Доклад "Организация оздоровления дошкольников через занятия физической культурой в детском саду". Воспитатель Григорьева Л.М.

Опубликовано: 08:49:59 30-05-2018

Автор: Чикризова Марина Сергеевна

Документы для скачивания:

44600_Organizatsiya ozdorovleniya doshkolnikov cherez zanyatiya fizicheskoy kulturoy v detskom sadu Doklad Podgotovila Grigoreva L.M., vospitatel.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

44600_Organizatsiya ozdorovleniya doshkolnikov cherez zanyatiya fizicheskoy kulturoy v detskom sadu Doklad Podgotovila Grigoreva L.M., vospitatel.docx

Доклад. Организация оздоровления дошкольников через занятия физической культурой в детском саду. Подготовила: Григорьева Л. М. , воспитатель группы №3 Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям, сопротивляемости к неблагоприятным условиям внешней среды. Кроме того, ва жно повышать общую работоспособность у детей. Учитывая особенности развития детского организма, основными задачами оздоровления дошкольников являются следующие: помочь правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно- суставного аппарата;   способствовать развитию правильного соотношения частей тела( пропорций) , регулированию роста и массы костей; развивать все группы мышц( туловища, ног, рук и плечевого пояса, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, внутренних органов- сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. ) ; особое внимание следует уделять слабо развитым группам мышц- разгибателей; способствовать совершенствованию деятельности сердечно- сосудистой и дыхательной систем: усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и развитию способности приспосабливаться к внезапно изменившейся нагрузке;   развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, устойчивости его ритма, увеличению жизненной емкости легких, улучшать носовое дыхание; способствовать правильному функционированию внутренних органов( пищеварения, выделения и др. ) ; способствовать правильному развитию функции терморегуляции; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств. Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в детских садах 3 раза в неделю. В холодное время года и неблагоприятную погоду два из них организуются в помещении, одно – на воздухе, во время первой прогулки. В теплое время все три занятия проводятся на воздухе. Помимо физкультурных занятий два раза в неделю во время прогулки дети занимаются подвижными играми и физическими упражнениями. " Эта форма работы включает меньше общеразвивающих упражнений, в остальном же подбор материала и методика их организации схожи с ф изкультурными занятиями" . " Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или обе ноги, непродолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т. д. Однако их применение должно быть строго регламентировано в связи с тем, что дети быстро утомляются" . [ 5] " В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма. Известно, что лучше всего организм восстанавливается, когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а активно действующие- переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения" . [ 5] Медленный темп упражнений на расслабление, выполняемых без напряжения и с большой амплитудой, музыкальное сопровождение, спокойная обстановка способствует восстановлению организма в более короткий срок. Выполнение этих же упражнений с закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. " При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90 – 100% , такая заключительная часть ведет к восстановлению организма уже к концу 1- 2- ой минут после занятия" . [ 4] При выборе формы и типа занятий должны учитываться различные способы организации детей: индивидуальный, поточный, сменный, фронтальный, групповой. Наиболее целесообразно комплексное использование различных способов. Так на одном и том же занятии при обучении прыжку в длину с места можно рекомендовать все способы. Однако в программе предусмотрены движения( лазания, удержание равновесия, прыжки в длину и высоту с разбега) , выполнение которых следует организовать индивидуально или поточно, с тем, чтобы воспитатель мог обеспечить страховку детей. " Зимой занятия на воздухе проводят в облегченной одежде, состоящей из 3- 4 слоев. В жаркие, солнечные дни дети могут заниматься без маечки, босиком, но в легком головном уборе" . [ 7] Подготовленным к занятиям должна быть и площадка или пересеченная местность. " Физкультурные занятия обычно организуются в первой половине дня. Если они проходят на воздухе, то их можно место в режиме дня в разные сезоны года различно. Летом – в начале первой прогулки, когда температура воздуха не достигла наивысшей величины" . [ 8] В холодный период занятия целесообразны в конце первой прогулки, перед обедом, что позволяет детям переодеться в физкультурный костюм один раз, перед занятием, и снижает возможность заболеваний, так как после физической нагрузки, вспотев, дети не остаются на воздухе. В те дни, когда запланировано физкультурное занятие, проводятся физические упражнения и подвижные игры длительностью 10 – 15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно. Одежда детей в этом случае лишь облегчается, они не переодеваются в физкультурную форму. Содержание подвижных игр физических упражнений во время прогулки материал по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях. Закрепляются двигательные умения и навыки, предусмотренные программой. Проводятся эстафеты, 1 – 2 подвижные игры, в сочетании с которыми используются любые движения: ходьба на лыжах, езда на велосипеде, метание, прыжки, элементы игр в футбол, баскетбол, бадминтон, городки. На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, а затем игра. " Например, сначала прыжки в игровой форме" с кочки на кочку" , а затем игра" Найди свой домик" . При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным- вначале игра, чтобы разогреть детей( " Мы веселые ребята" и другие) , а затем- ходьба на лыжах, катание на санках, езда на велосипеде" [ 6] В содержание подвижной игры могут быть включены различные движения. В игре" Поезд" дети" приезжают" в лес; а там бегают, прыгают и т. д. Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку, общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают такого, интереса, как игры. Основное внимание на занятиях, проводимых на воздухе, уделяется ходьбе, бегу, разнообразным видам прыжков, езде на велосипеде. Играм в бадминтон, баскетбол. " Зимой содержание занятий на воздухе составляют: ходьба на лыжах, ходьба и бег по снежному валу со спрыгиванием, метание снежков в горизонтальную, вертикальную, движущуюся цель и на расстояние, скольжение на ногах по ледяной дорожке с разнообразными упражнениями( приседания, ловля предметов, повороты) , катание на санках, используются более динамичные движения, чем в теплое время года" . [ 3] " Общеразвивающие упражнения зимой на воздухе, как правило, не проводятся. Но для подготовки организма к предстоящей нагрузке выполняют упражнения типа похлопываний, притопываний, приседаний и подпрыгиваний без фиксации исходных положений, чаще на ходу или во время бега. Подвижные игры и эстафеты можно проводить на лыжах и санках" . [ 5] " Большой эмоциональный подъем, и интерес вызывают занятия в парке, лесу, сквере, на пересеченной местности, специально оборудованном для дошкольников берегу водоемов. Они включают физические упражнения с использованием естественных условий: прыжки с пня на пень, с кочки на кочку, через ручейки, канавы; переправы через ручейки по доске, бревну; подпрыгивание с доставанием веток; бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий( лежащий ствол дерева, пень и т. д. ) ; метание шишек в цель и на расстояние и т. д. " . [ 3] Используют простейшие формы туризма: летом- пешеходные прогулки с чередованием ходьбы и бега на расстояние, зимой- лыжные походы в парк, лес, по пересеченной местности. Длительность ходьбы в умеренном темпе с ускорением, переходящими в бег – 15 мин. в одну сторону и такое же время в другую. В промежутке обязателен активный отдых в виде игры малой или средней подвижности. Общая длительность прогулок не должна превышать 45 минут. Таким образом, п роцесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решались комплексно. Для того ч тобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно- образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей опре деленный эмоциональный подъем, так как з анятия физкультурой способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников дошкольных учреждений. Литература: 1. Арагофская Э. И. , Резанова В. Д. Физиология и физкультура. М. : " Просвещение" . 1968 – 215 с. , ил. 2. Аракелян О. Г. , Карманова Л. В. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада. Армянская ССР, 1980 – 145 с. , ил. 3. Вавилова Е. Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М. : " Просвещение" . 1983 – 174 с. , ил. 4. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К. : Рад. шк. , 1987. - 128 с. : ил. 5. В. М. Выдрин. «Основы теории и методики физической культуры»( учебник для техникумов фк) Москва физкультура и спорт 1986. 6. Гришин В. Т. Игры с мячом и ракеткой. М. : " Просвещение" . 1982 г. – 112 с. , ил. 7. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М. : АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с. 8. Ермак А. А. Организация физкультурного досуга. М. : " Просвещение" . 1978 – 130 с. , ил. 9. Иванов С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Мед. , 1976 – 102 с. , ил. 10. Кенеман А. В. , Хухлаева Д. В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М. : Просвещение, 1985. - 271с 11. Лайзане С. П. Физическая культура для малышей. М. : " ФиС" . 1978 – 118 с. , ил. 12. Лескова Г. П. , Ноткина Н. А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. М. : " ФиС" . 1983 – 120 с. 13. Мащенко М. В. , Шишкина В. А. Физическая культура дошкольника. – Мн. : Ураджай, 2000. - 156с. 14. Шебеко В. Н. и Ермак Н. Н. , а так же Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. М. : ACADEMIA, 2000. – 176с. 15. Шебеко В. Н. и Ермак Н. Н. , а так же Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников, 3- и издания, 1998г

Оставить комментарий: