a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Дидактическая игра и игровые упражнения как средства развития мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха" в сборнике "Педагогика и психология:проблемы развития мышления", г. Красноярск, 2015 год

Автор: Чупрова Наталия Александровна Опубликовано: 2019-07-09 17:44:24

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГ О ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯ М И СЛУХА Чупрова Наталия Александровна учитель- дефектолог К раевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Минусинская общеобразовательная школа- интернат» Семунина Елена Михайловна учитель- дефектолог К раевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Минусинская общеобразовательная школа- интернат» Аннотация: статья посвящена вопросам развития мышления детей с нарушениями слуха через использование на занятиях и уроках дидактических игр и игровых упражнений. Раскрыва ю тся особенности развития мышления глухих детей. Ключевые слова: дидактическая игра, игровые упражнения, умственная деятельность, активизация психических процессов Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением слуха является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при поз нании ребенком окружающего мира  Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, ср еди которых на особом месте стоя т дидактические игр ы и игровые упражнения, содержащие в себе большие возможности для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Значение дидактической игры в обучении ребенка расс матривается во многих психолог о – пе да гогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и н ужную для ребенка деятельность  8 . Ведущую роль в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи: К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. С. Макаренко и другие. Экспериментальные психологические исследования Р. М. Боскис, Н. Г. Морозовой, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф и других показали, что мышление у детей с нарушениями слуха име ет ряд особенностей, которые обу словлены, во- первых, более медленным и своеобразным развитием речи у этих детей и, во- вторых, недостаточным вниманием, которое уделяется формированию мыслительной деятельности детей в практике дошкольного и школьного воспитания и обучения. Исследования свидетельствуют о том, что наибольшие трудности возникают у глухих детей при овладении логическими и понятийными формами и способами мышления. Вместе с тем, по нашему мнению, при систематической педагогической работе, направленной на формирование этого вида мышления, можно было бы предупредить возникновение этих трудностей. Глухие дети приобретают умение наглядно- действенные и наглядно- образные задачи в более старшем возрасте, чем слышащие. Они не владеют обобщенным способом действия, поэтому им требуется( согласно исследованию) в четыре раза больше времени и в три раза больше показов, чтобы научиться решать такие задачи. Дидактическая и гра и игровые упражнения – необходимые формы деятельности глухого ребенка. Дидактическая и гра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей неслышащего ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая и гра и игровые упражнения даю т возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, мышле ние   3   Игровая деятельность ребенка с нарушением слуха весьма многогранна, также как разнообразны и игры. Дидактическая и гра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников и младших школьников, обучая их различным действи ям с предметами, способам и средствам общения. В дидактической игре глухой ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми  4 . Дидактические и гры и игровые упражнения развивают, главным образом, умственные способности детей. Они основаны на какой- нибудь умственной задаче, в решении кото рой и заключается смысл игры. Уровень развития мышления ребенка с нарушением слуха определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями. Выполняя функцию средства обучения, дидактические игры и игровые упражнения могут служить составной частью занятия, урока. В дидактических играх неслышащий ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и закрепляет их. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Дидактические и гр ы и игровые упражнения способству ю т развитию познавательных интересов и познавательной активности. Появляются новые способы усвоения знаний, перестраивается аналитико – синтетическая деятельность. По мнению З. М. Богуславской, под воздействием дидактической игры ребенок переходит от развернутых внешних действий с предметами к действи ям в уме, в плане представлений  Р азличают игры в собственном смысле слова и игры – занятия, игры – упражнения. Глухой ребенок в игре учится непреднамеренно. Педагоги, работающие с глухими детьми дошкольного и начального школьного возраста, постоянно отмечают их невысокую познавательную активность, иногда стереотипность мышления, недостаточную сформированность основных мыслительных операций, проявляющуюся в наибольшей степени на вербальном уровне. Очень часто эти дети затрудняются при выделении определенных частей многоэлементного комплекса, при необходимости их обобщения. В ходе анализа они опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно- следственных связей. Все это, естественно, сказывается на эффективности усвоения детьми учебного материала. Процесс развития мышления у неслышащих д етей должен быть специально организован, поскольку они самостоятельно, без специального обучения, не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству — механическому повторению. Для развития мышления мы предлага ем детям выполнять различные игровые упражнения. Например, с карточками лото играли в игру «Третий лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных двух. На занятиях и уроках отгадывали различные загадки, затем раскрашивали отгадки. Придумывали недостающие части рассказа, когда одна из них пропущена( начало события, середина или конец) . Наряду с развитием логического мышления, составление рассказов очень важно для развития речи, для обогащения словарного запаса, стимулирует воображение. Также, по аналогии предлагали детям подобрать недостающий предмет, выбрав его из рамки в нижней части страницы. Требовали от воспитанников самостоятельно объяснить свой выбор, например: «Кошка любит кушать рыбку, а собачка — грызть косточку. Остальные предметы не подходят, так как свеклу и лук животные не едят». Выполняя такие задания, дети не только развивают логическое мышление, но и учатся сравнивать и рассуждать. Постепенно задания усложнялись, детям предлагалось выполнить несколько заданий, например: в первом задании нужно выбрать лишний предмет, во втором задании — из определенного набора предметов вычесть или прибавить другие предметы и нарисовать получившийся ответ, а в третьем задании необходимо установить закономерность и подобрать подходящую пару по аналогии. Для того чтобы процесс усвоения материала протекал интересно и доступно, развивал и мелкую моторику и координацию движений руки, воспитанники работали с наклейками. Задание заключалось в следующем: нужно самостоятельно подобрать из вкладыша наклейки и прокомментировать выполнение каждого задания, что поможет развить связную речь и научит четко формулировать собственные мысли. Выше были перечислены игровые упражнения, направленные на развитие словесно – логического мышления. Однако практика показывает, что при решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно. Поэтому в нашей работе можно использовать целый ряд развивающих заданий. Например, прохождение лабиринтов, рисование, работа с конструкторами, настольные игры( домино, лото, шашки) , решение кроссвордов и головоломок. Данные задания всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом. Анализируя свой опыт можно прийти к выводу, что применение игр и упражнений в игровой форме у дошкольников и младших школьников возрастает интерес к умственному труду. Прием ы занимательности способствуют созданию положительной эмоци ональной обстановки и развитию мышления. Так, дети, хорошо успе вающие, в большей степени могут развернуть свои мыслительные способности в условиях решения нестандартных задач, требующих сообразительности и находчивост и. А дети слабоуспевающие, решают задачи нестандартные, но относител ьно легкие, посильные для них, могут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану. И гра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у неслышащих учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра и игровые упражнения помогаю т сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Список используемой литературы: Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студентов высших пед. у чеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 224 с. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л. А. Головчиц. – М. : ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. – 160с. Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 2003. – 312с. Катаева А. А. , Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонниями в развитии: Пособие для учителя. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с. : ил. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. ; Научно- исследовательский институ т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1983 – с. 201. Рубинштейн С. Л. Пр облемы общей психологии/ отв. р ед. Шорохова Е. В. – М. : Педагогика, 1973. – 423с. Сорокина А. И. Дидактическ ие игры в детском саду. – М. : Просвещение, 2002. – 144с. Стребелева Е. А. Формирования мышления у дете й с отклонениями в развитии: Книга для педагога- дефектолога. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 184 с. : ил. –( Коррекционная педагогика) . Стребелева Е. А. Наглядно – действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста/ / Дефектология – 1991, – №13. – с. 77 – 82 Тихомирова У. Ф. , Басов А. В. Развитие логического мышления у детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития – Н. Новгород. 1994. – 228с.

Оставить комментарий: