Этно-поэтическая композиция «В гостях у Крымуши» с использованием региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек».
Доминирующая область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: воспитание у детей нравственных качеств, чувства любви к Родине, уважения к людям, терпимости к противоположной точке зрения.
Задачи:
Образовательные :
- Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме;
- Формировать представление о Крымских горах, лесах, морях.
Развивающие::
- Развивать познавательную активность, создать положительный
эмоциональный настрой.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к
природе;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
- Воспитывать интерес, любовь к природе Крыма, бережное отношение к ней.
Виды детской деятельности : чтение стихов, инсценировка легенды, танец «Моя Россия»
Оборудование и материалы:
Ноутбук, презентация «Мой Крым», ветки цветущих деревьев, раковина с жемчужинами, песочница с наборами для песка, маски чаек, платки для танца, флаг Крыма.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Организационная образовательная деятельность: рассматривание альбомов «Горы Крыма», «Моря Крыма», чтение легенды «Кизил - Шайтанова ягода, психологическая гимнастика «Я мечтаю», поэтические дебаты.
Взаимодействие с родителями : чтение рассказов о достопримечательностях Крыма, лепка вулкана, рисование впечатлений о поездках по Крыму, собирание ракушек на пляже.
Индивидуальная работа: заучивание стихотворений наизусть, артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Грибок» с Сашей и Варей.
Методы и приёмы:
Игровой сюрприз, художественное слово, драматизация легенды, релаксация «Морской бриз», индивидуальные вопросы к детям.
Словарная работа:: яйла, златотканый, Таврика., кизил жемчужина, звучно.
Ожидаемые результаты:
Знания детей о Крыме в соответствии с требованиями программы.
Ход композиции:
Звучит песня Ю.Антонова «Родные места» .В музыкальный зал заходят дети.
Хоть он полуостров, чудесный Крым
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
летящей над пенной волною, сравним..
Реб2:Здесь все, как в легенде,
Скалы, пещеры, лозы виноградной змеиный поток,
Реки , озера, степные просторы
Весенней яйлы златотканый платок.
Реб3:Здесь сказка застыла каменной глыбой
Здесь в танце и в музыке память времен
Здесь счастье и радость , слезы и горе -
Развеянных ветром ,забытых племен.
Ведущий : Так говорил замечательный поэт Исмаил Гаспринский о нашем родном и любимом доме .А что мы ребята знаем о нем ? Давайте проверим это с помощью викторины , а ответами будут песни и игры о Крыме, его дивной красоте..
Как в древности назывался наш полуостров ?
В зал влетает Крымуша.
Крымуша :Что решили без меня на вопрос ответить?
Без меня никак нельзя , вы поверьте дети
На любой вопрос ответ лишь со мной найдете,
По страницам моим , если вы пройдете.
Здесь в Крыму я всем известен,
Но хочу услышать я -вы меня узнали дети ?
Как зовут меня , друзья?
Ведущий: Ребята, посмотрите какой интересный человек к нам в гости пожаловал: в тельняшке, как моряк, в панамке из газеты , как турист, да еще с крылышками , как у стрекозы. Карлсон, не Карлсон. Кто же это ?
Песня «Крымуша» Слова и Музыка Ягуповой Крымуша: Как я рад, что вы меня узнали.,
Я не зря сегодня здесь у вас
Я узнал про вашу викторину
И примчался к вам на крыльях в тот же час.
Вед: Крымуша, чем ты можешь помочь нам в нашей игре?
Крымуша: Две команды создадим и вопросы зададим
Кто из них ответит лучше, мы того и наградим.
Вед: Что ж один вопрос уже прозвучал( повторяет его).Кто же знает ответ ?
Название происходит от тюркского слова «кырым»-вал, стена, ров. До 18 века полуостров носил название Таврика по имени народа «Тавров», проживающих в древности в его горной части), с 18 века Крымский улус.
Показ видео о рождении Полуострова
Вед: А теперь я предлагаю ,чтобы команды задали вопрос друг другу. Крымуша . Ты не против?
Команда 1 :
Я из крошки бочки вылез, корешки пустил и вырос ,
Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок. Ничего, что плод мой мелок (Дуб)
Вед: Дубы, дубочки и большие и малые растут в смешанных лесах по всему предгорному и горному Крыму.
2: Стоит столб до небес ,а на нем шатер -навес.
Красной меди столб точенный, а навес сквозной, зеленый.(Сосна)
Вед: Крымская сосна славится своей цепкостью и живучестью .
Для чего ее сажают на склонах гор?
Для того, чтобы уберечь их от выветривания и разрушения.
Крымуша :
А теперь вопрос для взрослых, отгадать его не просто.
Эту ягоду лесную мы , крымчане, очень любим:
«Ромул основатель Рима, приумножил флору Крыма;
В землю он копье вонзил-из копья расцвел … кизил.
Инсценировка легенды «Кизил- шайтанова ягода».
Вед: Когда господь бог сотворил мир на земле настала блаженная весна. Потянулись к райским садам все живое и поднялся большой шум, кому какие плоды достануться.
Дети: Мне-вишня! Мне- персик! Мне-груша! Мне-черешня, виноград, абрикос!
Вед: Тише, тише, неразумные дети мои! Вы перепортите все сады! Повелеваю каждому из вас выбрать себе какое-нибудь одно растение .Подумайте хорошенько , подходите ко мне и просите.
Дети: Что выбрать? Как бы не прогадать? Ведущий раздает саженцы детям. (Подкрадывается Крымуша, одетый Шайтаном)
-И ты здесь?
-И я здесь.
-Подумал?
-Подумал.
-И что ты выбрал?
-Кизил.
-Кизил? Почему кизил? Хорошо , бери кизил.
-Обхитрил, всех обхитрил! Кизил первым зацвел, значит , раньше других растений даст урожай. А первая ягода самая дорогая.
Повезу ее на базар и денег много получу, богаче всех буду.
Вед: Настало лето, вишня и черешня поспели, персик и абрикосы, а за ними яблоки с грушами, а кизил?
Шайтан: Зеленый и твердый. Да созревай скорее шайтанова ягода. (Дует на нее).О, покраснел , но все равно кислый и твердый.
Вед: Ну, как твой кизил?
Шайтан: Гадость, а не ягода , бери ее себе!
Вед: Смотри , а ягоды почернели.
Дети: (подходят к ведущему и делают вид, что пробуют). Какие ягоды вкусные, какие ягоды сладкие! Просчитался Шайтан, маху дал Шайтан! Сам себя перехитрил Шайтан!
Шайтан: Ах , так, ну берегитесь! (грозит кулаком )
Вед: В следующем году Шайтан сделал так, что кизила стало вдвое больше, а солнечного тепла понадобилось больше. Истощилось солнце за лето, зима была лютая , все сады вымерзли, люди чуть живы остались.
Крымуша (снимая костюм Шайтана):
С тех пор говорят: Если большой урожай на кизил- быть холодной зиме.
Вед: Крымуша, а ты бывал в Крымских горах?
Крымуша: Да, бывал. Ой, какая там высота, сказочное диво.
Золотые ворота проплывают мимо.
Вед: Посмотрите ,какая красота! Леса находятся в горах. Как вы думаете, почему? Потому, что деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах.
Самые большие горы - это Карадаг, Аю-Даг, Ай-Петри.
Когда мы кричим в горах, то можно услышать эхо. Давайте проверим, есть ли оно на Карадаге. Дети кричат, ответ эхо отвечает.
Вед: Может нам отвечает хозяйка этой горы? Давайте мы попробуем позвать хозяйку Карадага,А если она действительно здесь живет ,то она придет к нам.
Дети поют «АУ» Хозяйка отзывается и выходит из гор.
Хозяйка: Я расскажу о Карадаге .
Рассказ о Карадаге («Корабль Садко» муз Римского- Корсакого)
Хозяйка: Он очень красив и величественен . Вершины взмывают ввысь к небу, есть здесь и «Чертов палец», и «Иван разбойник», и «Золотые ворота».В уютных бухтах ласково плещутся волны Черного моря :Лягушачья бухта, Лисья бухта , Сердоликовая бухта.Но не всегда добрый Карадаг. Бывает задуют ветры, спрячется солнце, обрушатся на берег яростные волны и по- настоящему станет черным Кара даг. Но тому , кто приходит к нему с добром , он дарит свою красоту: ласковые волны, щебет птиц, тень могучих скал , теплоту солнечных лучей . А кому повезет найдет солнечный камень-сердолик. Не разрушайте его красоту и он будет для вас добрым другом. У меня в гостях всегда можно напиться чистой воды . Сотни ручейков хрустальными струйками сбегают с высоких гор Карадага.
Вед: Давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеек».(Под русскую народную песню «Во поле береза стояла» ).
Крымуша: Давайте попрощаемся с хозяйкой Карадага и поблагодарим ее за интересную беседу и рассказ.
Вед: А теперь внимание продолжаем состязания .
Крымуша:
Еще один вопрос :Какими морями омывается наш полуостров ? (Азовским и Черным морями )
Реб -чайка: Как приятно в море ласковом купаться,
Солнцем теплым наслаждаться.
Подставляем ветру щечки, всех прикрас не перечесть Главное богатство есть :
Вместе: дети.
Реб- чайка: Засмеялись Нади, Пети, стали радостно кричать
Ну, а вам, скажите, дети, утро нравится встречать?
Инсценировка «Дети на пляже»
Мальчик:
Скажи мне, Даша! Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить?
Девочка: Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем нибудь-дружить.
Нужен ветер, нужно море , и родные голоса.
Людям всем нужна природа, голубые небеса.
Невозможно без природы без синеющих небес.
Мальчик:
Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.
Взрослых чувствовать заботу и тепло родных сердец.
Девочка:
Эх, мечты, мечты, мечты, море детям помоги.
(Дети убегают за кулисы .Под музыку выходит Фея Моря.)
Фея: Море, Ты слышишь?
Звучит шум моря, всплеск воды, движение волн.
Фея: Ты слышишь, море ,о чем мечтают дети?
1 реб: Ух, ты.
Вед: Ребята, смотрите какая раковина!
Фея:
Если захотите , я открою вам секрет,
Как на свете жить без горя и без разных бед,
Как все время быть счастливым , о плохом забыть,
А для этого лишь надо очень просто жить!
Просто верить в сказку, чудо, просто делать добрые дела.
Просто улыбаться всем и будет больше света, радости , тепла.
Фея раздает жемчужины
- Тебе жемчужина радости(Ребенок берет жемчужину и протягивает зрителям )
1 реб: С каждым поделись радостью своей, рассыпая смех звучно
Если песни петь, с ними веселее
А когда наоборот-скучно…
Фея: А тебе, девочка, жемчужина Доброты ( девочка так же берет жемчужину в ладони)
Девочка: Я желаю, чтобы взрослым было веселей,
Чтобы добрыми глазами вы смотрели на детей
Чтобы были справедливы и в решениях мудры,
Будете добрыми вы к детям – дети будут к вам добры
Фея: А ты держи жемчужину Понимания
2 реб: Я хочу, чтобы в мире большом
Все понять других старались,
Чтобы было всем хорошо,
И вокруг все улыбались
Фея: Тебе жемчужина Милосердия.
3 реб: А ведь в каждом сердце есть милосердия тепло
Ты подаришь его людям и вернется к тебе оно
Фея: Возьми жемчужину Заботы.
Девочка: Взрослые о нас заботу проявляют, нам детские сады вновь открывают.
Ведь так важно для ребят
Иметь хороший детский сад!
Фея: А тебе – самая главная жемчужина Любви.
Крымуша: Надо, чтоб сияла в сердце любовь ко всему на свете,
И повсюду счастливы вновь будут взрослые и дети.
Танец «Моя Россия»
В конце танца выносят флаг Крыма.
1 реб: Чудесный Крым! Здесь бьется сердце так отзывчиво спокойно.
И живется в этом доме всем так дружно и привольно!
2 реб: Крым- Родина наша ! Помните это! Души не жалейте ради нее .
Пусть над зеленым островом нашим мирное, доброе солнце встает
Крымуша: Как я рад, что сегодня в нашей викторине нет побежденных. Вы все победители , потому что очень любите свой родной Крым. Изучайте историю и природу родного края , берегите и любите еще больше. До свидания, друзья!
Под песню «Россия моя» дети уходят из зала.