a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление "Обеспечение единства требований педагогов дошкольных учреждений и родителей при организации работы с дошкольниками, имеющими нарушение слуха" на семинаре «Приемы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения слуха», г. Минусинск, 2016 год

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2019-07-17 07:02:04

Достичь высокого качества в развитии детей, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы воспитанников возможно при систематическом взаимодействии  педагогов и семьи.

Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от типа образовательного учреждения, в котором находится ребёнок, возможностей общения с ними.

Работа  с родителями в условиях ежедневного посещения детского сада  несколько отличается от работы с родителями, которые  берут  ребёнка домой только на выходные и праздничные дни или на время каникул.

 

Основные причины трудностей в работе педагога с семьей:

  • недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей

(Некоторые  родители не понимают, что дошкольный период - это один из самых важных периодов развития ребёнка. В этот период происходит развитие всех психических процессов в тесной взаимосвязи с развитием речи и именно в этот период происходит личностное развитие ребёнка)

  • пассивность родителей;
  • чрезмерная занятость родителей;
  • отдалённость родителей от образовательного учреждения;
  • неадекватное восприятие информации, идущей от педагогов(родители хотят слышать о своём ребёнке только положительное, по отношению к педагогам проявляют неуважение) ;
  • неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и отношениях в семье.

 

В работе с родителями можно выделить следующие задачи:

  • формировать у родителей правильное понимание цели воспитания и обучения ребёнка с нарушенным слухом

(Всестороннее развитие ребёнка на основе коррекции имеющихся проблем, при тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Реализация такой цели предполагает социальное развитие детей,  высокий уровень познавательной деятельности, формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие);

  • осуществлять совместную работу педагогов и родителей, по всестороннему развитию детей;
  • знакомить родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей работы;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать  уверенность родителей  в собственных педагогических возможностях.

 

 С чего мы начинаем  работу с родителями?

Через беседы и анкетирование собираем информацию по следующим вопросам:

- социальный состав родителей, род занятий взрослых;

- условия воспитания ребёнка в семье;

- характер воспитания ребёнка (демократичный, либеральный,  авторитарный), какие предъявляются требования к его деятельности и поведению;

- привязанность ребёнка к членам семьи;

- чем любит заниматься ребёнок дома;

- какое участие принимает в домашнем труде;

- формы общения с ребёнком в семье (устной речь, жесты, указательные движения);

- время и причины потери слуха, с какого возраста ребёнок слухопротезирован,  как использует аппарат  в течение дня, когда последний раз проводилась настройка аппаратов)

- заинтересованность и готовность  родителей участвовать  в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе.

Полученная  информация является  основанием для построения модели работы с родителями, выбора форм  взаимодействия с ними.

 

Формы работы с родителями.

Индивидуальные формы работы с родителями:

  • Беседы, консультации.

(Особенно нуждаются в индивидуальном общении родители, дети которых только поступили в детский сад. Такое общение требует от педагогов не только профессиональных советов, но и такт, доброжелательность, сочувствие к родителям, многие из которых тяжело переживают нарушение слуха у ребёнка.

При встрече с родителями  уточняется,  какой материал отрабатываем по данным направлениям  и    характер домашнего задания для каждого ребёнка с учётом его возможностей.

Родители получают советы, как связать усвоение материала ребёнком  в   различных бытовых  и игровых ситуациях.

 

  • Посещение педагогами семьи;

(В процессе посещения  можно наглядно увидеть,  не только условия проживания ребёнка, но и насколько выполняются рекомендации  педагогов по соблюдению слухо-речевого режима в условиях семьи,

как в бытовой деятельности осуществляется общение родителей с ребёнком.

 

Каждый предмет, каждое действие  оречевлять.

Побуждать детей к речевому общению, на начальном этапе создавая искусственные ситуаций.

 Поддерживать все проявления речи ребёнка, каким бы ни был его уровень.

Речь взрослых должна быть внятной, нормальной громкости.

Осуществлять контроль за речью детей со стороны взрослых.

 

 

  • Посещение родителями занятий

 (Раскрывается методика работы по  по развитию слухового восприятия и формированию произносительных навыков, накоплению словаря. Родителям демонстрируются все коррекционные методы и приёмы, используемые в работе с детьми с нарушенным слухом)

 

  • С родителями иногородних детей связь осуществляется по телефону, видеозвонкам и скайпу.

 Помимо индивидуальной работы с родителями  мы используем  и                          коллективные формы.

  • Родительские собрания (общешкольные – 1 раз в год, групповые – в сентябре и в конце каждой четверти (4-5 раз))

       На общешкольных родительских собраниях родителей знакомят с содержанием работы образовательного учреждения, определяют линии взаимосвязи, заслушивают отчёты администрации о деятельности в течение определённого периода времени, заслушивают доклады по тематике, интересной всем родителям, независимо о того какой возраст их детей :«Наследственность и слух», «Семья как основа  успешной социализации ребёнка» и т. д.

На групповых собраниях обсуждаются вопросы , актуальные для родителей детей данной группы. Дефектолог и воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения в доступной для родителей форме. Рассматриваются конкретные вопросы,  например,  по успешной адаптации вновь прибывших  детей, знакомят родителей с  вопросами сурдопедагогики и сурдопсихологии.  Наиболее активные родители передают свой положительный опыт работы с детьми, демонстрируя фото и видеозаписи.

  • Одной из форм коллективной работы с родителями являются также дни открытых дверей, в течение которых родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия в старших и подготовительных группах, понаблюдать за активностью детей , включением их познавательную деятельность, общением дошкольников во время игры, на прогулке и в ходе   проведения режимных моментов.
  • Наглядно-информационные форма общения

- демонстрация  продуктов деятельности  детей (желательно  с комментариями, педагог может рассказать о   степени самостоятельности творчества ребёнка, продвижение его в ходе сравнения с предыдущими работами)

- оформление уголков для родителей (режим пребывания детей в детском саду; основные виды организованной образовательной деятельности, что  мы учим)

  • Досуговые формы: призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

 К данной группе форм относятся  коллективная подготовка и проведение педагогами и родителями таких праздников в группе, как «Осенний праздник», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам»,  «Весёлые старты» и совместные выходы в театр.

 

В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учёт их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия в проведении развивающей и коррекционной работы с детьми  зависит общий результат.

 

 Взаимосвязь детского сада и родителей.

Работа с родителями - важная сторона деятельности педагогов дошкольного учреждения.

Достичь высокого качества в развитии детей, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы воспитанников возможно при систематическом взаимодействии  педагогов и семьи. Успех процесса воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

 

Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от типа образовательного учреждения, в котором находится ребёнок, возможностей общения с ними. Работа  с родителями в условиях ежедневного посещения детского сада  несколько отличается от условий работы с родителями в интернатном учреждении, где родители берут  ребёнка домой только на выходные и праздничные дни или на время каникул.

 

Основные причины трудностей в работе педагога с семьей:

  • недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
  • пассивность родителей;
  • чрезмерная занятость родителей;
  • отдалённость родителей от образовательного учреждения;
  • неадекватное восприятие информации, идущей от педагогов;
  • отношение воспитателей к родителям, как к объектам воспитания;
  • неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в саду.

 

Желание родителей  систематически заниматься  воспитанием  ребёнка, участвовать в его обучении в значительной мере зависит от того, насколько педагоги  установили  контакт с родителями, в доступной форме объяснили  и продемонстрировать методы и приёмы по различным направлениям.

 

В работе с родителями можно выделить следующие задачи:

  • формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнка с нарушенным слухом;
  • осуществлять совместную работу педагогов и родителей, по всестороннему развитию детей;
  • знакомить с методами и приёмами коррекционно-развивающей работы;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать уверенность родителей  в собственных педагогических возможностях.

 Принципы взаимодействия с родителями:

  • Индивидуальный подход
  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  • Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь)
  • Готовимся серьезно (т. к. может снизиться заинтересованность и активность родителей  в совместной  с педагогами общеразвивающей и коррекционной работе)
  • Динамичность (формы и направления работы должны меняться) 

 

 С чего начать работу с родителями?

Начинаем работу  с  анализа социального состава родителей, знакомимся  с характером воспитания ребёнка в семье,  настроем и ожиданием родителей  от пребывания ребенка в детском саду через анкетирование и  личные беседы.

         В процессе знакомства с условиями воспитания в семье ребёнка-дошкольника с нарушенным слухом педагоги собирают информацию по следующим вопросам:

- состав семьи, род занятий взрослых, материальное обеспечение, санитарно-гигиенические условия, наличие в семье других детей и лиц с нарушениями слуха;

- отношения в семье, уровень общей культуры родителей, отношение родителей к ребёнку с нарушенным слухом, привязанность ребёнка к членам семьи;

- формы общения с ребёнком в семье (устной речь, жесты, указательные движения);

- поведение и занятия ребёнка дома, предъявление требований со стороны членов семьи к его поведению и деятельности;

- выполнение режима дня;

- участие ребёнка в домашнем труде;

- отношение родителей к проведению общеразвивающей и специальной работы ( консультирование у специалистов, раннее слухопротезирование ребёнка, организация занятий в семье (ежедневно, нерегулярно), оценка эффективности работы с ребёнком);

- характер трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребёнка;

- желание и заинтересованность родителей в участии в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе.

 

Как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разный как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по отношению к ребёнку, оценке его возможностей.

Полученная  информация является  основанием для построения модели работы с родителями, выбора форм  взаимодействия с ними.

Формы работы с родителями.

Индивидуальные формы работы с родителями:

  • Беседы с родителями, консультации.

(Особенно нуждаются в индивидуальном общении родители, дети которых только поступили в детский сад. Такое общение требует выделения специального отрезка времени, потому что поспешность и торопливость в общении с родителями не дают возможности получить полные ответы на возникшие вопросы. От педагогов требуются не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых тяжело переживают нарушение слуха.)

  • Посещение педагогами семьи;

(В процессе посещения  целесообразно провести наблюдение за укладом жизни ребёнка, средствами общения с ним. Педагог может наглядно объяснить, как можно организовать в условиях семьи речевое общение, как провести развивающую работу с ребёнком в процессе его участия в бытовой деятельности.   Во время посещения семьи можно выяснить характер некоторых трудностей ребёнка в саду, например неопрятность ребёнка, плохое владение навыками самообслуживания, уточнить , что ребёнок делает в семье сам, как использует помощь взрослых, дают ему какие-либо поручения)

  • Посещение родителями занятий

 (Раскрывается методика работы по какому-либо направлению, например по развитию слухового восприятия и формированию произносительных навыков, формированию словаря и т. д.)

  • Подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные и каникулярные дни

(При встрече с родителями ребёнка уточняется характер задания для каждого ребёнка с учётом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребёнком с использованием различных бытовых  и игровых ситуаций.)

  • Смс - переписка, связь по телефону, скайпу с родителями иногородних детей.

Помимо индивидуальной работы с родителями используются и коллективные формы.

  • Родительские собрания (общешкольные – 1 раз в год, групповые – в сентябре и в конце каждой четверти (4-5 раз))

       На общешкольных родительских собраниях родителей знакомят с содержанием работы образовательного учреждения, определяют линии взаимосвязи , заслушивают отчёты администрации о деятельности в течение определённого периода времени, заслушивают доклады по тематике, интересной всем родителям «Наследственность и слух», «Семья как основа  успешной социализации ребёнка» и т. д.

На групповых собраниях обсуждаются вопросы , актуальные для родителей детей данной группы. Сурдопедагог и воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения в доступной для родителей форме. Рассматриваются конкретные вопросы,  например по адаптации детей, знакомят родителей с общими вопросами сурдопедагогики и сурдопсихологии. Тематикой могут быть такие вопросы, как «Работа по развитию речи в семье», «Использование дактиля  ….. », «Работа по развитию слухового восприятия», «Ознакомление детей с природой» и т. д. Наиболее активные родители передают свой положительный опыт работы с детьми, демонстрируя фото и видеозаписи.

  • Одной из форм работы с родителями являются также дни открытых дверей, в течение которых родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия в старших и подготовительных группах, понаблюдать за общением детей на прогулках и во время проведения режимных моментов.
  • Наглядно-информационные форма общения

- демонстрация  продуктов деятельности  детей (желательно  с комментариями, педагог может рассказать о   степени самостоятельности ребёнка, продвижение ребёнка в ходе сравнения с предыдущими работами)

- оформление уголков для родителей (ФИО педагогов, работающих с детьми этой группы, режим пребывания детей в детском саду; основные виды организованной образовательной деятельности)

  • Досуговые формы: призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

 К данной группе форм относятся проведение педагогами таких совместных праздников в группе, как «Осенний праздник», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам»,  «Весёлые старты» и совместные выходы в театр.

 

Участие родителей в оформлении в группах  игровых зон (шьют сезонную  одежду для кукол, фартучки, одежду для уголка ряжения).

Только равноправное творческое взаимодействие педагогов образовательного учреждения с семьями воспитанников является залогом полноценного развития детей.

 

Бадартинова Марина.

Среднее образование я получала  в Минусинской школе для детей с нарушением слуха, поэтому своих детей тоже привела в это же образовательное учреждение.

Марат посещает дошкольную группу  уже три года. На момент поступления сын произносил непроизвольно только отдельные звуки, речь отсутствовала. Общалась я с ним только жестами.

Мы проживаем в городе Черногорке, поэтому пять дней работают с моим ребёнком педагоги, а на выходные дни я его забираю домой.

Каждую неделю я беседую с педагогами, чтобы узнать об успехах или трудностях своего сына, о его  взаимоотношениях  в детском коллективе.

Суббота и воскресенье проходят у нас очень насыщенно. С утра отрабатываем тот материал, который нам предлагает Елена Андрияновна, а затем активно всей семьёй отдыхаем. Первый год было тяжело, Марат очень скучал по дому, а приезжая домой отказывался,  учить слова, выполнять задания в тетрадках. Ну, а сейчас эта система!  В школу он ездит с желанием, тут его друзья и хорошие педагоги.

 Мой ребёнок уже читает, самостоятельно может написать знакомые слова, появился активный словарь, формируется устная речь.

Оставить комментарий: