a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обобщение опыта работы по самообразованию по теме "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Автор: Ермолина Любовь Анатольевна Опубликовано: 2020-04-30 06:27:25

Документы для скачивания

Отчёт по самообразованию воспитателя МБДОУ детский сад «Колосок» с. Большая Рудка Ермолиной Л. А. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры». Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфи льмах, играх на компьютере. Именно почему я считаю так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, познакомить их с устным народным творчеством, с разнообразными видами народного декоративно – прикладного творчества, познакомить с народными традициями и бытом. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки- это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Свою работу по теме я начала с и зучения литературы. Я изучила па рциальную программу Князевой «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре», познакомилась с публикациями специалистов и коллег на сайтах и в журналах. Далее я разработала план работы по самообразованию с детьми и родителями. При его составлении я опиралась на план работы инновационной площадки на базе нашего ДОУ и программу Князевой «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре». Мною было проведено анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности родителей в работе с детьми по предложенной теме. Анкетирование показало, что родители проявляют интерес к теме и считают важным знакомство детей с народной культурой, традициями, историей. Далее я провела родительское собрание и познакомила родителей с планом работы по теме и рассказала о основных направлениях работы на год. Следующим этапом работы стал практический этап работы. Работу на этом этапе я начала со знакомством детей с устным народным творчеством. Я познакомила детей с понятием «народный фольклор». Дети с большим желанием знакомились с потешками, закличками, приба утками, считалочками, песенками, пословицами и поговорками. 12 слайд: Все мы понимаем, как велика роль народной сказки в воспитании детей. Знакомству со смысловым значением сказки я уделила много внимания. Мы с детьми прочитали большое количество народных сказок, былин, мифов. Дети проявили к ним наибольший интерес. К ра боте со сказкой я привлекла родителей. Был разработан и воплощён семейный проект «Сказка детям». Родители создали театр одной сказки и продемонстрировали своё мастерство на совместном мероприятии «Родительская гостиная «Что за чудо эти сказки». 13 слайд: Большую роль в закреплении работы по ознакомлению детей с народным фольклором сыграли народные праздники. Здесь дети могли использовать народные потешки, заклички, нродные песенки и танцы, народные игры. В течении года в нашей группе прошли развлечения и праздники « Осенины », «Колядки», «Масленица» и др. Дети знакомились с народным костюмом, с удовольствием одевались в сарафаны и косоворотки. 14 слайд: В течении всего учебного года я знакомила детей с народным декоративно – прикладным искусством. В ДОУ имеются альбомы «Дымковская игрушка», « Жостовский поднос», « Каргопольская игрушка», «Золотая хохлома», «Городецкие узоры» и т. д. Не смотря на имеющийся материал дети с большим желанием создавали альбомы своими руками, собирали иллюстрации с изображением предметов народных промыслов вырезали и наклеивали в альбомы. Так были созданы альбомы «Гжельская роспись», «Городецкая роспись», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка». 15 слайд: С большим желанием дети создавали свои «шедевры». Познакомившись с элементами росписи они разрисовали посуду гжельскими узорами, разрисовали досочки городецкими узорами, нарисовали дымковские игрушки. Так же они разрисовали ложки узорами золотой хохломы. Дети с большим желанием слепили фигурки из глины и разрисовали дымковской росписью. 16 слайд: Мною были созданы игры «Народные промыслы», «Чудо узоры», «Собери по частям». 17 слайд: В течении всего года дети, родители и работники ДОУ работали по сбору предметов старины для создания мини – музея в ДОУ. Были собраны различные предметы – самовары, прялки, корзины, лапти, глиняные горшки, керосиновые лампы и т. д. Подобрав подходящее помещение в ближайшее время мы организуем мини – музей в ДОУ. Дети с интересом рассматривают предметы старины на иллюстрациях. С помощью родителей были созданы дидактические игры «Прошлое – настоящее», «Делу время – потехе час», «Как крестьяне хлеб выращивали» и др. Так же мною был изготовлен макет «Русская изба». Рассматривая его дети могут познакомиться со старинными предметами быта, рассмотреть, как одевались люди в старину, чем занимались в доме. Созданный мною леппук «Народный быт» поможет детям закрепить представления о предметах быта, о народной игрушке, о народных музыкальных инструментах, о народных промыслах, поможет вспомнить народные пословицы и поговорки. Работа по теме завершена не полностью в связи со сложившейся ситуацией повышенной готовности в регионе и режимом самоизоляции. Но до конца учебного года я постараюсь д овести работу до к онца, и мы завершим работу над проектом «Семейные традиции». Так же предстоит провести работу с детьми по ознакомлению с историей Великой Победы. В основном запланированная мною работа выполнена. Дети имеют представления о фольклоре, знают более пяти пословиц и поговорок, заклички и потешки. Дети имеют представления о традиционной  культуре, проявляют интерес к предметам быта. Стремятся к участию в традиционных и фольклорных праздниках, проявляют интерес к ряжению в  русские костюмы. Используют полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности: изобразительной, трудовой, конструктивной, музыкальной и игровой. Через  ознакомление с народной культурой ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность,   приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего  народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Оставить комментарий: