Сообщение из опыта работы по реализации проектной деятельности в группе компенсирующей направленности детей от 6 до 7 лет на тему: "Природа Пензенского края"
Слайд №1
Добрый день, уважаемые коллеги. Я хотела бы поделиться опытом работы по реализации проектной деятельности в группе компенсирующей направленности детей от 6 до 7 лет на тему: «Природа Пензенского края».
Слайд №2
Тип проекта: познавательный, информационно – творческий.
Участниками проекта являются: дети, педагоги образовательного учреждения, семьи воспитанников.
Срок реализации: долгосрочный.
Тема проекта выбрана мной не случайно. Так как проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Слайд №3
Цель и задачи данной проектной деятельности вы видите на экране:
- формирование экологической культуры дошкольников
Задачи:
- Систематизировать знания об окружающем мире;
- Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе, в процессе поисково-исследовательской деятельности детей;
- Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
- Совершенствовать уровень знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Слайд №4
Ожидаемые результаты проекта также представлены на экране:
- Расширены знания о растительном и животном мире Пензенского края;
- Сформировано стремление к исследованию объектов природы.
- Умеют вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
- Детей любознательны, проявляют творческие способности, познавательную активность, коммуникативные.
- Бережно относятся к природе, владеют навыками экологической культуры.
Слайд №5
В ходе реализации данного проекта придерживаюсь ряда педагогических принципов – научности, доступности, интеграции, системности, гуманистичности, преемственности.
Слайд №6
Более подробно остановлюсь на этапах реализации проекта:
Слайд №7
На первом организационно – подготовительном этапе:
- Мы разрабатывали дорожную карту проекта, изучали личностные качества детей, индивидуальные возможности, выявляли уровень знаний детей о природе Пензенского края, правила безопасного поведения в природе;
- Изучали содержание программы «Природа и я» Елены Федоровны Купецковой;
- Намечали цели и задач.
- Занимались созданием соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, подбирали информационный материала по теме (приметы, иллюстрации, художественная литература). разрабатывали конспекты по образовательной деятельности, детско – взрослым образовательным событиям.
Слайд №8
На II Практическом этапе:
мною применяются различные методы и приемы экологического воспитания. Разнообразные формы взаимодействия как с детьми, так и с семьями воспитанников. Задействовано ряд специалистов детского сада.
Совместно с детьми мы проводим познавательные беседы на экологические темы. Совершаем виртуальные экскурсии по местам, куда не имеем возможности попасть, знакомимся с жизнью животных, птиц, рыб. Рассматриваем картины и иллюстрации. Читаем природоведческую художественную и энциклопедическую литературу об обитателях и растениях Пензенской области.
Слайд №9
В ходе развития навыка составления связного рассказа, мне помогает метод мнемотехники, который обеспечивает эффективное запоминание, успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, сохранении и воспроизведении информации.
Слайд №10
И интеллект – карты, работая с которыми, ребенок идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Слайд №11
Всем хорошо известно, что ведущим видом детской деятельности является игра, соответственно мною широко применяются экоигры. Которые проводятся как коллективно, так и индивидуально в зависимости от уровня развития детей и имеющихся у них знаний, опыта. Дидактические игры проводятся в ходе образовательной деятельности, в часы досуга, и на прогулке. Дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевые игры, такие как («Ветеринарная больница»), подвижные игры («Звери – птицы, рыбы», «Птицелов») и пальчиковые игры. А также в игры на развитие дыхания, координации слова с движением.
Слайд №12
Практикую игры - ребусы, игры – опыты ( например с яйцом), игры – исследования (сколько занимает времени процесс разложения в земле бумаги и полиэтилена?).
Слайд №13
Часто применяю метод экологической идентификации и пластические игры - эмитации: «Я - тучка», «Я – солнце», «Я – цветок», «Я – река», «Я – волк», «Я – сломанная ветка», «Летает, ползает, бегает»... Что дает детям новые впечатления о состоянии природы, животного и растительного мира. Пробуждает интерес и развивает ценностное отношение к ней.
Слайд №14
Хочется отметить немаловажное значение игровой кейс – технологии (разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра), в ходе которой у детей развивается способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос.
Я предлагаю детям разные ситуации, а они приводят свои доводы: «Весна (зима, лето, осень) - хорошо или плохо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы в Пензенской области – это хорошо или плохо?»…
Деловые игры «Кто за кем?» (пищевая цепочка), «Что будет, если…?»
Слайд №15
В реализации проектной деятельности мне помогают и обучающие игровые ситуации: «Березка беседует с детьми о деревьях», «Незнайка приглашает ребят на зимнюю рыбалку», «Айболит просит детей оказать помощь лесным обитателям в зимний период»…
Слайд №16
Применение метода моделирования, помогает мне обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Более наглядно познакомить с экосистемой леса, водоема.
Слайд №17
По своей сути все дети очень любознательны и пытливы. Поэтому, оказавшись на участке детского сада, в ходе целевых прогулок и экскурсий становишься невольным катализатором интеллектуальной битвы «Вопрос – ответ». Зачастую воспитанники озадачивают так, что приходится пользоваться интернет - ресурсами. Стоит отметить, что мальчишкам и девчонкам очень нравятся сезонные наблюдения, а также наблюдения за явлениями природы, в ходе которых у детей формируется система элементарных представлений о происхождении природных явлений, таких как ветер, дождь, холод, иней и т.д. Так же дошкольники учатся проводить анализ состояния погоды, делать сравнения и умозаключения.
Попутно рассматриваем с детьми природоохранные знаки и ведем беседы о том, что природу надо беречь и охранять.
Слайд №18, 19
Любая детская деятельность и наблюдения в природе подразумевают под собой развитие творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность: конструирование, рисование, лепка.
Слайд №20
Очень интересует дошколят опытно - экспериментальная деятельность: мы сравнивали веточки сосны и ели, их шишки, рассматривали семена деревьев.
Слайд №21
Сравнивали настоящий и искусственный снег, отмечая их сходства и отличия. Опытным путем добивались эффекта такого природного явления как «ледяной дождь».
Слайд №22
Находили крахмал в картофеле, ставили опыты с луком, выясняли опытным путем, почему в соленой воде сырое яйцо не тонет, а всплывает к верху.
Слайд №23
В группе проходят тематические недели, плавно перетекающие в мини - проекты, которые в свою очередь выливаются в ряд увлекательных детско – взрослых образовательных событий:
«Как прекрасен этот мир первоцветов», где ребята знакомились с миром цветов.
Слайд №24
«Энтомология в детском саду», где дошкольники знакомились с насекомыми, обитающими в Пензенской области.
Слайд №25
«Ихтиология в детском саду», в ходе которой знакомились не только с рыбами, обитающими в водоемах нашей области, но и с другими обитателями водоемов.
Слайд №26
«Праздник песка». Дети ставили опыты с песком и изготавливали из него постройки.
Слайд №27
С целью закрепления полученных знаний, совместно с учителем – логопедом проводили викторину «У Осени в гостях».
Слайд №28
И квест – игру «По следам зимушки – зимы».
Слайд №29
Совместно с родителями и детьми участвовали в празднике «День снега»
Слайд №30
Воспитывая любовь к природе родного края необходимо помнить и о том, что необходимо делать, чтобы окружающий нас мир оставался таким же прекрасным. Поэтому воспитанников я стараюсь как можно чаще привлекать к труду не только в уголке природы. На территории детского сада, во дворах своих домов, мы вместе устанавливали кормушки, подкармливали птиц, убираем мусор, собираем природный материал для поделок, очищали дорожки детского сада от снега и опавших листьев. Наводим порядок в цветниках.
Слайд №31
Работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей наших воспитанников. Родители активно включаются в процесс формирования экологической культуры детей, в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с дошкольниками обобщают и уточняют свои знания. Помогают в собрании необходимой художественной литературы, вместе с детьми разучивают стихи, составляют рассказы о любимом растении, животном или птице. Организуют походы, прогулки для знакомства с природой родного края. Участвуют в эковыставках.
Слайд №32, 33
В группе проходят экологические и природоохранные акции: «Покормите птиц зимой», «Пластику вторая жизнь» «Макулатуру соберем и деревья мы спасем»). Кроме того, данная работа имеет еще один положительный результат, между родителями и детьми устанавливаются прочные партнерские отношения.
Слайд №34
В ходе реализации данного проекта нами были оформлены альбомы «Перелетные и зимующие птицы», создана интеллект – карта «Природа Пензенского края» и интерактивные папки «Животный мир Пензенской области», «Подводный мир Пензенской области», «Растительный мир Пензенской области», собран гербарий растений, растущих на территории Пензенской области.
Слайд №35
На III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ –работа по проекту еще продолжается, подведение итогов, обобщение и закрепление полученного опыта еще впереди, однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в проделанной на этот момент мною работе уже есть положительные результаты:
- Проявляют интерес к изучению природы родного края;
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям
природы, экологическое мышление;
- дети научились практическим действиям по охране природы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В настояшее время мы начали разрабатывать мини - проект «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края.
Слайд №36
А сейчас я бы хотела продемонстрировать вам, уважаемые коллеги ряд интерактивных игр, которые применяются нами в ходе реализации данного проекта (работа с аудиторией).
Слайд №37
Интерактивная игра, которая может применяться в ходе детско – взрослого образовательного события «Угадай название цветка».
Слайд №38
Интерактивная игра, развивающая образное восприятие детей «Угадай меня по объявлению».
Слайд №39, 40, 41, 42,
Игра на развитие логического мышления и закрепление пройденного материала «Четвертый лишний» (почему? Обоснуйте свой ответ).
Слайд №43
Игра на развитие зрительного восприятия «Что и сколько спрятано на картинке?».
Слайд №44
Игра на развитие слухового внимания «Угадай по слуху».
Слайд №45
Спасибо за внимание!