Конспект урока-сказки математики по теме: «Решение текстовых задач с Дюймовочкой » Программа «Школа России»
Документы для скачивания
Цель урока:
Образовательные:
- обеспечить закрепление решения задач, устных приёмов сложения и вычитания изученных видов для последующего изучения письменных приёмов;
- развивать внимание учащихся;
- развивать умение ставить вопросы;
- совершенствовать навык работы с книгой, умения читать и писать в быстром темпе, навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
- воспитывать культуру общения на уроке.
Задачи урока:
*совершенствование полученных вычислительных умений и навыков (решение задач, решение числовых выражений);
*обобщение и систематизация полученных знаний (приемы сложения и вычитания, нахождение периметра).
Планируемые результаты: Второклассники на примере задач на сравнение величин увидят преимущество схемы; повторят способ решения задач на отношение «больше на…»; закрепят вычислительный навык
Формируемые УУД
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректироватьсобственную деятельность и деятельность одноклассников.
прогнозировать результаты собственной деятельности, контролировать и оценивать себя; способны к мобилизации волевых усилий.
Познавательные: владеть математическими терминами: уменьшить, увеличить,прибавить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, порядоквозрастания;
строить логическую цепочку рассуждений, доказывать
владеть различными приемами устного счета.
Коммуникативные: участвоватьт в диалоге; уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
планировать учебное сотрудничество; полно и точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; стремяться развивать наблюдательность, мышление; проявлять самостоятельность, личную ответственность.
развивать навыки сотрудничества.
Оборудование: презентация, карточки для работы в парах, карточки для работы в группах, карточки для подведения рефлексии на уроке, дифференцированное домашнее задание.
Тип урока: обобщения знаний
Вид урока: интегрированный
Форма урока: урок-сказка
Технология: опережающее-развивающее обучение
Методы урока: частично-поисковый, анализа и синтеза, словесно-наглядный
Ход урока
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин.)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Занятие математикой
Даст нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
Жила на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит:
- Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!..
-Кто догадался, какая сказка так начинается?
«Дюймовочка»
слайд 1
- Кто вспомнил, что дальше случилось в сказке?
слайд 2
-Давайте поможем маленькой Дюймовочки в её не лёгком путешествии .
- УСТНЫЙ СЧЕТ (6мин.)
- Кто помнит, кто украл Дюймовочку?
слайд 3
- Жаба и говорит: «Выполни моё задание, тогда отпущу девочку»
А) посчитать от 25 до 40, обратный счет от 99 до 89.
Б) – Что вы видите? (математические знаки «+» и «-» АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ)
- Что можно записать с помощью этих знаков? (сумму, разность)
- Назовите компоненты при сложении, вычитании.
Итог:
-Для чего нам необходимо знать взаимосвязь компонентов? (чтобы правильно и быстро находить значение выражений, находить неизвестные компоненты)
Жаба нам предлагается выполнить следующее задание: у Вас на столе карточка №1
- Вы, вместе с соседом, вставляете в «окошки» числа так, чтобы получились верные равенства.
12 - * =6
4 + * = 12
* + 8 = 20
* - 10 = 8
26 - * = 0
слайд 4
– Проверим, я Вам записала вряд только те числа, которые вы вставили, что интересного вы заметили?
6, 8, 12, 18, 26
слайд 5
- Расскажите, как расположен ряд? Что вы знаете про эти числа? На какие две группы мы можем их разделить?
Итог: - Как хорошо уметь считать!
- Выполнили мы просьбу жабы, В это время мимо пролетал майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево.
слайд 6
Дюймовочка сидела на цветке и плакала, а ей жук в ответ выполни все мои задания и отпущу.
3.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (3 мин.)
- На экране вам предлагается 2 текста, выберете только тот, который будет являться задачей:
слайд7
Какое задание вам дано? На что будете опираться, при решении данной проблемы? (на составные части задачи)
Прочитайте первый текст: Дети собрали 8 земляничек. Саша съел 6 земляничек, а Маша 2 землянички.
Прочитайте второй текст: Саша съел 6 земляничек, а Маша 2 землянички. Сколько пирожков съели дети?
-Так какой же из этих текстов является задачей.
Открывается табличка:
Значит можно сделать вывод: Что задача состоит из условия и вопроса.
4.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. (1 мин.)
-Для чего же необходимо уметь решать задачи?
- Где мы встречаемся с задачами? (в учебнике, в жизни)
- Задачи в учебнике взяты из нашей жизни. Поверьте, в жизни придется очень многое складывать и вычитать.
- Кто уже догадался, чем мы займемся сегодня на уроке? Кто поможет мне сформулировать тему урока?
ТЕМА: Решение задач.
слайд 8
5.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (1 мин.)
-Мы продолжим работу над задачей.
-Поставим цель сегодняшнего урока:
-Продолжите, сегодня на уроке мы будем:
-Закреплять умения:
РАССУЖДАТЬ …над задачей
ИЗОБРАЖАТЬ …… задачу на чертеже
СОСТАВЛЯТЬ ……задачу по чертежу.
- Выполнили мы просьбу жука. Побежала Дюймовочка дальше. Близилась долгая холодная зима. Приютила её мышь и всё было бы хорошо, но мышь решила выдать замуж бедную девочку .За кого?
Но Дюймовочка заплакала и ответила, что не хочет выходить замуж за скучного крота.
Если мы поможем мыши ,она отпустит Дюймовочку.
слайд 9
6.ФИЗМИНУТКА (1 мин.)
А теперь ребята встаньте . И представим, что мы зернышки.
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал, и расточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (повторить 2 раза)
- Выполнили мы просьбу мыши отпустила она Дюймовочку .
слайд 10
Что же ей одной делать, она может замёрзнуть. Давайте поможем ласточки справиться с заданиями,а она возьмёт Дюймовочку в тёплые края .
7.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА (15 мин.)
Учебник страница 63 №3
- Прочитайте задачи (1 ученик)
1)В парке посадили 30 липок, а дубков на 10 больше. Сколько дубков посадили?
2) В парке посадили 30 липок, а дубков на 10 больше. Сколько дубков посадили? Сколько всего липок и дубков посадили?
слайд 11
- О чем задача? (о деревьях)
- Что сказано про липу? (что их посадили 30)
- Про дубки? (неизвестно, но на 10 больше, чем лип)
Ласточка начертила схему, что не хватает для 1 задачи? (дети показывают на чертеже)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос?
Прочитайте еще раз 2 задачу, что изменилось? (вопрос задачи)
-Как дополните схему? (ребята показывают)
8.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «Полёт ласточки» (1 мин.)
Слайд 12-13
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ (4мин.)
Объединитесь в группы, у каждой группы свой чертёж, и листочек.
Сначала составляете задачу к своему чертежу и находите ее решение. Затем один из группы расскажет задачу, другой назовет её решение.
4 ябл. 8 ябл.
?ябл.
4 ябл. ?ябл.
12 ябл.
?ябл. 8ябл.
12 ябл.
10.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (4 мин.)
-На партах у вас листочки с геометрической фигурой, как мы её называем? (четырехугольник, прямоугольник)
-Ваша задача найти Р прямоугольника, что для этого вы сделаете? (измерим и сложим все стороны)
Поменялись тетрадями, сравнили с доской. Оценили соседа.
Р=2+6+2+6
Р= 16 см
Ответ: 16 см
Проверка ученик-ученик.
Справились мы с заданиями, прилетела ласточка в теплые края. Смотрите сколько здесь друзей нашла Дюймовочка.
слайд 14
- ИТОГ УРОКА (1 мин.)
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Как мы ее решали?
-Достигнута ли нам и она? Как вы определили? (дети указывают на решение задач)
Какие трудности мы встретили? Как из них выходили?
12.РЕФЛЕКСИЯ( 1мин.)
-Сейчас, я хочу узнать какие задания у вас не вызвали затруднений, а над какими нам еще предстоит поработать.
- Возьмите лист, с солнышками и к каждому заданию подберите нужный цвет.
- у меня все получилось, уверенность, спокойствие
- у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил
- у меня не получается, мне нужно помощь
13.ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин.)
-На дом я вам предлагаю, задачи по уровню сложности, каждый из вас выберет ту, с которой он может справиться. Они будут у Вас в тетради.
3-ий уровень:
Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?
Составь краткую запись. Реши задачу. Составь выражение к задаче.
2-ой уровень:
Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?
Составь краткую запись. Реши задачу.
1-ый уровень:
Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?
С помощью краткой записи реши задачу.
1 поделка – 7 ш.
2 поделка - ?, на 8 ш. >