a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление "Интегрирование детей дошкольного возраста с нарушением слуха" на Международной научно-практической конференции. Сборник трудов "Инклюзивная культура в современном обществе", г. Новосибирск, 2017 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2019-07-09 14:16:57

Интегрирование детей дошкольного возраста с нарушением слуха Хрипунова Елена Андрияновна учитель- дефектолог КГБОУ «Минусинская школа- интернат», Россия е- mail: 79029794188@ yandex. ru Аннотация: Статья посвящена вопросу интеграции в дошкольном образовании детей с нарушениями слуха. Представлен опыт работы по временной интеграции слабослышащих и глухих дошкольников. Ключевые слова: интеграция, глухие и слабослышащие дети, слышащие сверстники, сетевое взаимодействие. Задача системы образования состоит в создании условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие глухоты, для реализации потенциала личностного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, физического развития детей с нарушением слуха. Эту важнейшую социально- образовательную проблему наиболее эффективно решает инклюзивное образование в различных условиях интеграции. Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребенка – в узкий круг детского коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов. В настоящее время используются разные возможности интеграции глухих и слабослышащих детей в среду слышащих. Идеи интегрированного обучения и воспитания, развиваемые в нашей стране, основываются на необходимости достижения ребенком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности. Рассматривают несколько моделей интеграции. Временная интеграция предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, общих мероприятиях. Особое значение при такой форме интеграции придаётся подготовительной работе, которая заключается в подготовке к встрече детей. Частичная, или фрагментарная, интеграция ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня – в группе слышащих детей. Сурдопедагог проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет трудности ребенка с нарушенным слухом, дает рекомендации им, в процессе индивидуальных занятий отрабатывает сложный для ребенка речевой материал. Комбинированная интеграция рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдопедагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков. Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом детском саду, где к нему предъявляются общие требования, без скидок на его плохой слух. С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными с нормально слышащими детьми, как правило, занимаются родители дома, а контроль за их развитием осуществляют сурдопедагоги. [ Головчиц Л. А. , 2001] Совместная деятельность дает многое, как здоровым дошкольникам, так и детям с нарушениями слуха. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам глухих и слабослышащих детей, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с нарушениями слуха в развитии совместное взаимодействие ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения. Наше образовательное учреждение находится в Красноярском крае, в городе Минусинске и работает уже 85 лет. При школе открыты дошкольные группы, которые посещают дети с нарушенным слухом от трёх до семи лет. Для работы с детьми имеются игровые комнаты, кабинеты дефектологов, музыкальный и физкультурный залы, детские площадки. Помещения эстетически оформлены, оснащены звукоусиливающим оборудованием, разнообразным дидактическим материалом и игрушками. С дошкольниками систематически проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на всестороннее их развитие и подготовку к школе. Но при этом наши ребята оказались в полной изоляции от мира слышащих детей, и это отрицательно воздействует на разные стороны их психического и личностного развития. Перед педагогическим коллективом была поставлена задача: как вовлечь глухого ребенка в жизнь слышащих сверстников? Обсуждая данную проблему, педагоги стали говорить о временной интеграции наших детей. С сентября 2014 года для решения данной задачи в рамках инклюзивного образования было выстроено сетевое взаимодействие с МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида. С целью повышения профессионального уровня и обмена опытом, на базе Минусинской школ ы- интернат для дефектологов, логопедов и воспитателей дошкольного образования были проведены методические семинары, на которых раскрывались следующие темы: «Особенности организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации», «Приемы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения слуха», «Обеспечение единства требований при организации коррекционно- развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха». Педагоги организовывали для слышащих дошкольников и детей, имеющих нарушение слуха интегрированные спортивные мероприятия: «Мой весёлый, звонкий мяч», «Эстафета сказочных героев», «А ну- ка малыши» и традиционные праздники «Золотая осень», «Здравствуй, Масленица». Поставили спектакль по сказке К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха» и показали его детям и на родительских собраниях в обоих учреждениях. С этой постановкой приняли участие в городском конкурсе- фестивале детских театральных коллективов «Театральная юность Минусинска- 2017» в номинации «Лепесток надежды» и заняли первое место. На первых встречах дети с нарушением слуха отличались от слышащих ребят не только своей речью, они были менее самостоятельны, с трудом вступали даже в безречевое общение. В совместной деятельности сурдопедагоги специально организовывали общение глухих и слабослышащих детей со слышащими сверстниками. П остепенно, ребята стали устанавливать контакт между собой. Взрослые с радостью наблюдали за их общением, ведь нам удалось создать детский коллектив, в котором ребята с нарушенным слухом стали равноправными членами. В результате такоговзаимодействия наши воспитанники имеют возможность личностного самовыражения, развивать коммуникативные способности, пополнить социальный и эмоциональный опыт. Список литературы: Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. п особие для студ. высш. учеб. заведений. —М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. —( Коррекционная педагогика) Миронова Э. В. , Шматко Н. Д. Интеграция детей с нарушениями слуха в дошкольные учреждения общего типа/ / Дефектология. - 1995. - № 4. - с. 66- 74 Леонгард Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих/ / Особый ребёнок: Исследование и опыт помощи/ П од ред. А. А. Циганок. – М. 1998

Оставить комментарий: