Выступление на МО на тему: Формирование элементарных математических представлений посредством организованной образовательной деятельности
Документы для скачивания
Ребёнок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Обучению дошкольников основам математики отводится большое место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6,5 лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, математического мышления, умственной активности, смекалки, т. е. умения делать простейшие суждения, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
В математической подготовке, предусмотренной программой, наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциями с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребенка, представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности. Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий. Педагоги всех возрастных групп должны использовать все виды деятельности для закрепления у детей математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении, пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет на физкультурных и музыкальных занятиях, во время спортивных развлечений.
В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения, отдельно для каждой возрастной группы.
В летний период программный материал по математике повторяется и закрепляется на прогулках, в играх.
В основе обучения математике лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию усложняются, что обеспечивает доступность обучения.
При переходе к новой теме не следует забывать, о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углублять знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.
На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (беседа, описание, указание, объяснения, вопросы детям, ответы детей, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Большое место в работе детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им занятий, использование наглядных средств (эталоны образцов простейших схематических изображений предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных средств и отношений, способов действий в новых условиях
Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие:
-достаточное количество предметов, используемых на занятии;
-разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие)
-обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
- динамичность (ребята действуют с предложенным им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);
- художественное оформление (наглядный материал должен привлекать детей эстетически, красивые пособия у ребят вызывают желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала).
Ж. Ж. Руссо писал: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно на время и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час достижения».
В книге Е.В. Сербиной приведены «педагогические заповеди», которыми можно руководствоваться в работе:
- Максимум внимания уделять детям отстающим.
Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).
- Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.
- В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
- Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, а не с достижениями других детей.
- Очень важно отвечать на вопросы детей и заниматься с ними тем, чем им нравится.