Конспект НОД для детей старшей группы, разработанный в технологии деятельностного метода «Ситуация» по ФЦКМ.
Конспект НОД для детей старшей группы, разработанный в технологии деятельностного метода «Ситуация» по ФЦКМ.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Воспитатель: Москалева С.С.
Тема: Виды транспорта.
Цель:способствование формированию представлений детей о видах транспорта: воздушный, наземный, водный.
Задачи:
- Раскрыть значение транспорта для людей.
- Обобщить и систематизировать представление детей о передвижении человека.
- Закрепить правила поведения в общественном транспорте, на остановках.
- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию.
- Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память.
Материалы: карточки с изображением транспорта, карта, круги зелёного, красного и желтого цвета.
Ход образовательной ситуации.
- Введение в ситуацию.
Дидактический задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей)
Воспитатель рассказывает, что Лунтик тоже захотел отправиться в путешествие, в гости к своим друзьям на Луну. Но он не знает на чем ему туда добраться.
- Вы хотите ему помочь? (Ответы детей)
- Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей в названиях транспорта, для чего он нужен, как пользоваться, составные части транспорта.
Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с изображение транспорта.
- На столе разложены карточки с изображением транспорта.
- Что перед вами лежит? (дети перечисляют названия транспорта: машина, поезд, самолет, велосипед, лодка, воздушный шар и т.д.)
- А как можно назвать это одним словом? (транспорт)
Воспитатель хвалит детей и создает ситуацию успеха.
- Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о видах транспорта;
- Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель предлагает выбрать транспорт, который понадобится для путешествия. И уточняет, что надо выбрать три транспортных средства разного вида. Как правило, дети теряются и не знают, что им выбрать.
- Смогли выбрать транспортные средства разного вида?
- Нет.
- Почему не смогли?
- Мы не знаем видов транспорта.
- Значит, что нам нужно узнать? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает: - Верно. Какие бывают виды транспорта.
- Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- Формировать у детей представление о видах транспорта;
- Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Дети подходят к столу, на котором лежит карта.
На карте изображены: море, полянка с домиком Лунтика и пункт назначения – луна.
- От своего домика Лунтику куда сначала надо добраться? (до моря)
- На чем он может поехать? (на машине, на поезде, на велосипеде.)
- Потом где ему нужно будет ехать или плыть? (по морю)
- На чем может добраться? (на корабле, лодке, на пароходе.)
- Вот и до луны недалеко осталось. Как он доберется до нее, на чем? (на ракете, на самолете, на вертолете.)
Воспитатель хвалит детей.
- Но нам надо выбрать только три разных транспортных средства, а чтобы узнать какие, нам надо отгадать загадки.
- Попробуем?
Воспитатель сажает детей на ковер и включает презентацию о видах транспорта.
1 слайд.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Машина)
- Так, на чем же Лунтик сначала поедет? (на машине)
- По какой поверхности передвигается машина, по чем? (по земле)
- Значит какой это вид транспорта, если движется по земле? Как называется? (наземный)
- А какой транспорт можно назвать наземным? (это машины, которые перевозят людей и грузы по земле)
- Что еще относится к наземному транспорту? (автобус, велосипед, такси, грузовая машина и т.д.)
2 слайд.
По волнам плывет отважно,
не сбавляя быстрый ход,
лишь гудит машина важно.
Что такое? …
(Пароход)
- На чем наш друг отправится дальше? (на пароходе)
- По какой поверхности передвигается пароход? (по воде)
- К какому виду транспорта относится, если движется по воде? (к водному)
- Что еще относится к водному транспорту? (корабль, лодка, теплоход, яхта и т.д.)
3 слайд.
Слушайте следующую загадку:
Она всегда летит меж звезд,
Не нужно ей тепла и света.
Ответ загадки очень прост:
Ведь это быстрая …
(ракета)
- На чем будет добираться до луны? (на ракете)
- По чему передвигается ракета? Где? (по воздуху, в воздухе)
- К какому виду транспорта относится ракета, если передвигается по воздуху? (к воздушному)
- Что еще относится к воздушному виду транспорта? (самолет, вертолет и т.д.)
- Молодцы! Со всеми загадками справились.
- Так на чем Лунтик сможет добраться от своего дома до луны? (на машине, пароходе и ракете.)
- К каким видам транспорта они относятся?(наземным, водным и воздушным).
Воспитатель говорит, что Лунтик благодарит их за помощь и отправляется на луну.
- Вы смогли отправить Лунтику, потому что узнали, на какие виды делится транспорт.
- Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
- Закрепить представление о видах транспорта;
- Организовать активный отдых детей.
Подвижная игра «Светофор»
Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая кружок соответствующего цвета – красный - стоп, желтый – движение на месте и зелёный - двигаемся.
Игра «Поможем жителям Цветочного города разложить транспорт по видам»
На столе разложены карточки, воспитатель делит детей на три подгруппы: первая подгруппа собирает наземный транспорт, вторая – водный, третья – воздушный.
- Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то что делали, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому сегодня помогали?
- Чем помогали?
- Какие знания помогли нам отправить Лунтика на Луну?(Мы узнали, какие бывают виды транспорта: наземный, водный и воздушный.)
- Воспитатель обобщает ответы детей: - Верно, узнали, что транспорт бывает наземным, водным и воздушным.
- Лунтик благодарит вас, ребята, за помощь! Надеюсь, что вы сами не будете забывать правила дорожного движения,когда отправитесь к своим друзьям.