a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение на методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста" Опыт организации работы по формированию навыков безопасного поведения детей раннего возраста"

Автор: Крылова Альбина Александровна Опубликовано: 2019-12-30 19:21:22

Сообщение на методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему «Опыт организации работы по формированию навыков безопасного поведения детей раннего возраста»

             Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

    Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как

     -повышенная двигательная активность

     -рост самостоятельности

     -интерес ко всему новому

     - полное доверие ко всем и ко всему, что вокруг

     - отсутствие ощущения опасности

     Дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно и хорошо, а тем, что им хочется, что интересно. Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

    Таким образом наша цель – создание условий, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и родителей о безопасности в быту, на природе, на улице, на дороге.

 Исходя из цели, задачи по данному направлению работы таковы:

      Безопасность в природе

     Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

       Безопасность на дорогах.

     Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

       Безопасность собственной жизнедеятельности.

     Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно».

     Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

 

      Реализацию данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляю  с учетом следующих принципов:

     1.Системность и последовательность (любую новую задачу в обучении малышей ввожу на уже освоенное в предыдущем);

  1. Доступность (усложнение материала осуществляю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей своих воспитанников);

      3.Включение в разнообразную  деятельность. Какую?  Игровую, познавательную, продуктивную, коммуникативную, физическую и другие.

  1. Наглядность (с помощью иллюстративного материала дети лучше усваивают правила безопасности );

      5.Динамичность (решаю задачи по обучению навыкам безопасности в разных видах деятельности );

  Работу по формированию навыков безопасного поведения провожу через следующие формы организации детей:

     -непосредственная организованная деятельность детей - занятия, экскурсии. развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно- следственные связи;

    -совместная деятельность воспитателя и детей - беседы, чтение художественной литературы, обсуждение правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения,  различные виды игр, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях.

 

     Заботиться о детской безопасности дома, в детском саду, на улице необходимо всегда.  Наша задача  не только познакомить детей с правилами безопасного поведения, но и сформировать умение предвидеть последствия неправильных поступков, научить действовать в опасной ситуации.

В этом помогают оформленные в детском саду уголки безопасности.

     Уголок безопасности – специально выделенное и оборудованное место, где дети имея перед собой наглядные пособия, изучают и запоминают простые истины личной безопасности, а также применяют знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности.

Уголок по безопасности содержит:

1.Наглядно-дидактический материал :тематические альбомы   «Мир растений», «Животные», «Мамы и детеныши», «Ягоды» «Цветы»,наборы иллюстраций «Транспорт», «Будь осторожен» «Опасности в природе». «правильно-неправильно»,сюжетные картинки«Правильно-неправильно» ,Полезно или нет» предметные карточки «Наши помощники»,«,Предметы быта», «Явления природы», плакаты «Витамины в растениях», схематические модели одевания ,раздевания, мытья рук..
2.Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Сложи картинку», «Выбери нужное», «опасно-неопасно», «Кому что нужно», «Оденем куклу на работу» , «Что с чем дружит», «Умный светофор»

 «Машины» , Каждой вещи своё место», «Добрый - злой», «1,2,3, что может быть опасным найди».

3.Сюжетно-ролевые игры «Лесная больница», «Поликлиника», «Мы-шоферы», «Семья», Скорая помощь».

4.Макет улицы города с пешеходным переходом, макет дороги  и светофора.

5.Напольное покрытие для конструирования дорожного движения.

«Школа этикета для малышей».

 6.Произведения художественной литературы: русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»,«Кот,петух и лиса»,С .Маршак «Кошкин дом», «Мяч», «Пожар» А.Барто «Девочка чумазая», стихи М. Дружинина «Мы идём через дорогу», М. Приходкина «По улицам города». Имеется подборка загадок о ПДД.

 

 

  В своей работе использую следующие методы и приемы:

  Игровые, словесные, наглядные и практические.

 

  1. Игровые  приемы:

 

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол)

в) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

г) Изменение местонахождения игрушек

д) Показ предметов в разных действиях 

е) Интригующие обстановки.

  1. Словесные  приемы:

 

-Показ с называнием игрушек, предметов.

-Просьба произнести, сказать слово 

-Подсказывание нужного слова.

-Объяснение назначения предмета

-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым

-Вопросы.

-Договаривание  слова в конце фразы

-Повторение слова за воспитателем.

-Пояснение.

-Напоминание.

-Использование художественного слова 

 

  1. Практические приемы:

 

1) Упражнения 

2) Совместные действия воспитателя и ребенка.

3) Выполнение поручений.

  1. Наглядные  приемы:

 

1) Показ предметов, игрушек.

2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3) Рассматривание живых объектов.

5) Использование кукольного театра, теневого, настольного,

6) Презентации

Описание основных элементов представляемого опыта

   Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения, об опасностях, которые могут подстерегать ребенка дома и в природе? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

 

  Обучение навыкам безопасного поведения провожу в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей ,что делает процесс усвоения материала живым и легким.    Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности».

    Через сюжетно-ролевые игры «Дом», «Больница», «Магазин»  развиваю не только игровые умения и навыки, но и закрепляю  правила безопасности , которые ребёнок должен запомнить, знать и выполнять.         

    В  дидактических играх: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»,  учимся  называть своё имя, имена родителей, что также необходимо для личной безопасности; «Можно – нельзя», «Выбери опасные предметы»,  тренируемся в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья, вместе с детьми  делаем выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами; «Хорошо или плохо» ( с использованием сюжетных картинок), «Как избежать неприятностей»,развиваю у детей умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках.

     В  игровых  ситуациях «Научим куклу Полину спускаться по лестнице», «На день рождения к кукле Кате», повторяем знание навыков безопасного поведения за столом и на лестнице, «У зайчишки заболело ушко» (напоминаю об обращении с мелкими предметами).

     Говоря о безопасности собственной жизнедеятельности, хочется отметить, что   самостоятельность и дисциплинированность являются определенными гарантами безопасности малышей. Поэтому воспитанию этих качеств уделяю должное внимание. Прежде всего, детей обучаю самообслуживанию, формирую у них культурно-гигиенические навыки. С малышами мы учили  Хрюшу  умываться, одевали куклу Катю на прогулку.

   На НОД познавательного направления – «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» дети знакомились с понятием «витамины», закрепляли знания об овощах, фруктах и их значении в питании; «Умывание каждый день» - дети закрепляли навыки в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.   НОД «Медвежонок попал в беду», которая вызвала неподдельный интерес, дети объясняли , какую опасность таят в себе спички.

   Я уделяю большое значение беседам, как в повседневной жизни, так и в запланированной работе. В беседах «Правила поведения в группе и на участке», «Опасные предметы дома», «Что можно и что нельзя в  играх с песком», есть возможность повторно воспроизвести то, что дети наблюдали ранее.

      У детей наглядно-образная память, поэтому в своей работе рассматриванию иллюстраций уделяю должное внимание. Рассматривая иллюстрации, мы оцениваем поступки сверстников, и вместе обсуждаем, как нужно поступить в данной ситуации - не свешиваться с открытых окон и балконов, не есть грязными руками и другие.

    Экскурсия на кухню научила детей замечать опасные предметы : горячая плита, режущие предметы.

   Экскурсия в прачечную познакомила детей с электроприборами, содержащимися в прачечной: стиральные машины. утюг.

   Помогают в освоении правил безопасности просмотр мультфильмов из серии «Азбука безопасности». Встреча с мультфильмами несет в себе   заряд  положительных эмоций,что усиливает эффект образовательной деятельности. Смешарики рассказывают детям про опасные игрушки, которые могут привести к пожарам, как не замерзнуть в сильные холода, правила поведения на льду.

 

     

 

*Безопасное поведение в природе.   Во время проведения НОД, бесед, игр, чтения художественной литературы, на прогулках  знакомлю детей не только  с многообразием природного мира, но и с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила.        При рассматривании картинок с насекомыми, наблюдении за ними, обращала внимание на опасных насекомых – пчёл; закрепляла правила поведения при встрече с пчёлами. В уголке природы  есть карточки – знаки «Как нельзя вести себя на природе» ( не ломать ветки деревьев, не рвать растения, не брать в рот незнакомые, грязные ягоды и т.д.)

    На  НОД «Путешествие в природу» дети отправились в сказочное путешествие, в котором учились бережному отношению к природе.

   С особым интересом малыши включились  в  игру «Будь осторожен», в ходе которой малыши  научились правильно себя вести,  чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе.

    Играя с детьми в сюжетную игру «В гости к бабушке» мы не только закрепляли знания о домашних животных, но и правила поведения при общении с ними.

    Очень эффективной оказалась НОД «Домашние животные- наши друзья»,в рамках которой малыши  учились понимать поведение животных, поняли,  что обращаться с ними следует осмотрительно: не подходить близко к животным, не делать резких движений, не злить животных,  не причинять им боли.  

  Безопасность на дорогах. 

  С  правилами безопасности на улицах детей надо знакомить с самого раннего возраста.

   При знакомстве с ПДД, в беседах «Огоньки светофора» обучаю пониманию значения сигналов светофора, в беседе «Маленькие пешеходы» обращаю внимание, что  переходить дорогу  нужно только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора, в беседе «Как устроена улица» объясняю детям , что нельзя играть на дороге ,переходить дорогу нужно только держась за руку взрослых.

    Рассматривали разные сюжетные картинки по правилам дорожного движения и беседовали по их содержанию.

    Малыши узнали много интересного, отправившись в « Путешествие по волшебной стране Правил Дорожного Движения». На каждой станции дети встречались  с интересными заданиями. Путешественники не только закрепили свои знания и умения, но и попробовали себя в роли автомобилистов.

    В  дидактических играх «Собери машину», «Поможем светофору ожить», «Выложи пешеходную дорожку», «Правильно или неправильно» малыши с увлечением помогали героям выполнить задания.

  В  игровых ситуациях: «Зайчонок попал в больницу», «Поможем медвежонку перейти через дорогу»малыши искренне переживали за героев.

   

      На прогулке  очень внимательно наблюдали за транспортом – «Какой транспорт движется по нашим дорогам», за проезжей частью – по проезжей части двигаются только машины, за прохожими – ходят по тротуару, дети держатся за руку взрослого.

     В сюжетно-ролевой игре «Поездка в автобусе», обыгрываем разные ситуации: водитель ведет автобус, объявляя остановки, кондуктор продает билеты, пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу. (« Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким и пожилым людям. Усваивают правило-нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна

 

     Играю с детьми в  подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Красный, жёлтый, зелёный», «Поезд»

   Выставка рисунков «Азбука безопасности»,  рисование на тему «Пешеходный переход», «Сосульки на крыше», лепка «Колеса для машины», «Огоньки светофора», конструирование «Дорожка к домику» также способствовали закреплению знаний о правилах безопасности у детей.

  

  Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. 

 

 В своей педагогической деятельности активно использую  различные формы работы с родителями:  Анкетирование «Безопасность вашего ребенка », Тестирование «Как вы учите правилам безопасности в быту», родительские собрания «Дорожная азбука», «Жить без опасностей» », «Уважаем правила движения»,  беседы «Пусть елка новогодняя вам радость принесет» ««Правила осторожности», «Безопасная прогулка по улицам от детского сада до дома. Папки-передвижки «Безопасность детей на природе», «Дидактические игры по безопасности дорожного движения», «Наш друг-светофор. Консультации «Что читать детям о безопасности»,«Азбука безопасности», «Как научить ребенка наблюдать за дорогой», «Если вы взяли ребенка с собой на улицу», «Едем в автобусе», «Улица требует к себе уважения, выставки рисунков «Рисуем ПДД», памятки «Правила безопасности», «Дети и дорога», «Осторожно гололед».

   Кроме того, родители принимали активное участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы различными атрибутами (дидактическими пособиями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр), помогали создавать макеты улицы,  пополняли художественной литературой библиотеку для детей.

 

Совместная работа педагогов и родителей позволяет  лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений  семья-детский сад и подготовить ребенка к встрече с различными сложными жизненными ситуациями.

 

По итогам работы можно сказать: формирование навыков безопасного поведения –процесс длительный и трудоемкий ,но увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесет в будущем хорошие плоды ,а знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей.

Оставить комментарий: