a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение из опыта работы по реализации проектной деятельности в группе компенсирующей направленности детей от 6 до 7 лет на тему: "Природа Пензенского края"

Автор: Денисова Юлия Викторовна Опубликовано: 2019-05-17 12:25:40

 

Слайд №1

     Добрый день, уважаемые коллеги.  Я хотела бы поделиться опытом работы по реализации проектной деятельности в группе компенсирующей направленности детей от 6 до 7 лет на тему: «Природа Пензенского края».

Слайд №2

Тип проекта: познавательный,  информационно – творческий.

Участниками проекта являются: дети, педагоги образовательного учреждения, семьи воспитанников.

Срок реализации: долгосрочный.

   Тема проекта выбрана мной не случайно. Так как  проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Слайд №3

Цель и задачи данной проектной деятельности вы видите на экране:

-   формирование экологической культуры дошкольников

    Задачи:

  • Систематизировать знания об окружающем мире;
  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе, в процессе поисково-исследовательской деятельности детей;
  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • Совершенствовать уровень знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

 

Слайд №4

Ожидаемые результаты проекта также представлены на экране:

  • Расширены  знания о растительном и животном мире Пензенского края;
  • Сформировано стремление к исследованию объектов природы.
  • Умеют вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
  • Детей любознательны, проявляют творческие способности, познавательную  активность, коммуникативные.
  • Бережно относятся к природе, владеют навыками экологической культуры.

Слайд №5

    В ходе реализации   данного проекта придерживаюсь ряда педагогических принципов научности, доступности,  интеграции, системности, гуманистичности, преемственности.

Слайд №6

Более подробно остановлюсь на этапах реализации проекта:

 

Слайд №7

 

На первом  организационно – подготовительном этапе:

  • Мы разрабатывали дорожную карту проекта, изучали личностные качества детей, индивидуальные возможности,  выявляли уровень знаний детей о природе Пензенского края, правила безопасного поведения в природе;
  • Изучали содержание программы «Природа и я» Елены Федоровны Купецковой;
  • Намечали цели и задач.
  • Занимались созданием соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, подбирали информационный материала по теме (приметы, иллюстрации, художественная литература). разрабатывали конспекты по образовательной деятельности, детско – взрослым образовательным  событиям.

Слайд №8

На II   Практическом этапе:

    мною  применяются различные методы и приемы экологического воспитания. Разнообразные  формы взаимодействия как с детьми, так и с семьями воспитанников. Задействовано ряд специалистов детского сада.  

   Совместно с детьми мы проводим познавательные беседы на экологические темы. Совершаем виртуальные экскурсии по местам, куда не имеем возможности попасть, знакомимся с жизнью животных, птиц, рыб. Рассматриваем картины  и иллюстрации. Читаем  природоведческую художественную и энциклопедическую литературу  об обитателях  и растениях Пензенской области.   

Слайд №9

     В ходе развития навыка составления связного рассказа, мне помогает метод мнемотехники, который обеспечивает эффективное запоминание, успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, сохранении и воспроизведении информации.

Слайд №10

И интеллект – карты, работая с  которыми,  ребенок идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Слайд №11

     Всем хорошо известно, что ведущим видом детской деятельности является игра, соответственно мною широко применяются экоигры. Которые проводятся как коллективно, так и индивидуально в зависимости от уровня развития детей и имеющихся у них знаний, опыта.  Дидактические игры проводятся в ходе образовательной деятельности, в часы досуга, и на прогулке. Дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевые игры, такие как («Ветеринарная больница»),  подвижные игры («Звери – птицы, рыбы», «Птицелов») и пальчиковые игры. А также в игры на развитие дыхания, координации слова  с движением.

Слайд №12

     Практикую игры - ребусы, игры – опыты ( например с яйцом), игры – исследования (сколько занимает времени процесс разложения в земле бумаги и полиэтилена?).

Слайд №13

      Часто применяю метод экологической идентификации и пластические игры - эмитации: «Я - тучка», «Я – солнце», «Я – цветок», «Я – река», «Я – волк», «Я – сломанная ветка», «Летает, ползает, бегает»... Что дает детям новые впечатления о состоянии природы, животного и растительного мира. Пробуждает интерес и развивает ценностное отношение к ней.

Слайд №14

   Хочется отметить немаловажное значение игровой кейс – технологии (разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра), в ходе которой у детей развивается способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос.

    Я предлагаю детям разные ситуации, а они приводят свои доводы:  «Весна (зима, лето, осень)  - хорошо или плохо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы в Пензенской области – это хорошо или плохо?»…

     Деловые игры «Кто за кем?» (пищевая цепочка), «Что будет, если…?»

Слайд №15

      В реализации проектной деятельности мне помогают и обучающие игровые ситуации: «Березка беседует с детьми о деревьях», «Незнайка приглашает ребят на зимнюю рыбалку», «Айболит просит детей оказать помощь лесным обитателям в зимний период»…  

Слайд №16

  Применение метода моделирования, помогает мне обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Более наглядно познакомить с экосистемой леса, водоема.

Слайд №17

     По своей сути все дети очень любознательны и пытливы. Поэтому, оказавшись на участке детского сада, в ходе целевых прогулок и экскурсий становишься невольным  катализатором   интеллектуальной битвы  «Вопрос – ответ». Зачастую  воспитанники озадачивают так, что приходится пользоваться интернет - ресурсами. Стоит отметить, что мальчишкам и девчонкам очень нравятся сезонные наблюдения, а также наблюдения за явлениями природы, в ходе которых у детей формируется система элементарных представлений о происхождении природных явлений, таких как ветер, дождь, холод, иней и т.д. Так же дошкольники учатся проводить анализ состояния погоды, делать сравнения и  умозаключения.

Попутно рассматриваем с детьми природоохранные знаки и ведем беседы о том, что природу надо беречь и охранять.

Слайд №18, 19

    Любая детская деятельность и наблюдения в природе подразумевают под собой развитие творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность: конструирование, рисование,  лепка.      

Слайд №20

    Очень интересует дошколят опытно - экспериментальная деятельность: мы сравнивали веточки сосны и ели, их шишки, рассматривали  семена деревьев.

Слайд №21

     Сравнивали настоящий и искусственный снег, отмечая их сходства и отличия. Опытным путем добивались эффекта  такого природного явления как «ледяной дождь».

Слайд №22

     Находили крахмал в картофеле, ставили опыты с луком, выясняли опытным путем,  почему в соленой воде сырое яйцо не тонет, а всплывает к верху.

Слайд №23

      В группе проходят тематические недели, плавно перетекающие в мини - проекты, которые в свою очередь выливаются в ряд увлекательных детско – взрослых образовательных событий:

«Как прекрасен этот мир первоцветов», где ребята знакомились с миром цветов.

Слайд №24

  «Энтомология в детском саду», где дошкольники  знакомились с насекомыми, обитающими в Пензенской области.

Слайд №25

  «Ихтиология в детском саду», в ходе которой знакомились не только с рыбами, обитающими в водоемах нашей области, но и с другими обитателями водоемов.

Слайд №26

   «Праздник песка». Дети ставили опыты с песком и изготавливали из него постройки.

Слайд №27

   С целью закрепления полученных знаний, совместно с учителем – логопедом проводили викторину «У Осени в гостях».

Слайд №28

   И квест – игру «По следам зимушки – зимы».

Слайд №29

    Совместно с родителями и детьми участвовали в празднике «День снега»

Слайд №30

      Воспитывая любовь к природе родного края необходимо помнить и о том, что необходимо делать, чтобы окружающий нас мир оставался таким же прекрасным. Поэтому    воспитанников я стараюсь как можно чаще привлекать к труду не только в уголке природы. На территории детского сада, во дворах своих домов, мы вместе устанавливали кормушки, подкармливали птиц, убираем мусор, собираем природный материал для поделок, очищали дорожки детского сада от снега и опавших листьев. Наводим порядок в цветниках.   

Слайд №31

       Работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей наших воспитанников. Родители активно включаются в процесс формирования экологической культуры детей, в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с дошкольниками  обобщают и уточняют свои знания. Помогают в собрании необходимой художественной литературы, вместе с детьми разучивают стихи, составляют  рассказы о любимом растении, животном или птице. Организуют походы, прогулки для знакомства с природой родного края. Участвуют в эковыставках.

Слайд №32, 33

       В группе проходят экологические и природоохранные акции: «Покормите птиц зимой», «Пластику вторая жизнь» «Макулатуру соберем и деревья мы спасем»). Кроме того, данная работа имеет еще один положительный результат, между родителями и детьми устанавливаются прочные партнерские отношения.  

Слайд №34

       В ходе реализации данного проекта нами были оформлены альбомы «Перелетные и зимующие птицы», создана интеллект – карта «Природа Пензенского края» и интерактивные папки «Животный мир Пензенской области», «Подводный мир Пензенской области», «Растительный мир Пензенской области», собран гербарий растений, растущих на территории Пензенской области.

Слайд №35

На III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ работа по проекту еще продолжается,  подведение итогов, обобщение и закрепление полученного опыта еще впереди, однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в проделанной на этот момент мною работе уже есть положительные результаты:

  • Проявляют интерес к изучению природы родного края;
  • сформированы начала экологической культуры у детей;
  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям

   природы, экологическое мышление;

  • дети научились практическим действиям по охране природы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

 Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

  В настояшее время мы начали  разрабатывать  мини - проект «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края.     

Слайд №36

      А сейчас я бы хотела продемонстрировать вам, уважаемые коллеги ряд интерактивных игр, которые применяются нами в ходе реализации данного проекта (работа с аудиторией).

Слайд №37

      Интерактивная игра, которая может применяться  в ходе  детско – взрослого образовательного события  «Угадай название цветка».

 

Слайд №38

      Интерактивная игра, развивающая образное восприятие детей  «Угадай меня по объявлению».

Слайд №39, 40, 41, 42,  

      Игра на развитие логического мышления и закрепление пройденного материала «Четвертый лишний» (почему? Обоснуйте свой ответ).

 

Слайд №43

     Игра на развитие зрительного восприятия «Что и сколько спрятано на картинке?».

Слайд №44

    Игра на развитие слухового внимания «Угадай по слуху».

Слайд №45

Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: