Выступление на муниципальном методическом объединение для воспитателей групп раннего возраста "Экологическое воспитание детей раннего возраста"
Документы для скачивания
Выступление на МО «Экологическое воспитание детей раннего возраста» (из опыта работы)
Природа - это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека. Она бывает живой и неживой. Живая природа – это предметы, которые могут дышать, двигаться, питаться, жить, развиваться и умирать. То есть, это все живое вокруг нас животные и растения. Люди – это тоже часть живой природы.
Неживая природа – это воздух, ветер, вода, почва, камни, облака, находящиеся в земле полезные ископаемые и так далее.
Это простое определение, что такое природа, поможет ребенку правильно воспринимать значение этого слова, не обременяя его ум лишними терминами.
Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами живой и неживой природы. Маленький ребёнок смотрит в мир с широко раскрытыми глазами и замечает все: маленького паучка, бегущего жучка на воде, трудолюбивого муравья на тропинке.
Экологическое воспитание можно начинать с раннего детства. Основная задача состоит в том, чтобы привлечь внимание детей к природе, её разнообразию, научить любить и беречь её. Становление первоначальных основ экологической культуры-это накопление конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы.
В возрасте 2-3 лет дети должны различать, правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познавать их сенсорные способности - форма, цвет, величина, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами функционирование в определённых условиях-это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой взаимодействия с природой. Бесспорно, природа окажет положительное влияние на развитие только тогда, когда он научится её наблюдать.
Наблюдение окружающей природы ставит перед ребёнком простые и сложные умственные задачи, решение которых требует от него выборочного использования знаний, усилий ,обобщения и умозаключения. Каждое наблюдение обогащает речь, дети приобретают обширный запас слов. Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных, эстетических и патриотических чувств.
Для того чтобы повысить эффективность экологического воспитания детей использую различные формы и методы:
- уроки доброты;
- экологические игры (дидактические, игры-путешествия);
- театрализованные игры на развитие экологического воспитания;
- инсценировки экологических сказок, образные упражнения и др.
Мною были проведены циклы занятий, прогулок, направленные на формирование экологических знаний-это элементарные знания о мире животных, о растительном мире, знания о неживой природе.
Большое внимание уделялось рассматриванию и наблюдению на природе. Рассматривали деревья в разные времена года, наблюдали за птицами , насекомыми. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Этому способствовали прогулки на участке.
В ходе прогулок знакомила детей с изменениями природы по сезонам (погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Наши прогулки всегда проходили очень занимательно, к ребятам приходили в гости разные лесные жители, т. е игрушки и приглашали детей на прогулку. На прогулках мы играли с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется такое оборудование, как песочница, совочки, формочки, печатки и т.д.
Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через такие игры дети раннего возраста могут определить есть на улице ветер или нет и даже направление ветра.
Как я уже говорила, окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.
В своей работе с детьми использовала циклы наблюдений на зимней прогулке: за снегопадом, следы на снегу, за зимующими птицами, за солнцем, за растениями зимой.
При формировании экологических знаний у детей придавала большое значение исследовательской деятельности - проведению опытов. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Важное внимание при формировании экологических знаний у детей уделяла прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, мы использовали литературу, рекомендованную программой детского сада.
Перечень используемой литературы.
К. Бальмонт. «Осень»;
А. Блок. «Зайчик»;
А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»);
А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.);
А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);
А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»);
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;
П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;
А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина;
«Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой
С детьми мы играли в различные экологические игры: "Что сажают в огороде", "Найди листок, как на дереве", "Вершки - корешки", "Узнай и назови", "Путешествие по лесу" и многие другие.
Организовывала опытно-экспериментальную деятельность в зависимости с сезонными изменениями. «Почему не получился куличик?», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Определение цвета», « Из чего состоит песок»; с воздухом: «Как работает воздух», « Воздух есть везде», «Дети машут веером»; с водой: «Вода – жидкость», «У воды нет запаха», «Вода прозрачная», «Вода меняет цвет», «Вода – растворитель»; с бумагой: «Бумага мнется», «Бумага намокает», «Снег тает и не тает», «Ледяная избушка», «Цветные льдинки», «Плавает, тонет» и т.д.
Развитие экологического воспитания самых маленьких дошкольников включает следующие компоненты:
- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни.
Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
- проращивание лука в зимнее время, наблюдения за растущим луком;
- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
- проведение экологических занятий;
- проведение экологических досугов.
Заключение
Выбор мною данной темы обусловлен тем, что я сама сторонник бережного отношения к природе и поэтому решила, что необходимо дать детям экологические знания и умения о природе и её обитателях. Ведь эти знания и умения помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.
Экологическая, а так же нравственная проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Поэтому мы считаем, что одной из приоритетных задач, является экологическое воспитание дошкольников.
А закончить своё выступление хотелось бы словами великого педагога
В. Сухомлинского «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».