«Если у ребенка заниженная самооценка» (Советы для родителей) подготовила воспитатель Сапожникова Л.В.
Документы для скачивания
Отмечают в исследованиях о детских комплексах, что ребенок относится к себе так, как к нему относятся его родители, отсюда часто идут и все проблемы человека, поэтому рекомендуют применять технику «любить себя». Об этом свидетельствует и культурное наследие различных стран, высказывания философов: «Сам себя не уважаешь – и другие не будут тебя уважать» (японская пословица), «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения» (М. Монтень).Часто родители задают ребенку жизненный сценарий. Однако ребенок должен жить по собственному сценарию, ориентироваться на современные социальные сценарии. Для этого родители должны сформировать у ребенка адекватную самооценку, уверенность в себе, в собственных силах, воспитать у ребенка чувство собственного достоинства. Если родители достигли в воспитании своего ребенка указанных выше задач, то с большой долей уверенности можно сказать, что ребенок продуктивно взаимодействует с окружающими людьми и позитивно воспринимает окружающий мир. Желая, чтобы ребенок был уверен в собственных силах, родители не должны плохо отзываться о своем ребенке и не допускать, чтобы сам ребенок плохо отзывался о себе. Помните выражение: «Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья». Можно воспользоваться советами В. Леви о том, как полюбить себя: перестать себя оценивать; принимать себя как данность; не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек – индивидуальность. Следует помнить, что выше сказанное не означает, что родители не должны обращать внимание на отрицательные моменты в поведении ребенка, а следует лишь понимать те трудности, с которыми ребенок сталкивается. Нет необходимости безоговорочно доверять чужому мнению о своем ребенке. Вначале нужно разобраться, чем было вызвано негативное поведение ребенка.Если у детей заниженная самооценка? Для ее коррекции родителям следует предпринимать следующие шаги:
1) чаще хвалить ребенка, говорить ему комплименты. Если ваш ребенок действительно застенчивый, то перехвалить его практически невозможно. Следует помнить, что хвалить надо объективно и искренне;
2) обеспечивайте ребенку ситуацию успеха, для чего ставьте перед ним реальные задачи;
3) не следует «ломать» ребенка, важно лишь стараться изменить его поведение, для этого прививайте необходимые социальные навыки;
4) всеми известными способами снижайте уровень тревожности, в том числе и с помощью релаксационных методов;
5) развивайте коммуникативные способности ребенка;
6) не допускайте насмешек над вашим ребенком.
С раннего возраста родители должны заботиться о формировании у ребенка чувства собственного достоинства. Надо помочь ребенку увидеть у себя сильные стороны личности, особенно, если что-то не получается. В этой ситуации может помочь прием «перевоплощения в другого человека», когда ребенок говорит чужим голосом (например, как врач или старушка), выполняет несвойственные для него обязанности и т. п. Нельзя запрещать детям выражать собственное мнение, хотя взрослым очень часто именно это и не нравится. Следует помнить, что полностью зависимый от вас ребенок пассивен, а его застенчивость может приобрести болезненную форму.
В коррекции застенчивости может помочь психогимнастика:
1) активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в паталогию;
2) благодаря работе мышц лица и тела, обеспечивается активная разрядка эмоций.
В преодолении застенчивости помогают и игрушки. Существование ребенка немыслимо без игрушек. Это та среда, где он учится общению и способам выражения своих эмоций. Родители должны позаботиться о наличии у малыша такой игрушки, которой он может пожаловаться, которую он поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть страх одиночества, когда малыш остается один, когда его ругают или даже злятся. Нельзя забывать о значении сказок в формировании позитивного восприятия окружающего мира. Сказки нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, ведь это своеобразный способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем. С помощью сказок можно преодолевать негативные стороны в формировании личности ребенка. Например, ребенок тревожен, застенчив, агрессивен, капризен – найдите сказку или сочините свою, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его проблемы. Пусть ваш ребенок как можно больше рисует. У детей дошкольного возраста, как правило, не возникает сомнений по поводу их умения рисовать. Маленькие дети рисуют все и всё. Именно рисунки часто являются действенным способом коррекции негативных эмоциональных состояний, в том числе и застенчивости. Рисунчатые игры могут быть очень разнообразны. Это и рисование по мокрому листу, рисование свечкой, пальчиковая живопись, портрет мамы из разных цветов и фруктов. Предлагая ребенку карандаши, краски, фломастеры, взрослые делают эмоциональный мир ребенка богаче, помогают снимать возникающее эмоциональное напряжение. И еще один совет, которым могут воспользоваться родители застенчивого ребенка – это применение в воспитательном процессе танцевально-двигательных и телесно-ориентированных техник. Известно, что раньше других у ребенка проявляется двигательная и эмоциональная память, поэтому они являются самыми крепкими. Родители должны постараться оставить на теле ребенка как можно меньше мышечных зажимов. Наблюдения показывают, что если ребенок повышенно тревожен, робок и т. п., то уже к 5–6 годам в его походке появляется сутулость, такие дети малоподвижны, у них наблюдаются заболевания внутренних органов. Пусть ваш ребенок больше танцует, занимается спортом, т. е. уже с малых лет приучайте его к активному образу жизни. Как уже указывалось, родители не всегда могут объективно оценить степень значимости для ребенка проблемы застенчивости, что, прежде всего, выражается в развитости коммуникативных качеств. Отмахиваясь от проблемы, взрослые затягивают процесс коррекции, делая его в дальнейшим очень длительным и тяжелым.
- Презентация "Хлеб- в нем наша сила и здоровье" Еремина С.В.
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.