a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Диагностический кейс (инструментария) «Педагогическая диагностика готовности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха к обучению в школе» на Краевой конкурс психолого-педагогических практик: "По ступеням профессионализма", г. Красноярск, 2016 год

Автор: Чупрова Наталия Александровна Опубликовано: 2019-07-10 07:57:10

Документы для скачивания

Одной из самых дискуссионных проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья является проблема интеграции. Сложившаяся система дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями слуха решила ее исключительно средствами специального образования. Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат» ориентирована на разностороннее развитие неслышащих детей на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения ко всему, что доступно слышащим сверстникам. При реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования провожу оценка индивидуального развития детей. Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться.

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса, оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Результаты педагогической диагностики использую исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Содержание мониторинга тесно связано с адаптированной общеобразовательной программой дошкольного образования КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат» и представлено в диагностических картах. Приложение №1.

Диагностический кейс состоит из диагностических карт, протокола проверки сформированности познавательной деятельности детей и дидактического материала для проведения педагогической диагностики.

Учителем-дефектологом проводится педагогическая диагностика по следующим образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», которая составлена на основе методических рекомендаций Речицкой Екатерины Григорьевны, Пархалиной Елены Владимировны и в соответствии ФГОС ДО. Периодичность мониторинга – 2 раза в год, в сентябре (III-IV неделя) и в мае (III-IV неделя). На основании полученных результатов в начале учебного года проектирую образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также планирую индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. Выделяю те особенности, которые требуют корректировку планирования работы, которые вношу в свою рабочую программу.

В конце учебного года организую итоговую диагностику. Провожу сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Выявляю причины недостатков, определяю ресурсы и пути их минимизации.

Таким образом, определяю основу для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.

Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей использую:

- наблюдение;

- изучения продуктов деятельности детей;

- выполнение заданий;

-беседы.

Процедура педагогической диагностики:

I этап –изучаю показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации.

II этап – определяю уровень эффективности педагогического воздействия по образовательным областям в отношении каждого ребенка.

III этап – разрабатываю рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей.

Педагогическая диагностика обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Провести анализ усвоения программного материала воспитанников позволяет сводная таблица учета результатов за весь период получения дошкольного образования, которая используется учителем 1 класса для планирования работы с учащимися, позволяет выстроить их индивидуальные образовательные маршруты.

 

Уровень усвоение программного материала

воспитанников группы за 2013 – 2016 учебные годы

 

 

 

направление «Коммуникация»

направление «ФЭМП»

высокий

 

средний

низкий

высокий

средний

низкий

2013-2014 учебный год

начало года

-

-

100%

-

-

100%

конец года

-

25%

75%

12,5%

62,5%

25%

2014-2015 учебный год

начало года

-

12,5%

82,5%

-

60%

40%

конец года

-

50%

50%

12,5%

75%

12,5%

2015-2016 учебный год

начало года

-

25%

75%

-

60%

40%

конец года

-

75%

25%

25%

50%

25%

Результаты педагогической диагностика показывают, что наблюдается положительная динамика развития детей. Большинство воспитанников подготовительной группы в конце учебного года имеют средний уровень познавательного развития, усвоения программного материала. Дети владеют словарным составом, экспрессивной и импрессивной сторонами речи, связной речи, у них сформированы элементарные математические представления. У воспитанников на хорошем уровне сформирован активный словарный запас, включающий в себя имена существительные, прилагательные и глаголы, составляют простые предложения с глаголами настоящего времени. При описании предметов требуются опорные таблички, для осуществления выбора имен  прилагательных и правильного согласования слов, составляют рассказ о себе и о своей семье, по серии сюжетных картинок. Сформированы элементарные представления о временах года. Правильно выполняют поручения (со словами дай, возьми, убери, закрой, открой, напиши, нарисуй) и дают отчёт о выполненном действии с опорой на таблички. Читают по слогам, не всегда соблюдая словесное ударение, в ходе чтения правильно соотносят прочитанное с картинками. Хорошо сформирован навык копирования предложений и небольших текстов, при самостоятельном написании ранее изученных слов допускает незначительные ошибки (пропуск или замена букв). Ведут прямой и обратный счёт в пределах десяти, правильно соотносят число с количеством предметов, выделяют из множества заданное количество предметов. Безошибочно сопоставляют группы предметов по их количеству. Самостоятельно сравнивают числа и выполняют счётные операции на сложение и вычитание 1, 2, 3. Без помощи педагога выполняют задания, связанные с порядковым счётом. Различают и называют геометрические фигуры, правильно определяют форму предметов. На хорошем уровне усваивают значение пространственных понятий вверху – внизу, слева – справа. С опорой на таблички правильно дифференцируют качественные определения предметов по длине, высоте и ширине.

 

 

 

Приложение №I

Диагностические карты уровня развития дошкольников

 

 

Диагностическая карта уровня развития дошкольников по образовательной области «Речевое развитие» направление «Коммуникация» (возраст 6-7 лет)

Дата проведения: начало года - сентябрь (III-IV недели), конец года – май (III-IV недели)

Группа: подготовительная

Учитель-дефектолог_________________________________________________

Ф. И. ребёнка

Сформированность словаря по лексическим темам

Сформирован-ность представлений о себе и о семье

Сформирован-ность временных представлений

Составление предложений

Составление рассказа

Выполнение поручений

Владение дактилем

печатание

Итого в баллах

Итого в (%)

Динамика (% )

 

 

 

 

 

животные

игрушки

продукты

овощи

фрукты

одежда

и обувь

строение человека

посуда

мебель

учебные принадлеж-ности

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка: 0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – задание выполняется с направляющей помощью педагога

            2 балла – задание выполняется  при обучающей помощи педагога

            3 балла – задание выполняется  при организующей помощи педагога

4 балла – задание выполняется  при стимулирующей помощи педагога

5 баллов – задание выполняется  самостоятельно

уровни

%

баллы

высокий

ребёнок, выполнивший с результативностью 100% - 68%

85 - 58 баллов

средний

ребёнок, выполнивший с результативностью 67% -34 %

57 – 29 баллов

низкий

ребёнок, выполнивший с результативностью 33% - 0 %

28 – 0 баллов

 

Диагностическая карта уровня развития дошкольников по образовательной области «Познавательное развитие» направление «Формирование элементарных математических представлений» (возраст 6-7 лет)

Дата проведения: начало года - сентябрь (III-IV недели), конец года – май (III-IV недели)

Группа: подготовительная

Учитель-дефектолог: _______________________________

Ф.И. ребёнка

Сравнение предметов по величине

Различение форм  и называние геометрических фигур

Ведение  прямого и обратного счёта  в пределах 10

Сформированность количественных представлений  в пределах 10

Сравнение множеств по их количеству

Выполнение вычислитель-ных операций  в пределах 10

Ориентирова-ние в пространстве и на листе бумаги

Ведение порядкового счёта

Итого в баллах

Итого ( %)

Динамика (% )

 

большой-маленький

высокий - низкий

широкий - узкий

длинный - короткий

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уровни

%

баллы

высокий

ребёнок, выполнивший с результативностью 100% - 67%

55- 37  баллов

средний

ребёнок, выполнивший с результативностью 66% -33%

 

36-18 баллов

низкий

ребёнок, выполнивший с результативностью  32%-0%

 

17-0 баллов


Протокол проверки

сформированности познавательной деятельности детей

подготовительной группы

(возраста 6-7 лет)

 

Ф.И.О. ребёнка __________________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________________

Дата обследования _______________________________________________________

1.Представление о себе и ближайшего окружения:

-Как тебя зовут?_______________Как твоя фамилия? _________________________

- Сколько тебе лет?_______________________________________________________

- Как зовут маму?________________________________________________________

- Как зовут папу?________________________________________________________

- Как зовут дефектолога (воспитателя)? _____________________________________

  1. Проверка словарного запаса по лексическим темам. Овладение обобщающими понятиями. (см. приложение 1)

- Назови игрушки.

- Назови овощи.

- Назови фрукты.

- Навози посуду.

- Назови диких животных.

- Назови учебные принадлежности.

- Назови одежду и обувь.

- Назови продукты.

- Покажи руки, ноги, живот, уши, глаза, нос, рот, зубы

- Стол, стул, шкаф, диван– это ….

- Корова, собака, лошадь, кошка– это ….

3.Овладение уровня развития связной речи(см. приложение 2)

Воспроизвести последовательность событий в серии сюжетных картинок, составление рассказа_____________________________________________________

  1. Умение выделять лишний предмет (см. приложение 3)

стол    диван     кресло     чашка 

волк  лиса   заяц   кошка

ручка   тетрадь   книга   пирамида

  1. Проверка навыков разговорной речи. Выполнение поручений с отчетом о выполненном действии

- Дай книгу.___________________________________________________________

- Возьми карандаш.______________________________________________________

- Открой тетрадь.________________________________________________________

- Закрой дверь.__________________________________________________________

- Нарисуй дерево (дом) ___________________________________________________

  1. Составление предложений по картинкам (см. приложение 4)

Томапишет. Маша рисует. Вова играет. У Вовы машина.Катя читает. Петя лепит.

Что делает ……..?

  1. Цветовой гнозис (называние основных цветов)

красный_______________желтый____________________синий_________________

зеленый_______________черный____________________белый__________________

коричневый___________оранжевый_______________

  1. Представление о счете в пределах 10:

прямой счёт ___________________ обратный счёт ____________________________

счёт от названного до названного числа_____________________________________

порядковый счёт (см. приложение 5)__________________________________________

количественные понятия (см. приложение 6)___________________________________

сравнение групп предметов (см. приложение 7)_________________________________

решение примеров на сложение и вычитание (см. приложение 8) __________________

  1. Сравнение предметов по величине (см. приложение 9)

- по размеру____________________________________________________________

- по высоте _____________________________________________________________

- по длине ______________________________________________________________

- по ширине _____________________________________________________________

  1. Геометрические фигуры: называние, копирование (см. приложение 10)

круг____________________________квадрат_________________________________

треугольник_____________________прямоугольник___________________________

овал ___________________________________________________________________

  1. Пространственные представления(см. приложение 11):

вверху__________________________внизу___________________________________

слева___________________________справа__________________________________

  1. Временные представления

- части суток по порядку (см. приложение12) __________________________________

- времена года по порядку (см. приложение 13) ________________________________

  1. Ведущаярука _________________

 

Учитель - дефектолог_________/_____________

 

Приложение 1

Назови одним словом

Приложение 2

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

                         

Приложение 5

Какой по счёту?

 

Приложение 6

Посчитай и соедини число с рисунками.

                     

 

  6             4             5             2            8           3

 

 

Приложение 7

 

 

Сколько кругов? Сколько треугольников? Каких фигур больше?

На сколько треугольников больше, чем кругов?

Как сделать, чтобы треугольников стало столько же, сколько кругов?

 

                       
                       

 

 

 

                               
                               

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Реши примеры.

 

  • + 1 = 6 – 1 =            3 + 2 =               7 – 2 =

 

Приложение 9

 

Сравни по величине (ширине, размеру, высоте).

 

Покажи самый большой мячик (маленький мячик).

 

                   

 

Покажи самую низкую ёлку (высокую ёлку).

             

 

Покажи самую узкую полоску (широкую полоску)

 

                                    

 

Покажи самую длинную ленту (короткую ленту)

 

 

 

Приложение 10

Назови и нарисуй фигуры.

 

                             

 

 

Приложение 11

Назови игрушку, которая находится вверху (внизу, в центре, справа, слева).

 

 

Приложение 12

Назови части суток по порядку.

 

Приложение 13

Назови времена года по порядку.

 

 


 

Оставить комментарий: