Памятка для логопедов «ВИДЫ СИГМАТИЗМА. МЕТОДЫ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ»22.12.2019г

Опубликовано: 16:46:59 23-09-2019

Автор: Шкруднева Оксана Дмитриевна

Документы для скачивания:

50520_Pamyatka Shkrudneva O.D.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

50520_Pamyatka Shkrudneva O.D.docx

. . Свистящий. Сопоставлять и различать[ с] —[ ш] , используя картинки- символы; разницу струи воздуха( [ с] — холодная, [ ш] — теплая) ; чередование движений широкою языка за нижние — верхние зубы; чередование движений губ: растягивание в улыбку — сомкнуты вперед( трубочка) . Постановка. Прием подражания. Недостатки произнесения шипящих звуков[ ш] и[ ж] устранятся следующим образом, с начала ставится звук[ ш] , а затем на его базе ставится[ ж] . При постановке звука[ ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; несколько раз произносит ся слог СА и во время его произнесен ия поднимаем кончик языка по направлению к альвеолам. В момент п оявления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного[ ш] , логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук[ а] ( в результате слышится слог ША) . При ненарушенном произнесении звука[ р] можно поставить[ ш] и[ ж] от этого звука. Ребенок произносит слог РА и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом № 5 или №6 к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении[ ра] слышится[ ша] , а при громком —[ жа] . Звук[ ж] ставится обычно от звука[ ш] включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука[ з] , как[ ш] от[ с] . Последовательно вводят поставленный звук в слоги( прямые, обратные, со стечением) , слова и фразовую речь. При сигматизмах заканчивают этапом автоматизации, при парасигматизмах – дифференциацией[ ш] со звуками- заменителями. Среди недостатков произношения[ ч] следует отметить замену[ ч] мягкой свистящей аффрикатой[ ц ’] , а также звуками[ т’] или[ ш ’] . Звук[ ч] ставят от[ т] : при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЬ или Т ’И( AT’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд для отведения кончика языка назад. Правильного произношения[ ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания[ тш] сначала в медленном, потом в быстром темпе. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед Среди недостатков произношения[ щ] имеется укороченное произношение( как при[ ш] ) , замена звука[ щ] на[ с ’] , произношение[ щ] с аффрикативным элементом( как сочетание[ ш’ч] ) . Звук[ щ] появляется автоматически после того, как будут поставлены[ ш] , [ ж] , [ ч] . Для вызывания[ щ] необходимо длительно произнести[ ш] , растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед= & gt; [ щ] . Возмо жен механический способ: несколько раз произнося С ’И или С’А, и ввести шпатель или зонд под язык и в момент произн есения слогов слегка приподнимать его, несколь ко отодвигая назад. Дифференциацию свистящих и шипящих звуков можно проводить в такой последовательности: с- з, с- ц, с- з- ц, ш- ж, с- ш, з- ж, с- ч, ц- ч, с- щ. Памятка для логопедов « ВИДЫ СИГМАТИЗМА. МЕТОДЫ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ » Подготовила учитель- логопед Шкруднева О. Д Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом. В иды сигматизма: Межзубный сигматизм. Характерный для звука[ с] свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий[ з] и аффрикат[ ц] . Б оковой сигматизм. Этот вид сигматизма характерен тем, что выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо[ с] слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, с лышится при произнесении[ з] . С боковой артикуляцией может произноситься и[ ц] . Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Нужные движения челюсти и образование желобка на языке не формируются или оказываются не плотными, только намеченными. Г убно- зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами( как при образовании звука[ ф] ) , поэтому акустический эффект при искажен[ с] близок к звуку[ ф] . Призубный сигматизм. Н едостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних зубов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков[ с] , [ з] с лышатся зву[ т] и[ д] . Шипящий сигматизм. При этом виде сигматизма язык принимает артикуляцию, характерную для[ ш] , или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный[ щ] . Исправление недостатков произношения начинается с артикуляционной гимнастики, затем отрабатывается правильная артикуляция. Приемы постановки свистящих звуков При межзубном сигматизме проводятся упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук[ и] , при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука[ с] Боковой: даются упражнения для распластывания языка, умения удержать его широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются звуки[ и] , [ ф] ( при последнем идет сильная воздушная струя, направленная посередине языка) . Носовой: вырабатывается умение удерживать распластанный широкий язык на нижней губе, умение направлять воздушную струю на кончик просунутого между губами( зубами) языка; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки[ и] , [ ф] и дифференциация звуков[ ф] –[ х] с использованием тактильных ощущений( при[ ф] — струя воздуха узкая, прохладная; при[ х] — широкая, теплая) . Губно- зубной: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки[ с] –[ ф] с использованием картинок- символов; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вниз- вверх; выработке удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов, умения удерживать широкий кончик у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук[ и] ; умение с напряжением произносить сочетание гласных[ ие] ( это способствует торможению движений вверх нижней губы, подготавливает нужную форму языка и направляет концентрированную воздушную струю) . Призубный: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки[ с] - [ т] с использованием картинок- символов; даются упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи; вырабатывается умение чередовать движения широкого языка вверх — вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабатываются звуки[ и] , [ ф] . Шипящий: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки[ с] –[ ш] с использованием картинок- символов; вырабатываются умения: удерживать широкий язык за нижними резцами, чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; отрабатываются звуки[ и] , [ ф] . Постановка звука. При отсутствии звука: используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука[ с] , обращая при этом внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата, предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и «пускать легкий ветерок», при неуходящих трудностях правильного произношения звука, целесообразно прибегнуть к механическому методу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка, несколько опустив его за нижние резцы. Для произнесения звука[ з] предлагается во время произнесения звука[ с] включить голос. Для произнесения звука[ ц] предлагается произносить подряд звуки т и с сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука т к с( тс) . Перечисленные ранее виды сигматизма, кроме шипящего( межзубный, губно- зубный, призубный, боковой и носовой) , имеют место и в группе шипящих звуков( [ ш] , [ ж] , [ ч] , [ щ] ) . Кроме того, часто шипящие звуки заменяются свистящими, например звук[ ш] — звуком[ с] , звук[ ж] — звуком[ з] , звук[ ч] — звуком[ ц] , звук[ щ] — звуком[ с’] , такая замена называется свистящим сигматизмом. Межзубный. Проводятся упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук[ т] , требующий подъема кончика языка за верхние зубы. Предлагается при открытом рте, в медленном темпе произнести с придыханием[ т] , ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю. Боковой. П роводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются[ т] и[ с] . Используется механическая помощь( зонд, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки) , поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить[ с] ( передние зубы все время видны Носовой. В ырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание[ ш] при носовом и ротовом произношении, отрабатываются[ т] и[ с] . Губно- зубной Учится сопоставлять и различать на слух[ ш] —[ ф] , используя картинки- символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх — вниз; подъема широкого переднего края языка вверх. . Ставят[ ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы( губы можно придерживать пальцем) . Возможен механический прием от[ с] или от[ р] Призубный. В ырабатывается умение сопоставлять и различать на слух[ ш] —[ т] , используя картинки- символы; различать звуки[ ш] —[ т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе( [ ш] — длительная, [ т] — толчкообразная) ; упражнения для длительной направленной воздушной струи.

Оставить комментарий: