a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Формирование речевых способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха". Сборник материалов по вопросам обучения, воспитания, интеграции детей с нарушением слуха. г. Казань, 2019 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2019-07-09 14:36:32

Формирование речевых способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Е. А. Хрипунова, Н. А. Чупрова Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Минусинская школа- интернат», г. Минусинск, Россия Развитие речи детей является многоплановым процессом и центральным звеном кор рекционно- педагогической работы, которая направлена на преодоление вторичных нарушений, обусловлен ных снижением слуха. Важным условием реч евого развития детей с нарушени ями слуха является создание слухо- речевой среды, которая рассматривается как один из основных компонентов ком муникативно- деятельностной системы обучения языку неслышащих детей( С. А. Зы ков, Л. П. Носкова и др. ) . Созда ние слухо- речевой среды предполагает: - постоянное пребы вание ребенка в среде говорящих людей, организацию речевого общения с ним независимо от состояния его соб ственной речи и возм ожностей понимания речи окружаю щих; - использование качественной стационар ной зву коусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов, обеспечивающие более пол ное восприятие речи и звуков окружающего мира, форми рование устной речи; - контроль за речью детей с учетом исхо дного уровня ее развития и сфор мированных речевых умений; - речь взрослых должна являться образцом, быть эмоционально окрашенной, иметь нор мальный темп и громкость; - организация спе циальных занятий по развитию речи. С истематическое проведение занятий по развитию речи нам позволяет закрепить, систематизир овать речевой материал, ко торый сообщался дет ям в быту, играх, труде, ознакомлении с окружающим миром; обога ти ть словарь детей новыми словами и выра жения ми; формировать разные виды речевой деятельности( дактилирование, говорение, слухо- зрительное и слуховое восприятие, глобаль ное и аналитическое чтение, письмо) ; развивать связную речь детей. Работ у по развитию речи глухих и слабослышащих дошкольников строи м на основе концентрического метода и единого тематического принципа, который позволяет сконцентрировать внимание детей на определённом круге предметов и явлений, закрепить и уточнить речевой материал в разных видах речевой деятельности, развивать познавательные интересы детей. Обучение языку организуем с учетом особен ностей психического и слухо- речевого развития детей с недостатками слуха, в единстве с коррекций познавательных процессов, формировани и представлений об окружающем мире, накоплени и средств взаимодействия с детьми и взрос лыми. Взаимосвязь форм речи в обучении языку глухих и слабо слышащих детей дошкольного возраста определяе м рядом факторов: возрастом ребенк а, состоянием его слуха и исход ного уровня речи, уровнем интеллектуального развития. У стная речь все гда выступает как исходная и основная на всех этапах обучения, поскольку она использ уется в качестве основного сред ства общения и является основой для формирования других форм речи. На начальном этапе учим р ебен к а воспринима т ь слова и фразы слухо- зрительно, а в собственной речи приближенно воспроизводит ь слова( в виде го лосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного сло ва) . Основной задачей этого периода обучения является работ а по развитию слухового и слухо- зрительного восприяти я и формирование первичных произносительных навыков. Однако устная речь не может в ыступать для глухого и слабослы шащего ребенка как единственная форма речи вследствие многочис ленных трудностей в ее восприятии и воспроизведении. Поэтому уже на первом году обучения детей уч им глобальному восприятию слов, предъявляем ых в печатном виде на табличках, и готови м ребенка к последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению слов проходит на различном тематическом материале с включением дидактич еских игр и речевых упражнений, т. к. дидактическая игра является одним из средств развития речи неслышащих детей. О буч а я глобальному чтению и умению отвечать на простые вопросы используем разнообразные игры. Например: Поезд Педагог достает из коробки игрушки, вместе с детьми называет их, дает игрушку каждому ребенку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного и говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк. . . едут в гости к кукле. Где едет лиса( волк, заяц и т. д. ) ? » Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с нужной табличкой, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряженно- отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает. Семья На доске прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это? » На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама? » Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к доске и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике. Поле чудес На столе у каждого ребенка лежит набор предметных картинок. У педагога на столе стоит волчок, к которому прикреплена стрелочка. Вокруг волчка лежат 5- 6 табличек с названиями предметов по одной из изучаемых тем недели. Педагог говорит детям: «Будем играть. Я буду крутить юлу». После остановки волчка педагог демонстрирует табличку, на которую указала стрелка, и прочитывает табличку вместе с детьми. Педагог спрашивает: «Где такая картинка? Покажите». Дети должны выбрать из набора соответствующую картинку и поднять ее, чтобы педагог мог оценить правильность выбора. Затем педагог закрепляет в наборном полотне картинку и под ней табличку. Далее педагог вызывает одного ребенка, чтобы тот раскрутил волчок. Игра продолжается до тех пор, пока не будут прочитаны все таблички. В средне м дошкольн ом возрасте в качестве вспомогательной формы используе м дактильн ую реч ь. Дактилология необходима для анализа письменного слова, запоминания его структуры. Эта форма ре чи по зволяет сформировать технику аналитического чтения в краткие сроки. Через чтение и да ктилирование у детей развиваем умение точно воспринимать фразу или слово и более точ но воспроизводить их структуру. В старше м и подготовительно м возрасте повышается роль устной речи: дети воспринимают слухо- зрительно и воспроизводят устно весь знакомый отработанный м атериал. Н а занятиях по развитию речи значение слов рассматриваем в различны х смысловы х связях. Это может быть уточ нение видо- родовых отношений и включение в речь де тей обобща ющих слов; уточнение слов, имеющих противоположное значение( антонимов) ; уточнение близких по значению слов( синонимов) , побуждение старших дошкольнико в, особенно слабослышащих, к ва рьированию высказываний. Уточнение и систематизаци ю словарного материала связ ываем с использованием таких методических приемов, как описание предметов и картин, составление рассказов по различной тематике. Письменная речь формир уем параллельно с гло бальн ым и аналитическ им чтен и ем, собственн ым письм ом печатны ми буквами, работой с разрезной азбукой. После формирования техники чтения с использованием дактилологии детей перевод им на устное чтение. В общении со слабослышащими детьми устно- дактильная речь не используе м. Формируя у глухих и слабослышащих детей навык аналитического чтения, и развивая связную речь, применяем различные игры. Например: Посылка Педагог показывает детям коробку и сообщает, что почтальон принес посылку. Там овощи и фрукты. Педагог дает двум детям по пакету, предлагает заглянуть в них, а затем, не называя, что там, рассказать детям о предмете, который они получили в посылке. В случае затруднений педагог помогает ребенку с помощью наводящих вопросов: «Какого цвета фрукт? Он большой или маленький? » и т. д. Ответы ребенка записываются на доску. Когда ребенок расскажет все о фрукте или овоще в посылке, дети читают описание, называют его. Отгаданные предметы кладутся на стол. Аналогии Дети читают предложение « Птица летит, а лиса бежит». Затем им предлагается дополнить по аналогии, написанные на доске предложения: «Бабочка летает, а гусеница. . . », «Лягушка прыгает, а волк. . . » «Змея ползает, а белка. . . » Что ты видел по телевизору? На столе педагога стоит «телевизор». Педагог предлагает детям посмотреть «кино». Дети рассматривают первую картинку, отвечают на вопросы педагога. Правильные ответы педагог записывает на доску или на наборное полотно выставляются таблички. Затем демонстрируется следующая картинка и т. д. На доске или наборном полотне получается рассказ. Дети его читают и пересказывают по опорным словам или по вопросному плану. Систематическая р абота на фронтальных и индивидуальных занятиях, но и в разнообразных видах детской деятельности с детьми, имеющие нарушения слу ха, приводит к качественным положительным результатам в речевом р азвитии. Но т емпы усвоения и накопления речевого материала у всех детей оказываются разными. Это зависит от сочетания ряда факторов: сроков обучения, слуховых и и нтеллектуальных возможностей ре бенка, тесно го сотрудничества дефектологов, воспитателей и родителей. Таким образом, п ри потери слуха речь у дошкольников самостоятельно не развивается. Ф ормирование речевых способностей у слабослышащих и глухих детей требует специальных методов обучения, без них ребёнок не овладе ет всем набором знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения и развития.

Оставить комментарий: