Доклад "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с природой родного края". Учитель-логопед Чикризова М.С.

Опубликовано: 09:02:33 30-05-2018

Автор: Чикризова Марина Сергеевна

Документы для скачивания:

44603_Doklad.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

44603_Doklad.docx

Формирование нравственно- патриотических чувств у дошкольников через знакомство с природой родного края Учитель- логопед Чикризова М. С. Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В. А. Сухомлинский Актуальность проблемы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста особенно значима для современной России. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Для формирования личности важны зарождающиеся еще в дошкольном возрасте патриотические чувства. Когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир – это процесс познания Родины, реализующийся в предметно- наглядной, активной форме. Так прививается любовь к малой родине, ее природе, истории, культуре, людям. Родина для человека – это, прежде всего, место, где он родился. Для наших детей это г. Шебекино, маленькая точка на карте нашей огромной страны. Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не замечали, не слышали, развить интерес к своему городу, родному краю – задача всех педагогов, работающих в детском саду. Влияние  родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – это неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания. Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания. Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать ум ение сравнивать, сопоставлять, в ыявлять закономерности, делать выводы. Многое даёт природа для развития речи детей. Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми, у меет излагать свои мысли, что впоследствии становит ся одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе. Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям. Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка можно достичь, не сажа я его раньше времени за парту, а давая возможность общаться с природой. В развити и речи детей среднего возраста незаменимую роль играет ознакомление с природой родного края. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же познакомить с природой родного края? Это беседы о том, что дети видели, наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, рассматривание альбомов, открыток, фотографий. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и развивает речь. Общ ение с детьми на прог улке, по дороге в детский сад, беседы о животных, растениях, наблюд ения за изменениями в природе, обсужд ение увиденного помогаю т в развитии речи ребенка на пятом году жизни. Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития с нарушениями речи, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания педагогов. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Словарный запас детей недостаточен. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, местоимения, предлоги, которые должны присутствовать в словаре ребенка среднего дошкольного возраста. Кроме того у детей с ОНР недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью( внимание, память, мышление, воображение) . У них недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, ведь детей этого возраста часто называют «почемучками», у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир природы. На мой взгляд, краеведческая деятельность предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, сформирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю. Такое направление работы обладает значительным потенциалом с точки зрения возможностей развития экологического сознания детей и эффективно в работе с детьми с ОНР. Основной целью своей работы я вижу в совершенствовании всех сторон речи в процессе ознакомления с природой родного края. Основным проводником нравственно- патриотического и экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Специфика работы воспитателя в группах для детей с ЗПР состоит в том, что педагог решает не только общеобра зовательные, но и коррекционно- воспитательные задач и. Основная задача учителя- логопеда ДОУ – всестороннее ф ормирование речи д ошкольника, особенно страдающего о бщим недоразвитием речи. Если в коррекционно- воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю- логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель- логопед становится активным помощником и участником. При этом учитель- логопед решает следующие коррекционные задачи: 1. Развитие познавательных процессов, которые тесно связаны с речевой деятельностью: внимание, память, мышление, воображение. 2. Обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе. 3. Формирование у детей осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам. 4. Развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе. Получается, что занятия воспитателя и учителя- логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях. В работе учителя- логопеда используются различные методы: Наглядные( наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фотографий и видеороликов, презентаций) ; Словесные( беседы, речевые игры, чтение художественной литературы) ; Практические( экологические игры) . Важным условием в моей работе является использование игровых приемов. Через игру ребенок качественно усвоит сложный дидактический и речевой материал. Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого- речевым играм: «Когда это бывает? », « Съедобное – несъедобное», «Кто где живет? », «Где растет яблочко? », «С какого дерева лист? », « Положи грибок в кузовок» и др. Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений. Дидактические игры переплета ю тся с изучением определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания. Также в своей деятельности на индивидуальных занятиях, для закрепления лексических тем использую: - пуговицы( детям предлагается выбрать картинки овощей или фруктов, и в соответствии с цветом выбранного предмета выложить его пуговиц ами такого же цвета) ; - и нформационно- коммуникационные технологии. Это способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается. Г отовясь к открытому занятию на тему «Мир природы родного края», основной целью ставила показать, что дети узнали о растительном и животном мире и чему он и научились в течение года. Особый интерес вызвало у детей совместное изготовление фотоколлажа «Край любимый, Шебекинский край! » Ребята с удовольствием рассматривали фотографии с пейзаж ам и родного края, узнавали знакомые места и самостоятельно клеили их на лист ватмана. С огромным удовольствием дети просматривают видеоролики о Шебекино и Шебекинском крае. Поэтому включаю в свои занятия видеоэкскурсии. Особое место в своей работе уделяю совместной деятельности детей и их родителей: - еженедельно в группе выставляется информация для родителей о лексической теме недели, в которой предлагаются задания для обогащения словаря детей, список лексико- грамматичес ких игр, связанны х с экологией; - тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года. Даю родителям советы по р азвитию речи детей через ознакомление с природой родного края. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой? », «Почему звери меняют шубки? », «Как зимуют деревья? » Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержан ия: «Чей домик? », «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной» «С какого дерева лист », «Четвёртый лишний», игра «Найди детеныша для мамы», «Назови, какой, какая? » «Чьи плоды( семена) ? ». Они учат класси фицировать растения и животные, запоминать новые названия, обогаща ю т и развива ю т речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе! Словесные игры, такие как: «Съедобное – несъедобное», «Кто как кричит? », «Что лишнее? », «Назови одним словом», «Хорошо – плохо», «Кто где живет? » «Я знаю», « Родная природа » развивают у детей внимание, воображение, речь, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи реб е нка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

Оставить комментарий: