a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Публичный доклад "Концепция взаимодействия МБДОУ ЦРР - детского сада №142 с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнерства" заведующая Куликова Л.Н.

Опубликовано: 2014-12-19 17:37:10

Документы для скачивания

Концепция взаимодействия МБДОУ ЦРР- детского сада №142 с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнерства Группы общественности, с которыми работает наше образовательное учреждение, представляют собой: внутреннюю общественность  – дети, посещающие ДОУ; педагоги, узкие специалисты, сотрудники, руководитель ДОУ; внутренне – внешнюю общественность  - родители детей, посещающих ДОУ; учредители; внешнюю общественность  - семьи, имеющие детей дошкольного возраста, не пользующие услугами ДОУ; органы управления образованием, конкуренты( например, другие ДОУ) , социальные институты( школа, музей и др. ) , органы муниципальной власти. Сотрудничество МБДОУ ЦРР- детского сада №142 «Росинка » с общественными и другими организациями Организация Содержание работы Управление образования администрации города Ульяновска Управление и координация системой дошкольного образования в МБДОУ   ЦРР- детский сад №142 «Росинка » ОГБОУ ДПО УИПКПРО Организация и проведение курсов повышения квалификации работников системы дошкольного образования УлГПУ им. И. Н. Ульянова Участие педагогов в научно- практических конференциях Средняя общеобразовательная школа № 35 Работа по преемственности детского сада и школы Детская поликлиника №4 Медицинское обслуживание воспитанников учреждения Музеи г. Ульяновска Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через посещение экспозиций и выставок музеев Ульяновская областная филармония Сотрудничество по вопросам приобщения дошкольников к музыке Молодежный парк Организация экскурсионных программ Театры г. Ульяновска Работа по воспитанию навыков театральной культуры, приобщение к театральному искусству через просмотр театральных постановок Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова Участие в литературно- познавательных мероприятиях, приобщение детей к чтению Выставочный зал «Радуга» при Рериховском Центре духовной культуры проведение передвижных выставок классики мировой живописи на основе высококачественных художественных репродукций музейно- педагогическая работа с детьми дошкольного возраста Целью связей с внешней общественностью  является достижение доброжелательного отношения общественности к образовательному учреждению и его услугам.   Цель связей с внутренней общественностью  — поддержание продуктивных взаимоотношений внутри детского сада, то есть создание у сотрудников, педагогов, детей и их родителей чувства ответственности и заинтересованности в делах детского сада и действиях администрации. МБ ДОУ, занимаясь внешними связями, реализует  следующие функции:  - предоставляет новости и информацию о ДОУ и его услугах: - продвигает “философию”  деятельности ДОУ; - обеспечивает равноправный диалог  учреждения с потребителями его услуг; - налаживает эффективную обратную связь  с группами общественности, социальными партнёрами. - лоббирует интересы  образовательного учреждения в органах власти, т. е. устанавливает сотрудничество с руководителями органов управления образованием на разных уровнях с целью содействовать или противостоять принятию какого – либо управленческого решения; - поддерживает состояние готовности к различным переменам  путём заблаговременного предвидения тенденций образовательного рынка( за счет сбора информации о семьях, имеющих детей дошкольного возраста, изучения социального заказа на характер услуг детского сада и т. п. ) . Таким образом,   главной целью  является установление взаимопонимания с общественностью, с социальными партнёрами, создание ситуации успеха образовательного учреждения в обществе. Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов, обязательность исполнения договоренности, ответственность за нарушение соглашений. В договоре, который мы заключаем с каждым из социальных партнеров, четко определяем, что делает детский сад в интересах партнера и какую работу осуществляет партнер. Например, в договоре с выставочным залом «Радуга» обязанности сторон определены следующим образом: Выставочный зал обязуется: Согласно утвержденно му плану организовывать познавательные мероприятия и выставки для детей и сотрудников. Подбирать комплекты методических пособий для организации деятельности с детьми в помощь воспитательному процессу. Систематически информировать сотрудников о намечаемых в Зале выставках. ДОУ обязуется: Обеспечивать сотрудников Зала рабочим местом, удобным для проведения мероприятий, выставок. Обеспечить явку детей, сотрудников на мероприятия, проводимые Залом. Таким образом, социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса. Взаимодействие детского сада и семьи является одной из приоритетных задач в работе Муниципального бюджетного дошкольно го образовательного учреждения Ц ентр а развития ребенка – детского сад а №142 «Росинка» города Ульяновска. Так как определенная роль в установлении партнерских взаимоотношений принадлежит педагогам, то детский сад не первый год включает задачу по работе с семьей в годовой план. И это дает положительные результаты   – педагоги стали чаще использовать в работе с детьми нетрадиционные формы: чаепития, совместные конкурсы поделок, марафоны творчества. Но не все педагоги легко переходят к новым формам работы. В течение последнего времени на базе МБДОУ функционирует клуб общения для родителей с целью психолого- педагогического консультирования родителей. Занятия в клубе проводит педагог- психолог, заведующая, воспитатели и специалисты, в том числе приглашенные. Тематика занятий разнообразна: Адаптация без угроз и обещаний Как правильно подготовить ребенка к поступлению в детский сад Возрастные особенности психического развития детей от двух до трех лет Полоролевое воспитание детей Наказание, поощрение или диалог По запросу родителей воспитанников педагогом- психологом был разработан цикл практических занятий для  недельного психологического тренинга  для родителей. Цель его: активизировать родителей, сблизить их, познать себя и своего ребенка, дать необходимые психолого- педагогические рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду. Данная форма работы оказалась востребованной и теперь проводится с родителями воспитанников каждой вновь сформированной группы. Кроме проведения индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний и наглядной пропаганды воспитатели стали пользоваться такими новыми формами как: дискуссии по проблеме, “устные журналы”, педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов, КВН, “ток- шоу” и т. д. Одной из основных форм работы с родителями остается  родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов, решения кроссвордов, по типу популярных передач “Моя семья”, “Устами младенцев”, которые теперь широко используют на практике. В течение года для родителей проводятся пр аздники и развлечения, музыкальные утренники. Доброй традицией детского сада стало ежегодное проведение спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья». Приобщаем родителей к оказанию помощи в облагораживании территории, пополнению предметно- развивающей среды. Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в воспитательно- образовательный процесс приглашается  «гость группы»( родители беседовали с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни) , для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью «добровольного помощника» с обязательным объявлением благодарности. «Копилка добрых дел родителей» постоянно пополняется. Проведение разнообразных  конкурсов и выставок  позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей. Детским садом организованы конкурсы: «Добрые игрушки против насилия», «Вторая жизнь вещей», выставки совместных работ родителей и детей «Руки папы, руки мамы и мои ручонки» на темы: «Дом, в котором живет детство», «Мой самый любимый человек», выставки поделок « Лего- град- город взрослых и ребят», «Овощной калейдоскоп», «Съедобные елочные украшения» и др. Наиболее важным в информационно- просветительской работе с родителями является оформление  наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, буклеты, листовки, памятки, стенгазета, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т. п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей наши педагоги подходят творчески, тем самым повышая уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами. Уже год выпускается внутренняя газета детского сада «Росинка». Каждый номер газеты посвящается определенной теме, например здоровью детей, экологическому воспитанию, ОБЖ и др. Газета выходит 1 раз в квартал. С целью поиска общих интересов, общения взрослых и детей в каждой группе организован обмен литературой и видеотекой. В методическом кабинете работает педагогическая библиотека для родителей. Важные моменты: все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей( текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки- символы) ; содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Но, наряду с положительной динамикой, анализ взаимодействия ДОУ и семьи показал существенные недостатки в работе: Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОУ. После оценки удовлетворенности родителей работой ДОУ было решено дать содержательное описание их приоритетов в педагогической грамотности, и результаты анкетирования показали, что ведущими мотивами повышения их педагогической грамотности выступают: повышение уровня психолого- педагогических знаний; решение проблем воспитания и образования детей. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в управление ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из актуальных проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Социально- экономические преобразования, характерные для России последних лет, резко изменили цели и задачи, стоящие перед образованием. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия детского сада и семьи, создание условий для повышения педагогической культуры родителей. В процессе анализа были выявлены следующие  противоречия: Между правами и обязанностями родителей и неумение ими пользоваться. Между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствие условий их предоставления. Между низким уровнем педагогической культуры родителей и отсутствие системы обучения их в детском саду. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности. На современном этапе в основу совместной деятельности детского сада и семьи были заложены следующие  принципы: Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и образовании детей. Единое понимание педагогами и родителей целей и задач воспитания и образования детей. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов. Законом «Об образовании» РФ определено, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы. Первая группа  — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике. Вторая группа  — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Третья группа  — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя- выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п. Предлагаемая нами концепция программы взаимодействия ДОУ и семьи разработана в соответствии со  следующими принципами: Концепция отражает основные направления государственной политики в области образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», с нормативными документами управления образования муниципального образования, Уставом МБДОУ ЦРР- д/ с № 142; Концепция охватывает такие аспекты совершенствования МБДОУ, как: воспитательно- образовательные; научно- методические; организационно- управленческие. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ. Основные приоритеты и направления работы с родителями в МБДОУ: 1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей. 2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка. 3. Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики. 4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. 5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания. 6. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями. 7. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. 8. Привлечение родителей «неорганизованных детей» района к сотрудничеству с ДОУ. 9. Педагогизация района ДОУ. 10. Создание пакета нормативно- правовых документов, обеспечивающих права детей. Первоочередные мероприятия с родителями: 1. Социальный анемнез семьи. 2. Составление и заполнение социально- демографического паспорта семьи. 3. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей. 4. Анализ социально- педагогических факторов семейного воспитания детей. 5. Анализ типов семей воспитанников. 6. Определение стилей воспитания в семье. 7. Определение педагогической компетенции родителей Первоочередные мероприятия с педагогами: 1. Опросник для воспитателей «Мои плюсы и минусы» в общении с родителями. 2. Тестовые опросы воспитателей. 3. Самоанализ поведения коллективной встречи с родителями. Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ: I этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка. II этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ. III этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно- деятельный подход. Основные блоки по работе с родителями Блоки Основные задачи Формы Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической компетенции родителей Лекции, семинары, практикумы, родительские собрания, консультации, конференции и так далее Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельность ДОУ Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, дни открытых дверей Алгоритм взаимодействия с семьей: I стадия.  Поиск контактов при 1 встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросам. II стадия.  Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша. III стадия.  Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований. IV стадия.  Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству. V стадия.  Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе на перевоспитание ребенка. VI стадия.  Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. В результате внедрения программы в работу детского сада появилась реальная возможность активизировать родителей, что способствовало установлен ию диалога ДОУ – семья. Это дает возможность сформировать активную род ительскую позицию, актуализировать полученные знания, помочь родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их. Программа помогает понять и отношение педагогов к сотрудн ичеству с родителями, у них появилась потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности. Использование нетрадиционных форм работы с родителями повышает уровень включенности родителей в воспитательно –образовательный процесс ДОУ. Р еализация этой программы помогает также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями. Благодаря этой программе повышается уровень психолого- педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Оставить комментарий: