нод "Звуки [х], [хь] и буква Х"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 города Кузнецка Конспект непосредственно – образовательной деятельности для воспитанников группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет" Звуки Х, Хь буква Х" Учитель – логопед: Иванова А. М. Цель: формировать правильное произношение звуков [ х] , [ х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Коррекционно- образовательные задачи: - Закреплять навык звукового анализа слов. - Продолжать закреплять умение различать звуки [ Х] [ Х’] среди серии звуков, в слогах, в словах. - Формировать умения устанавливать последовательность звуков. - Закреплять навыки анализа структуры предложения. - Познакомить с буквой Х, составлять слова из букв Коррекционно – развивающие: - Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса: - длительное произнесение слогов на выдохе с модулированием голоса. - Развивать общую и мелкую моторику, пространственные представления. - Развивать координацию речи и движений. - Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память. Коррекционно – воспитательные задачи: - Формировать положительную установку на участие в играх. - Воспитывать чувство коллективизма. - Воспитывать интерес к играм со звуками. Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная. Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные( халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари) ; буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков. Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; веревка; буквы для игры «Живые буквы». Ход НОД Организационный момент Психогимнастика- Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох! » Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах! » На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх! » И совсем устали: «Ух, ух, ух! » Сообщение темы занятия. Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка. - Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает. – Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? ( со звука [ к] ) . Вы согласны с ним? - Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук[ х] ) . Сегодня мы будем слушать и произносить звук [ х] и [ х′] . Звук[ х′] - братец звука [ х] . Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать. Характеристика звука. Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…- Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [ х] : - губки и зубки свободны; - кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха; - горлышко «молчит». Характеристика: [ х] - согласный( язычок создаёт преграду воздуху) , глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка( на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения) . Развитие фонематического восприятия. - Давайте поучим Хрюшу отличать звук [ х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук». Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот. Упражнение «Пропой песенки». Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [ х] . Игра «Добавь звук», который потерялся из слов. Пету…, пасту…, лопу…, горо. . , отды…, запа…, шоро…, мо. . , сме…, стра…. Игра «Замени первый звук» в слове на звук [ х] . Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб. Произнесение «Х» в словах. - Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим? Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, ( ХЛЕБ) . - В каком месте слова слышится звук [ х] ? С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. ( ПЕТУХ) . Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. ( УТКА) Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. ( МУХА) . - Какая картинка здесь лишняя? ( утка) - Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему? Подсолнух, кисточка, халат, мухомор. Художник, сухари, тарелка, холодильник. - А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить. На стекле сидит мута. ( Нет, муха) . Картину рисует тудожник. ( Художник) . Вот саффар. ( сахар) . У слона фобот. ( хобот) . - У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним. Физминутка. Хомка- хомка, хомячок, полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. Знакомство с буквой «Х». - На что похожа буква «Х»? Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук. Печатание её пальцем на столе, на спине соседа. Логопед выкладывает букву на полу из веревки, дети должны пройтись по ней с закрытыми глазами и отгадать, что это за буква Звуковой анализ слов. Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта». ( Анализ слов: - Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких? ) Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: Муха – мухи, пихта – пихты. Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». ( Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово- предмет», «слово- действие») Муха летит. Пихта растёт. Игра в подгруппе «Слово рассыпалось». Составим слова из букв. ( Звуковое сопровождение – вой ветра) . - Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова. 1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома. Игра «Живые буквы». Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи. Проговаривание звуков [ х] , [ х′] в скороговорках, стихотворениях. Хорошо хвалить, хихикать, Худо – хвастаться и хныкать. Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали: Хи- хи- хи, ха- ха- ха, хо- хо- хо, хе- хе- хе. Упражнение «Подарки для Хрюши». ( С опорой на картинки) . - Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: - Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. ( Дети составляют предложения) Итог занятия.
- Презентация "Хлеб- в нем наша сила и здоровье" Еремина С.В.
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.