a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение из опыта работы на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых»

Автор: Крайнова Татьяна Николаевна Опубликовано: 2018-09-30 17:34:59

Сообщение из опыта работы на тему: « Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых » Выполнила Крайнова Т атьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка Пензенской области Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем труде должен стать каждый. В. А. Сухомлинский Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из самых важных задач нашего общества. Раньше в старые времена профессий было мало. Есть такая детская считалочка:  " На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой? " Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения( родители, воспитатели, педагоги) . Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников. Основная образовательная программа ДОУ предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе организованной образовательной деятельности, что в какой- то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5—7 лет жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями( воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи, людей творческих профессий, профессии связанные со спецификой родного города( поселка) . Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок: - понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни; - уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда; - познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате; - был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо; - учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности. Я решаю задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и вне их( проводим с детьми наблюдения, экскурсии, встречаемся с людьми интересных и редких профессий, рассматриваем иллюстрации, читаем художественную литературу, играем в сюжетно- ролевые игры и прочее) . Мной были организованы наблюдения за работой дворника- по сезонам. В каждом из времен года   мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращала внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагала оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом- мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью- убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку. Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Осуществляли экскурсии за пределы детского сада в библиотеку, на почту, школу, парикмахерскую, магазин, где знакомились с профессиями разных направлений.  Не менее интересны проходили у нас и встречи с интересными людьми разных профессий. Например встреча с кинологом, где помимо интересного рассказа о собаках, способов дрессировки, дети увидели настоящую дрессированную овчарку, которая умеет выполнять команды и подчиняется своему хозяину, а хозяин заботится о своем питомце. Или, например, знакомство с такой интересной и романтичной профессией геолог. После ознакомления с этой профессией, все дети моей группы решили стать геологами и все лето на участке искали камни- минералы, собирали необходимые вещи в поход. Дети узнали, что все геологи очень веселые и, дружные люди и всегда готовы прийти на помощь друг другу, ведь без этого не обойтись в суровых условиях. В процессе ознакомления с профессией астроном, дети так увлеклись звездами, созвездиями, что я даже разработала конспект занятия" Путешествие в космос" и мы провели его с детьми. Отсюда возможно обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим.   Кто трудится, чтобы нас накормить и напоить? Конечно, - родители! Но мама и папа- это не профессии. Многие мамы и папы делают дома очень большую работу. Но профессией эта работа не считается. Другое дело, если мама или папа- повар, продавец, машинист тепловозов или пекарь. Поэтому, дети решили дома поближе познакомиться с профессиями своих родителей. В результате ознакомления с профессией, детьми и родителями совместно были сделаны книжки- самоделки" Профессия моей мамы( моего папы) " , которые дети представили на ярмарке профессий в детском саду. Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых является организация развивающей предметной среды. В группе были приобретены дидактические игры на данную тематику: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Что получится». Некоторые игры сделаны своими руками, такие как « Цветик- семицветик ». Дети выбирают цветок с иллюстрацией какой- нибудь профессии и подбирают к нему картинки- лепестки, которые имеют отношение к данной профессии. Игры направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний. В самостоятельной деятельности дети организовывают сюжетно- ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Скорая помощь», « Минимаркет », «Пожарные», «Почта», «Транспорт», «Салон красоты» и, «Служба спасения» др. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно- образовательной и в совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. В книжном уголке была оформлена выставка книг на данную тематику. Беседы, рассматривание иллюстраций, предметов труда, чтение художественной литературы, дидактические игры- всё это позволяет детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии. Данная работа нашла отражение и в художественно- эстетическом развитии. Дети с удовольствием рисовали рисунки про понравившиеся профессии. В группе была организована выставки работ «Работа всякая нужна, работа всякая важна». Такие представления о профессиях позволяют сформировать положительное отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. Проделанная работа дала положительные результаты: • У детей сформировалось понима ние значения слова «профессия». • У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности, п рослеживается положительная динамика развития трудовых н авыков и умений. • Оформлен ы выставк и детских работ «Работа всякая нужна, работа всякая важна», «Город мастеров». • Игровая развивающая среда пополнена сюжетно- ролевыми, дидактическими играми по ознакомлению детей с профессиями. Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Оставить комментарий: