a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методический материал для работы в краеведческом мини-музее ДОУ "Смоленская крепостная стена" ( МОИ ЭКСКУРСИИ)

Автор: Васькина Людмила Александровна Опубликовано: 2019-01-23 21:34:53

Занятие в краеведческом мини- музее на тему: «Первый космонавт Земли» Подготовила: Воспитатель группы №7 «Цветик- семицветик » Васькина Л. А. Цели: закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин. Познакомить детей с ранее неизвестными им фактами из жизни Ю. Гагарина. Подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный и бесстрашный человек. Воспитывать гордость за свою страну. Материалы: фотографии Ю. А. Гагарина в разные годы его жизни. Ход занятия. Ю. А Гагарин родился в Гжатске 9 марта 1934 года. Его семья была не городская, а деревенская. Отец Алексей Иванович, приехал за женой и новорожд енным сыном на колхозной лошади, запряженной в сани. По наезженной колее сани свернули в деревню Услушино, где и жили Гагарины. Мать, Анна Тимофеевна, тоже была из крестьянского рода. У Гагариных было четверо детей: Валентин, Зоя, Юрий и Борис. Сначала Юру нянчила бабка, так как матери пора было приниматься за привычную работу. Но когда она чуть не упустила с колен трехмесячного младенца, старшая се стра Зоя решительно сказала: - Я сама буду смотреть за Юрушкой. Любимая сестра Юрия Гагарина заслужила его признательность, он вырос на ее руках. Изба Гагариных стояла предпоследней на окраине села, неподалеку от ветряной мельницы. Душою гагаринской семьи была мать. Это она принесла с собой в дом терпение и трудолюбие – то чем в последствии отличались все ее дети. Когда матери не бывало дома, отец один управлялся с детьми и хозяйством. Сам месил и пек хлеб. Руки у него были плотницкие, привычные к топору, а не к домашней работе, вот он и выстругал себе особую лопаточку, которой вымешивал тесто. Любой труд был ему не в тягость. Юра рос умным, здоровым мальчиком. К 5 годам он выучил уже все буквы, бойко заучивал и декламировал стихи. Самой любимый забавой зимой у него была прыгать на лыжах с края обледенелого оврага, как с маленького трамплина. Юра Гагарин на короткий миг отрывался от земли и словно повисал в воздухе… Это было счастьем. Юра был еще мал. Слово, «война» которое всполошило взрослых, казалось ему непонятным. Его заботы вертелись вокруг школы. Но старшим не до учения. По ночам Клушино просыпалось от гула моторов и далеких взрывов. Немецкие бомбардировщики летели на Москву. Фашисты ворвались в Клушино ранним утром на трескучих мотоциклах. Крайнюю гагаринскую избу гитлеровцы заняли сразу. Гагариным пришлось ночевать на огороде. - Придется рыть землянку, иначе пропадем: зима близко, - сказал отец. Землянка стала их приютом надолго. Юра Гагарин вместе с другими ребятами подбирал в пустых блиндажах немецкие бумажные мешки. Из них шили тетради. Ребята хотели учиться на перекор войне. В 1943 году, 9 марта как раз в тот день, когда Юре Гагарину исполнилось 9 лет, советские войска освободили деревню Клушино. Трудно жилось семье, Юра пас телят, собирал с детьми ранний щавель. И повсюду ребята натыкались на снаряды и патроны. Скоро семья Гагариных перебралась в город. В разоренном Гжатске жили скудно. Юре решено было дать какую- нибудь профессию, ремесло. С утренним поездом он уезжал в Москву. Поступать в ремесленное училище. В училище, когда мать приехала проведать сына, хвалили способности и прилежание Юры, потому что он был одним из лучших учеников. Окончив училище, Юрий уехал в Саратов, там поступил в техникум. Именно в Саратове Гагарин сделал первый шаг в сторону космоса: его зачислили курсантом в аэроклуб. Потом Гагарин стал военным лётчиком, лейтенантом, два года прослужил на Севере, за полярным кругом. Его в числе других летчиков отобрали для особой работы. Какой именно не говорили. В Москве Гагарина поместили в военный госпиталь и начали дотошно проверять его здоровье. И только после этого испытания. Его кружили в особом кресле – так проверяли чувство равновесия. Затем поместили в барокамеру, где уши закладывало, потому что воздух был такой, как высоко в горах. Отбор был страшен. Гагарин держался стойко. Его крутили на центрифуге, трясли на вибростенде. Наконец он был зачислен в отряд космонавтов. Но до полета в космос было очень далеко: была парашютная практика, практические занятия и тренировки. Наконец комиссия решила: «первым летит Гагарин. Запасным готовить Титова». Перед стартом Юрий Гагарин и его дублер Титов крепко спали. А главный конструктор провел бессонную ночь. Уже стоя у подножия ракеты, Гагарин поднял обе руки: - До скорой встречи! А когда раздалась последняя команда «Пуск! » и ракета пошла вверх, Гагарин тихо сказал свое знаменитое «Поехали». Ракета приподнялась на огненном «хвосте»- это мгновение показалось всем томительно долгим! – а затем плавно пошла вверх. Вот таким стал день 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин первый в мире совершил полет вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Полет длился 108 минут. Как хороша ты, звездная дорога! Летит Гагарин. Он устал чуть- чуть. И перед ним торжественно и строго Блестит кремнистый л ермонтовкий путь, - так напишет потом поэт Михаил Светлов. Прошло несколько месяцев после полета, все страны мира ждали космонавта в гости, а Гагарин сидел в одном из классов Военно- воздушной инженерной академии. Вся его послеполетная жизнь была связана с учебой. И хотя он часто отрывался, иногда на целые месяцы, пока ездил по дальним и ближним странам, возвращаясь, спешил продолжить занятия. Шли годы. Колесо освоения космоса катилось дальше, Гагарин в этом не участвовал: он погиб молодым во время аварии самолета при тренировочном полете. Но Земля никогда не забудет Юрия Гагарина. Сколько бы новых подвигов ни совершалось, он навсегда останется героем. Любимцем своего века. Первым космонавтом. ( Затем во вторую половину дня проводится физкультурный праздник «Космическое путешествие». )

Занятие- экскурсия в краеведческом мини- музее на тему: «Центр русской культуры в усадьбе Тенишевых» Задачи: расширить представления детей о знаменитых людях Смоленщины, воспитывать любовь и уважение к истории родного края. Талашкино – место особенное, меньше всего похожее на обычный музей, на что- то застывшее, бесследно ушедшее в далёкое прошлое. Здесь всё будит воображение: Теремок, Тенишевская школа, Белая роща, которая наверное, ещё помнит шум и веселье детских голосов, и которую так любила княгиня. Можно на мгновение закрыть глаза, и картина оживёт, как сто лет назад… Гостей Смоленска обязатель но везу т в Талашкино. И всякий, кто побывал здесь однажды, непременно захочет вернуться, каждый раз открывая для себя в этом волшебном уголке что- нибудь новое. Итак, мы отправляемся в путеш ествие. Внимание посетителей Всемирной выставки в Париже в 1900 году привлекли 14 балалаек, расписанных фантастическими картинами по мотивам русских сказок и былин и привезенных туда Марией Клавдиевной Тенишевой из России. Генеральным комиссаром русского отдела на Парижской выставке по назначению императора Николая II был ее муж- Вячеслав Николаевич. Русский отдел выставки произвел тогда целый фурор. А коллекция балалаек, расписанных знаменитыми русскими художниками М. Врубелем, К. Коровиным, С. Малютиным, А. Головиным, и две самой Тенишевой, очень понравились своей оригинальностью, и она даже получила предложения продать всю коллекцию. Но приняла решение поместить ее в Смоленском музее. В 18 километрах от Смол енска расположен поселок Талаш кино- бывшее имение князя В. Н. Тенишева. Он купил это имение в 1893 году у подруги жены- княгини Е. К. Святополк- Четвертинской. Князь В. Н. Тенишев был известен в России как крупный промышленник, инженер и ученый- этнограф. Жена его- Мария Клавдиевна обладала большими познаниями в искусстве, училась рисунку и живописи у французского художника Г. Жильбера и в Парижской академии Жюльена. Три года она занималась пением в Париже у известного педагога того времени М. Маркези, а позднее у профессора Московской консерватории- Ф. П. Комиссаржевского. Их дом в Петербурге был центром притяжения для многих художников, музыкантов, ученых. В течение многих лет М. К. Тенишева изучала историю и технику эмали, выполнила много работ декоративно- прикладного искусства, а в 1916 году в Московском археологическом институте защитила диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация», которая позднее была издана в Праге отдельной книгой. В имении Талашкино М. К. Тенишева решила создать центр возрождения русского национального стиля в прикладном искусстве, распространив влияние центра и в крестьянской среде. Вскоре после п риобретения имения на хуторе Флё ново было выстроено здание для сельскохозяйственной школы. В школе должны были обучаться крестьянские дети- и мальчики, и девочки. Кроме общеобразовательных и нужных в сельском хозяйстве предметов, здесь, в художественных мастерских, учили столярному делу, резьбе по дереву, живописи, гончарному и керамическому мастерству, а девочек- вышивке. Художественными мастерскими руководил известный в России художник С. В. Малютин. Работы учеников экспонировались на выставках в Смоленске, Петербурге, Париже и Лондоне. А в Москве для товаров были открыты специальные магазины. Талашкинский центр изучал и пропагандировал русскую музыку. Здесь был организован балалаечный оркестр. Смоленские свирели и рожки были позднее включены в знаменитый в России оркестр русских народных инструментов. По проектам С. Малютина в усадьбе много строили. Художник декорировал дом Тенишевых, оформил под театр флигель, сделал въезды в усадьбу, построил здание- «Теремок» и принимал участие в разработке проекта оригинальной усадебной церкви. В ансамбль Талашкино входили еще хозяйственные постройки, мастерские и большой парк с участками регулярного и пейзажного планирования. В Талашкино приезжали известные в России художники, музыканты, композиторы. Многие оставались здесь работать- писали музыку, картины, учили крестьянских детей. Среди них были знаменитые художники В. Поленов, М. Врубель, В. Серов, М. Нестеров, К. Коровин. В. Васнецов, А. Головин. И. Репин, А. Бенуа, музыкант В. Андреев, композиторы П. Чайковский, И. Стравинский. Князь В. Н. Тенишев, находясь в заграничной командировке, умер в Париже. Мария Клавдиевна похоронила его в церкви в смоленской усадьбе. Церковь была построена в течение 1902- 1903 годов. В создании ее, кроме С. Малютина, принимали участие специалист по древнерусскому искусству И. Барщевский и сама Тенишева. В 1908 году художник Н. Рерих взялся украсить храм росписями и смальтовой мозаикой. К сожалению, с началом Первой мировой войны работы пришлось прекратить. В 1917 году М. К. Тенишева покинула Россию и последние годы жизни жила во Франции, близ Парижа. До последних дней она работала в мастерской и занималась творчеством. Она умерла в 1928 году в возрасте 61 года. На кладбище Сен- Клу под Парижем над одной из могил на плите выбиты 4 имени и 4 даты- даты смерти похороненных: «Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева- 1/ 14 апреля 1928 года, княгиня Екатерина Константиновна Святополк- Четвертинская- 7 апреля 1842 года, Ва силий Александрович Богданов- Ли дин- 1 декабря 1942 года, Елизавета Грабкина( няня княгинь) - 5 февраля 1936 года». В. А. Богданов- Лидин был организатором балалаечного оркестра в Талашкино, постановщиком спектаклей, преподавателем в сельскохозяйственной школе. В эмиграции он помогал княгиням устраивать жизнь в чужой стране. После Великой Отечественной войны усадьба стояла разрушенной. Смоленские реставраторы возродили здания. Сейчас в них расположены музейные экспозиции. Недавно на территории бывшей усадьбы установлен памятник М. К. Тени шевой. Ее имя носит сегодня одна из улиц Смоленска. Талашкино на рубеже Х I Х- ХХ веков объединило выдающихся творцов и просветителей, стало культурным центром России. А княгиня М. К. Тенишева одна из первых в России начала XX века, кто познакомил Европу с ру сским национальным искусством.

Экскурсия в мини- музей на тему: «Как жили наши предки» Подготовила и провела: Васькина Л. А. воспитатель группы №7 «Цветик- семицветик » Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: - познакомить детей с избой и русским бытом людей- развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог- прививать интерес к русской культуре, истории своего народа Материал: экспонаты мини- музея Методы: словесные, наглядные, практические Приёмы: рассматривание предметов быта, рассказ, показ, беседа Ход экскурсии: - Ребята, сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки: прапрабабушки и прапрадедушки. - Посмотрите, ребята, люди строили дома из брёвен, такие дома называли избами. - Давайте посмотрим, что стоит в избе. ( Печь) - Правильно, войдя в избу, мы видим печь: ведь она занимает почти пол- избы. - А как вы думаете, почему она занимала так много места? - А какая польза от печи? - Какого цвета была печь? Печь была неотъемлемой частью жилища. Она была источн иком тепла и света. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной. Клал печь печник. На печи не только спали и грелись, в ней пекли хлеб, готовили пищу. О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. - Без печи хата – не хата. - Когда в печи жарко – тогда и варко. - Что есть в печи – всё на стол мечи. К печи относились с большим уважением: она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. С печью связан быт, вся жизнь крестьянина. У печи обычно стояли: кочерга, ухват, чугунок. Посмотрите чугунок. В нём варили кашу, щи, а в современном быте варят в кастрюле. Но поставить чугунок в печь голыми руками не получится, поэтому и придумали ухват, сочинили про него загадку: «Богат, да не бык, хватает, да не ест. Людям отдаёт, а сам на отдых идёт». - Ребята, посмотрите, какой большой стол в нашей избе. Почему? - Раньше в семье было много детей. Рассаживались за стол на лавки. Лавки были широкие и большие. На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Раньше всё в избе делали своими руками. Зимними вечерами вырезали миски, ложки из дерева. Вся посуда была у простых людей деревянная. Обратите внимание на наши экспонаты. Но отдельные вещи были из глины. Обратите внимание на наши кувшины. Им уже более ста лет. Для чего они были нужны, как вы думаете? - Ребята, в кувшинах хранили молоко, сметану, квас, масло. Всё это хранилось в специальном месте – погребе. Когда работали, то обы чно пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры. Мастерство передавалось от поколенья к поколенью. - Это прялка. Как вы думаете, для чего она предназначена? - Да, ребятки, правильно, на прялке пряли нитки. Вот так( клали кудель: шерсть, лён) пряли с помощью другого приспособления – веретена. ( Чем больше я кручусь, Тем больше становлюсь) ( Веретено) - Ребята, давайте посмотрим одежду, в которой ходили. Женщины ходили в сарафанах, носили кофты с вышивкой, обязательно одевали фартуки. Зимой носили кафтаны. Замужние женщины носили панёву – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Лапти. Это была летняя обувь, а зимой одевали валенки. - В любую избу зайдите и увидите красный угол. Раньше слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. Красный угол находился по диагонали от печи. Здесь на специальной полке горела лампада, стояли иконы. Все крестьяне в старину были людьми верующими. Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом здоровался с хозяевами. В красном углу обычно стоял стол с вышитой скатертью и самоваром. Здесь сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы молодых. В обычные дни, здесь, за обеденным столом сидел глава семьи, остальные члены семьи рассаживались за столом в порядке старшинства. Сажая гостей в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Красный угол всегда содержали в чистоте и порядке. - Рассмотрим остальные экспонаты нашей экспозиции. Русские рушники – это небольшие полотенца для утирания рук и лица. Их также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи, предмет для обрядов и ритуалов. Рубило – деревянная палка, специально приспособленная для разглаживания одежды, а также старинный утюг, которы й нагревался благодаря углям, к оторые в него засыпали. Гребень – предмет для расчёсывания шерсти, деревянная резная шкатулка для украшений, довольно простых: бус, лент. Крупенички – куклы- мешочки, которые наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего урожая в красном углу, рядом с посудой. Люди верили, что только тогда год будет сытым и достойным. Куклу ласково называли Крупеничкой. - Ребята, вот мы с вами совершили путешествие в далёкое прошлое. Это произошло благодаря нашей замечательной экспозиции мини- музея. А название у неё самое обычное: «Как жили наши предки».

Оставить комментарий: