a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение на тему:"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через художественно-конструктивную деятельность"

Автор: Крылова Альбина Александровна Опубликовано: 2020-06-25 20:04:07

           Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через художественно-   конструктивную деятельность.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста.

Задачи:

1.Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2.Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3.Улучшить общую двигательную активность;

4.Содействовать нормализации речевой функции;

5.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

  1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

 

 

Развитию ручной умелости способствуют  различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.), которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек - разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры - обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр - обводок. Если ребенок крайне неохотно рисует кистью или карандашом, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки», трафареты. .. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками; тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; отпечатки листьев; рисование ватными палочками). Ассортимент принадлежностей для рисования сегодня невероятно широк. Однако хотелось бы обратить ваше внимание на пальчиковые краски. В магазинах представлены как импортные, так и отечественные марки. Главным отличием пальчиковых красок от гуаши или акварели является их гелевая основа, благодаря чему ими легко рисовать на самых разных поверхностях. К достоинствам можно отнести и то, что они легко смываются с рук, одежды и рабочей поверхности. Пальчиковые краски можно приготовить в домашних условиях. К тому же, мы можем быть спокойны, даже если ребенок попробует краску на вкус, она не причинит ему вреда. Тем не менее, существенным недостатком пальчиковых красок домашнего приготовления является их короткий срок годности по сравнению с заводскими.

 

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года: лепить колбаски, колечки, шарики, из каждого маленького кусочка делать лепешку или монетку. Можно надавить на лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Применение круп (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) можно использовать в мозаике и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, “Письмо на крупе.

Можно работать и с бросовым материалом.

В раннем и младшем дошкольном возрасте важно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Лепка из глины, пластилина или соленого теста. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук. В этом занятии хорошо развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается сила тонуса мускулатуры рук. Причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

Для достижения желаемого результата работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук проводилась в трех направлениях:

  1. использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности;
  2. развитие мелкой моторики в режимных моментах;
  3. взаимосвязь с родителями.

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  • Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
  • Конструирование: работа с конструктором ЛЕГО
  • Различные виды аппликаций
  • Рисование по трафаретам
  • Штриховка
  • Игры с мелкими предметами

Формы работы:·

 Непосредственно образовательная деятельность по пальчиковым играм, как основная форма работы по развитию мелкой моторики

Непосредственно образовательная деятельность-это основная форма работы с детьми дошкольного возраста.

Существуют типы и виды занятий по изобразительной деятельности.

Типы занятий дифференцируются по характеру доминирующих задач:

  • занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами развития мелкой моторики;
  • занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы развития мелкой моторики у детей.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста является эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: использование лепки, тестопластики, рисования. Дети, повторяя за взрослым движения, учатся выполнять их самостоятельно, тренируя сенсорно- перцептивную активность, активизируя речевые центры головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является эффективным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Таким образом, развитие мелкой моторики имеет важное значение, выступая одним из показателей психического развития ребенка.

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: