - опыты «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду». Срок проведения, тема Программное содержание Методы работы Май «Радуга» II неделя Расширить представления детей о радуге, её появления. - беседа; - чтение художественной литературы. III неделя Продолжать знакомить детей с радугой, её цветах. - беседа; - просмотр слайдов «Радуга- дуга»; - д/ и «Угадай цвет». IV неделя Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате. - опыт «Смотри, радуга! ! ! ». Работа по данному проекту еще не окончена. Но можно сказать о первых результатах: ра зносторонняя работа объединила педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ исследова тельской деятельности детей, расширении их знаний об окружающем мире. Используемая литература: Бараева Л. Б. , Гаврилушкина О. П. Игры- занятия с природным и рукотворным материалом. – М. : Союз, 2005. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5- 6 лет. – М. : ЧП Лакоценин С. С. , 2009. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : Сфера, 2002. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения/ / Управление ДОУ. – 2004. - № 4. Мариничева О. В. , Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997. Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет. – Волгоград: ТЦ « Сфера », 2010. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4- 6 лет: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009. Ребёнок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод. п особие. – СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007. Хаярова А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира/ / Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10.

Оставить комментарий: