a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка на тему «Работа над ритмико-интонационной стороной речи дошкольников с нарушенным слухом»

Автор: Хрипунова Елена Андрияновна Опубликовано: 2019-08-02 13:40:02

Методическая разработка на тему « Работа над ритмико- интонационной стороной речи дошкольников с нарушенным слухом » Хрипунова Е. А. , учитель- дефектолог дошкольной группы. КГБОУ «Минусинская школа- интернат». Ритмико – интонационной стороной речи  можно назвать такие качества голоса как ритм, темп, слитность, ударение, высота и сила голоса. Речь глухого ребёнка резко отличается от речи нормального. Ей недостает внятности, выразительности, благозвучности: она монотонна, часто неестественно груба. В устной речи необходим эмоциональный окрас и правильное интонирование. Интонация – это изменение голоса. Работу над окрасом и интонированием устной речи не слышащего ребёнка следует начинать в раннем возрасте. В ходе подготовительной работы по обучению основ ным элементам интонации использую упражнения на воспроизвед ение: Д лительности и краткости сигнала Игровое упражнение «Солнышко» Игровая задача: ребёнок слушает и подставляет к солнышку лучи. Речевой сигнал звучит кратко- берёт короткий лучик, речёвой сигнал звучит долго- берёт длинный луч. Модуляции голоса по высоте Игровое упражнение «Медведь и Мишутка» Игровая задача: ребёнок слушает и оп ределяет, кто идёт. Слышит звук высокой частоты- показывает на М ишутку, слышит звук низкой частоты – показывает на большого медведя. Игровое упражнение «Медведь, заяц и воробей» Игровая задача: ребёнок слушает и определяет, кто его зовёт. Слышит голос низкой частоты- показывает на медведя, средней частоты- показывает на зайца, высокой частоты – показывает на воробья. Игровое упражнение «Звук А » Игровая задача: ребёнок слушает и определяет, высоту голоса при произношении звука «а», слышит голос низкой частоты- показывает на стрелочку вниз, высокой частоты – показывает на стрелочку вверх. Модуляции голоса по силе; Игровое упражнение « Барабан: г ромко- тихо » Игровая задача: ребёнок слушает и определяет динамику голоса. Речевая единица( БАМ) произносится громко- показывает на большой барабан, произносится тихо- показывает на маленький барабан. Игровое упражнение «Нюши поют» Игровая задача: ребёнок слушает и определяет динамику голоса. Речевая единица( ля- ля- ля) произносится громк о- показывает на большую Нюшу, произносится тихо- показывает на маленькую Нюшу. И змен ения темпа речи У пражнения с движениями Сидя медленно хлопать ладонями по бедрам, произнося в медленном темпе па па па, в нормальном темпе ударять кулаками о пол, произнося в среднем темпе   na na na, шагать на месте в медленно, нормальном и быстром темпе произнося слогосочетание татата в разном темпе; хлопать в ладоши в медленном, нормальном, быстром темпе, произнося слогосочетания па па_ па( или хлоп- хлоп- хлоп и т. п. ) . Сочетать быстрый темп движений с произнесением слога на каждое движение трудно, поэтому темп наращиваю постепенно, с учетом возможностей детей. В это же время детей учу произвольно изменять темп и при произнесении словесного материала. Например, разместив в групповой комнате куклу( мишку, машину) на разном от детей расстоянии, спрашиваю: «Где кукла( мишка, машина) ? »- и вместе с детьми быстро произношу: там, показывая на близко находящуюся куклу, чуть помедленнее «там»- на мишку, который находиться подальше,   и медленно произносим « та_ _ _ м »- показывая на далеко находящуюся машину. Ф ормирование слитности речи Игровое упражнение на развитие дыхания « Поиграем животиками» Задача: формирован ие диафрагмального дыхания. Описание упражнения Вариант 1. В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхаю т- при этом животи к надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот к акую – либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборо т, опустится вниз – как  будто  она качается на качелях. Вариант 2. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контрол ируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох- 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3   от трех до семи раз подряд. Игровое упражнение на развитие слитности речи « Назови по порядку » Задача: развитие речевого дыхания и слитности речи, умения произносить на одном выдохе несколько слов. Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года. Описание упражнения Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,  три, четыре, пять …» Дошкольникам  старшего и подготовительного возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года. Игровое упражнение на развитие слитности речи « Ах, как пахнет! » Задача: развитие речевого дыхания и слитности речи, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеств у слов фразу. Оборудование: ароматный цветок или нос овой платок, надушенный духами. Описание упражнения. Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повтори ть фразы: Ах! Ах, пах нет! Ах, как пах нет! Ах, как пахнет цветок! В дошкольный период детей учу передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя как естественные ситуации, так и специально создаваемые. При этом побуждаю имитировать различные эмоциональные состояния, передавая их не только голосом, но и мимикой лица, позами, телодвижениями, которые сопровождаются вначале лишь произнесением отдельных гласных, затем включаем лепетные и простые слова, а позже фразы. Подбираю речевой материал, который соответствует уровню речевого развития детей. - боль- а- а- , бобо, болит, болит живот, у меня болит живот- радость- А! Ура! Мама! - вопрос- А? Там? Что там? - просьба- а_ _ _ _ , дай, помоги- осуждение- а_ _ _ _ , ай- я- яй, фу! плохо! - усталось- о_ _ _ _ , ох Разыгрываю сценки: «Кто- то потерялся»- Арина! - Где Арина? - Там? - Нет. - Там? - Нет. - Арина! Арина! - Я тут! - Вот, Арина! «Щенок потерялся» Маленькие дети жалобно лают: а- а- а или аф- аф- аф Плачут и зовут маму: А- а- а! или Мама! Радуются её появлению: А_ _ _ _ ! Мама! Ура, мама! Совместно с воспитателем учу инсц енировать доступные детям сказки: «Репка», «Колобок», « Теремок », «Кошкин дом». При работе над интонацией большое внимание у деляю формированию умений произносить один и тот же речевой материал, придавая ему разное эмоциона льное звучание в соответствии с новой ситуацией( весело, грозно, строго, печально, радостно) . - У Маши красивое платье. - У Маши красивое платье! - У Маши красивое платье? В работе над развитием мимики   использую упр ажнения перед зеркалом: " Удивилки" - поднять брови. " Поразилки" - поднять брови, открыть рот. " Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом. " Хмурилки" - нахмурить брови. " Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки. " Огорчалки" - нахмурить б рови, опустить кончики рта вниз Е сли ребенок не может вып олнить эти упражнения, прибегаю к методу" пассивных действий" , чисто вымытыми руками помогаю ему подн ять бровки, открыть ротик, нахмурить лоб и т. д. Р абота над ритмами. Ритм - чередование звуковых или речевых элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой. Первоначально учу детей воспроизводить равноударные ритмические рисунки путем отхлопывания, отстукивания и татакирования( папакирования) Далее учу воспроизводить двусложные ритмы( типа ТАта и таТА) , а затем трёхсложные типа( ТАтата, таТАта, татаТА) С этой целью провожу разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопы вают, отстукивают, отшагива ют. Важно, чтобы движение на ударный слог, отличалось на безударный. В оспроизведение ударного слога сопровождается движением не только более длительным, широким и динамичным, но качественно другим, например: - сидя ударить ладошками по коленям, произнося безударный слог па, и кулачками по полу ПА( при воспроизведении двусложных ритмов паПА или ПАпа) - сидя или стоя, хлопать в ладоши на безударный слог та и по ногам на ударный – Т А( при воспроизведении трёхсложных ритмов ТАтататаТАта, татаТА) - сидя, ударить мячом о пол, произнося безударный слог та, вытягивать руки с мячом вперёд на ударный слог- ТА( воспроизводя дву- , трёхсложные ритмы) - стоя, сжатые кулачки у груди, на безударный слог руки резко опустить вниз па, на ударный – отвести в стороны – вниз- ПА( при воспроизведении дву- , трёхсложных ритмов) . В тех случаях, когда ребёнок затрудняется в воспроизведении ритма, выполняю упражнение вместе с ним, его руками. Постепенно при отхлопывании, отстукивании движения при произведении ударного и безударного слогов отличаются только по амплитуде и длительности. Затем учу детей воспроизведению повторяющихся ритмов типа ТАтаТАтаТАта или папаПАпапаПА. При этом дети могут хлопать в ладоши или шагать на месте. По мере того как дети овладевают эт им умением, упражнения усложняю: предлагаю отхлопывать ритмы в разном темпе. Предлагаем также упражнения в воспроизведении ритма слов, фраз, ритмических считалок: таТО таТО- пальто пальто татаТО татаТО- молоко молоко титаТИта- пирамида ТОта ТА Тома там. ТОта ТУ Тома тут. ТАта ТА Тата там. ТОта ТУ та ТАта ТА Тома тут, а Тома там.

Оставить комментарий: