Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной к школе группы (звуки т-ть)
Документы для скачивания
Конспект НОД в подготовительной группе
"Помощь в нужную минуту", дифференциация звуков Т-Ть
Цель:
- Закреплять знания о согласных звуках Т-Ть, умение давать характеристику этим звукам, используя символы.
- Развивать фонематический слух, различать звуки Т-Ть.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных.
- Закреплять умение составлять анализировать звуковую схему к словам.
- Развивать связную речь.
- Познакомить с графическим обозначением звуков Т-Ть.
- Развивать зрительное внимание и мышление.
Материал:
Демонстрационный материал:
телефон стационарный; картинки Фиксиков; предметные картинки транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро, самолёт, вертолет, теплоход, катер, мотоцикл, электричка; предметные картинки одежды: платье, ботинки, перчатки, пальто, штаны, костюм, свитер, колготки, куртка; сюжетная картина «На улице».
Раздаточный материал:
зеркала; пеналы с символами звуков (цветными фишками); предметные картинки; карточки с изображением самолётов и набором одежды; цветные карандаши синий и зелёный; полоски наждачной бумаги; перфокарты; ручки; раскраски.
Технические средства:
ноутбук, аудиозапись из мультфильма про Фиксиков, аудиозапись звонка телефона.
- Организационный момент
Логопед:
- Ребята, сегодня мне хотелось для вас всех устроить сюрприз,
приготовить подарок, только вдруг телефон мой сломался: замолчал и не хочет звонить.
- Кто бы мне смог очень быстро отремонтировать телефон, чтобы наше занятие не сорвалось?
- Вы, ребята, случайно, не знаете таких чудо - мастеров?
Дети:
- Фиксики могут починить.
Логопед:
- А кто это – фиксики?
Звучит музыка из мультфильма «Фиксики»
Логопед:
- Ах, если бы фиксики оказались здесь! А что, если попробовать вызвать Фиксиков? Помните, у Фиксиков в мультике был секретный знак? Давайте попробуем произнести его все вместе.
Дети произносят:
- «Тыдыщ!». (Раздаётся звонок сотового телефона.)
Логопед:
- Ой, мой телефон заработал.
- Ребята, Фиксики останутся с нами и узнают что-то новое, а мы постараемся их не разочаровать своими знаниями.
- Знакомство со звуками Т-Ть.
а) Логопед демонстрирует картинки:
трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро, самолёт, вертолет, теплоход, катер, катер - метеор, электропоезд, мотоцикл.
- Ребята, назовите одним словом предметы, изображенные на картинках.
(Дети называют).
- Зачем человеку транспорт?
- В городе много видов транспорта. Его движением руководит диспетчер. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду диспетчером. У меня есть телефон. По телефону я буду принимать заявки на разные виды транспорта и отправлять его по назначению. А вы будете моими помощниками.
Звонок телефона
б) Логопед:
- Звонят Мамус и Папус (картинка на доске). Они на даче и не могут до нас добраться. Просят прислать транспорт. Отгадайте, какой.
Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая…
Дети:
Электричка
Логопед:
- Какой это вид транспорта?
Дети:
- Железнодорожный.
Логопед:
Вот колеса электрички застучали: Т-т-т.
В путь-дорожку нас позвали:Ть-ть-ть.
в) Анализ артикуляции звуков Т- Ть.
Логопед:
- Покажите, наблюдая в зеркале за языком, как колеса застучали (т-т-т). Губы и зубы разомкнуты. Язык прижат к верхним зубам, образует преграду. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не включается.
- Покажите, как колеса в путь позвали (ть-ть-ть). Кончик языка опущен за нижние зубки и упирается в них, образуя преграду воздушной струе. Воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не включается.
г) Характеристика звуков Т-Ть.
Логопед:
- Охарактеризуйте звуки Т, Ть.
Дети:
Звук Т- согласный, так как есть преграда- язычок, твёрдый, глухой (рука трогает горло); звук Ть- согласный, мягкий, глухой.
Логопед:
- Обозначать звук Т будем синим кружком с наушниками, а Ть - зеленым с наушниками.
- Формирование грамматического строя речи.
Звонок телефона
Логопед:
- Звонят Дим Димыч с собачкой Кусачкой, просят о помощи. Они пошли на рыбалку, но вдруг поднялся шторм и их лодку унесло в открытое море. Какой вид транспорта отправится им на помощь?
Он на стрекозу похожий,
Груз несёт, где бездорожье.
Вглубь тайги, в края болот...
Что же это…
Дети:
- Вертолет.
Логопед:
- Какой это вид транспорта? Чем вертолет напоминает стрекозу?
- Чтобы вертолет взлетел, давайте поиграем в игру «Что из чего» (закрепить образование прилагательных от существительных). Игра с мячом.
Логопед бросает мяч, задает вопрос, дети, кидая назад, отвечают на него.
- Колеса из резины какие?
Дети:
- Резиновые.
Логопед:
- Кабина из железа какая?
Дети:
- Железная.
Логопед:
- Сиденья из дерева какие?
Дети:
- Деревянные.
Логопед:
- Окна из стекла какие?
Дети:
- Стеклянные.
Логопед:
- Руль из пластмассы какой?
Дети:
- Пластмассовый.
Логопед:
- Сиденья из кожи какие?
Дети:
- Кожаные.
Логопед:
- Кузов из металла какой?
Дети:
- Металлический.
Логопед:
- Чехлы из меха какие?
Дети:
- Меховые.
Звонок телефона
Логопед:
- Звонят с южного курорта. Там отдыхают подружки Шпуля и Верта. Неожиданно начался сезон дождей. Они просят прислать теплую одежду и обувь. Одежда и обувь готовы. Назовите предметы одежды и обуви (картинки на доске)
Дети:
- Пальто, платье, ботинки, свитер, перчатки, штаны, куртка, костюм, берет.
Логопед:
- Какой транспорт доставит одежду и обувь на Юг?
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет,
Что же это?...
Дети:
- Самолет.
Дети рассматривают картинки с изображением двух самолетов.
Логопед:
- В синий самолет «погрузите» одежду и обувь со звуком Т, а в зеленый - со звуком Ть.
Дети поочерёдно называют картинки, выделяя голосом звуки Т и Ть, и грузят их в самолеты (прикрепляют картинки на доску под изображением самолётов).
Логопед:
- Одежда отправлена. Она согреет девочек- фиксиков.
- Физкультминутка
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
- Звуковой анализ.
Звонок телефона
Логопед:
- Я слышу сигнал SOS. Это сигнал о помощи с теплохода. В кругосветное путешествие отправился Дедус. Теплоход потерпел катастрофу. Где он? Слышится только:
«тихий, тихий…». Составьте схему этого слова.
Дети составляют на столах, один ребёнок на доске.
Логопед:
- Теперь я отчетливо слышу, где находится теплоход. В Тихом океане.
- Просим прислать.. Что прислать?
На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый. Среди военных кораблей Известен лёгкостью своей.
Дети:
- Катер.
Логопед:
- Какой это вид транспорта?
Катер отправляется в Тихий океан спасать пассажиров с тонущего теплохода.
Звонок телефона
Логопед:
- Звонят Симка и Нолик. Они отправляются в школу. Давно стоят на остановке, не могут уехать. Отгадайте, какой вид транспорта они ждут?
Странный дом мчит по дороге –
Круглые в резине ноги.
Пассажирами заполнен
И бензином бак наполнен…
Дети:
- Автобус.
Логопед:
- Автобус подойдет, как только выполните задание.
Посмотрите на сюжетную картинку и найдите слова со звуками Т и Ть в начале слова, в середине слова и в конце слова.
Дети называют:
- Остановка, автобус, трамвай, театр, такси, мотоцикл, светофор, тротуар.
Логопед:
- Автобус подошел и быстро довез детей до школы.
- Развитие связной речи
Проблемная ситуация
Логопед:
- Фиксикам хотелось бы покататься в транспорте, но они не знают как себя там вести. Поможем им?
- Ты едешь в автобусе. На остановке вошел пожилой человек. Как ты поступишь?
(Дети отвечают).
Логопед:
- Ты едешь в трамвае. Тебе надо передать деньги за билет. Как ты поступишь?
(Дети отвечают).
- Ты едешь в троллейбусе. Скоро остановка, а в салоне много народа. Как ты поступишь?
(Дети отвечают).
- Знакомство с буквой Т.
Логопед:
- Давайте вспомним весь транспорт, про который мы сегодня говорили:
Дети:
- Электричка, вертолет, самолет, катер, автобус.
Логопед:
- Какие звуки повторялись во всех словах?
Дети:
- Звуки Т, Ть.
Логопед:
- Они обозначаются одной буквой Т.
- Что вам напоминает буква Т?
Дети:
- Молоток, антенну.
Логопед:
Молоток стучит: «Тук-тук!
Букве Т я старый друг».
- Сколько элементов у буквы Т?
Дети:
- Два.
Логопед:
- Давайте соберем её на столе из полосок бумаги (наждачной) и пальчиком обведем каждый элемент.
Работа с перфокартами.
Логопед:
- На карточке нарисованы картинки, под каждой картинкой вырезано окошко. Если в названии картинки есть звук Т или Ть, то надо написать под картинкой букву Т. После этого листок вынимается из перфокарты и буквы надо соединить по инструкции: слева направо, с середины вниз. Если вы увидели букву Т, то задание выполнено правильно.
- Итог занятия.
Логопед:
- Звонков больше нет. Работа диспетчера закончена.
Мне понравилась работа помощников диспетчера (имена детей)
- Сейчас посмотрим, как вы научились слышать и различать звуки Т и Ть в словах. У детей на столах картинки с изображением видов транспорта. Дети объединяются в три команды.
- Поднимите картинки, в названии которых звук Т и Ть в начале слова, в середине слова и в конце слова.
- Ребята, а в слове транспорт звук Т стоит и в начале слова и в конце слова.
- Ребята, а что из нашего путешествия вам понравилось больше?
Ответы детей.
Логопед:
- Ребята, путешествие подошло к концу, мы прощаемся с Фиксиками. Фиксики благодарны вам за помощь и за знания о разных видах транспорта. Они для вас оставили небольшие подарки - раскраски со своими приключениями.
Список используемой литературы
- Коноваленко В.В.., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием. - М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
- Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм. Движение. - СПб.: Кристалл, 1997.
- Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Гном-Пресс, 1999.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать.- М.: Гном, 2017.
- Эльконин Д.Б. Букварь.- М.: Просвещение, 1995