Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей от 5 до 6 лет на тему: «Огород. Овощи» (формирование лексико-грамматических категорий языка и связной речи)
Цель: формирование лексико-грамматических категорий языка и связной речи.
Обогащение словаря детей словами - действиями.
Задачи: Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного и множественного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа прошедшего времени.
Упражнять в образовании приставочных глаголов.
Закреплять у детей навык составления простых предложений .
Развивать самостоятельную развернутую фразовую речь;
Воспитывать культуру речи.
Материал: Муляжи и предметные картинки овощей, иллюстрации на тему « Уборка урожая»
Ход проведения:
- Орг. момент:
В. Дети, посмотрите, нам пришла посылка. Но чтобы узнать, что в ней лежит, надо отгадать загадки.
- Отгадывание загадок:
- Лежит меж грядок зелен и сладок. (Огурец)
- Всех круглее и краснее, он в салате всех вкуснее, И ребята с давних пор очень любят. (Помидор).
- Расту в земле на грядке я.
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
- Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу. (Лук)
- Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что это? (Репка)
- Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня в них ищи. (Капуста)
- Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель)
- Золотая голова велика и тяжела, золотая голова отдохнуть прилегла, голова велика, только шея тонка. (Тыква)
(во время отгадывания загадок выкладываются овощи из посылки)
В.: Как назвать одним словом, что лежит в посылке?
Д.: Овощи
В.: Где растут овощи?
Д.: На огороде
В.: Овощи выросли по-разному. Одни овощи выросли в земле, внутри, их не видно. Мы видим только ботву, листочки. А чтобы увидеть овощ, надо его…
Д.: Выдернуть.
В.: Выдернем. Что это?
Д.: Морковь.
В.: Где выросла морковь?
Д.: В земле, Внутри.
В.: А капуста выросла не внутри, не в земле, а наверху, на земле, ее видно. Надо ее выдергивать?
Д.: Нет, не надо.
В.: Я возьму нож и срежу кочан капусты.
Давайте скажем, как растут другие овощи. (Воспитатель показывает муляжи овощей)
В.: Где растет редис – в земле или на земле?
Д.: Редис растет в земле
- Дид. игра «Убираем овощи».
В.: Как убирают овощи? (Воспитатель показывает картинки, дети составляют фразу) .
Люди что делают?
Д.: Выдергивают морковь;
Выкапывают картофель;
Срезают капусту;
Срывают горох;
Выдергивают свеклу;
Срезают кабачок;
Срывают помидор;
В.: Какие слова мы использовали, чтобы сказать, как убирают овощи?
Д.: Слова - действия
- Физминутка:
Огород у нас в порядке (Действия по тексту).
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород.
В лунках маленьких не густо («Сажают»).
Рассадили мы капусту.
Лето все она толстела(показывают руками круг перед собой),
Разрасталась вширь и ввысь.(Pуки в стороны, а затем вверх)
А теперь ей тесно белой( Руки разведены в стороны),
Говорит - посторонись! (Отталкивающие движения руками.)
- Игра «Уборка урожая».
В,: Катя, выдерни морковь. (Таня и Саша, выдерните морковь). Что ты делаешь?
Д.: Я выдёргиваю морковь
В.: Женя, что сделала Катя?
Д.: Катя выдернула морковь.
(Аналогично с др. овощами).
- Подведение итогов:
В.: Почему так говорят: «Всякому овощу свое время?». (Ответы детей)
Какие слова мы сегодня с вами подбирали? (Ответы детей).
Какая игра вам больше всего понравилась? (Ответы детей).