a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект ОД по познавательному развитию для детей от 6 до 7 лет на тему: "Кузнцк - мой край родной"

Автор: Ивлиева Юлия Викторовна Опубликовано: 2020-08-05 10:14:31

Документы для скачивания

Конспект

образовательной деятельности по познавательному развитию для детей от 6 до 7 лет

на тему «Кузнецк – мой край родной»

 

Цель: Приобщение детей к культуре народа, его духовным, материальным ценностям, знакомство с историей родного края.

Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Задачи:

Познавательное развитие:

- расширять представления детей о мастерах кузнечного дела, которые сохранили традицию этого ремесла в городе Кузнецке.

- закреплять представления детей об истории возникновения города Кузнецка; о гербе Кузнецка; национальностях, проживающих в нем.

- развивать восприятие, творческое мышление

Речевое развитие:

- совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, используя накопившиеся знания, с опорой на фотоматериал.

Художественно – эстетическое развитие:

- совершенствовать у детей технические навыки лепки из соленого теста.

Социально – коммуникативное развитие:

- укреплять национальное самосознание детей, воспитывая дружеские взаимоотношения в многонациональной группе.

- укреплять навыки коллективизма при выполнении совместной работы.

- способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, любви к родному городу и людям, проживающим в нем.

 

Предшествующая работа: Посещение краеведческого музея с экскурсией на тему «История города Кузнецка»; рассматривание фотографий «Кузнецк вчера и сегодня»; целевая прогулка по городу по историческим и современным местам; цикл НОД, посвященных городу Кузнецку,  чтение стихов о родине на родном языке; знакомство с национальными костюмами и традициями людей Сурского края; рисование кукол в русском, татарском, мордовском, чувашском костюмах; разучивание русской народной песни «Во кузнице»;   дидактическая игра «Символы города Кузнецка».

 

Материал: импровизированная телестудия, мультимедийное оборудование, презентация «Кузнецк – мой край родной», микрофон, указка, физическая карта Пензенской области, аудиозаписи гимна г. Кузнецка и русской народной песни «Во кузнице», настольно печатная игра «Символы города Кузнецка»; соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, фартучки на каждого ребенка.

 

Ход совместной деятельности

 

Звучит фонограмма гимна города Кузнецка.  (Слайд №1, 1-1, 1-2)

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. Я рада видеть вас вновь на программе «Кузнецк – мой край родной». Мы продолжаем цикл передач, посвященных нашему родному городу Кузнецку, расположенному в Пензенской области. (Показывает на карту, указывая территорию Пензенской области и местонахождения города Кузнецка на ней.) (Слайд №2)

Итак, у нас в студии первый гость (вызывает 1 ребенка). Здравствуйте! Позвольте, я представлю Вас: историк - искусствовед, будущий доктор исторических наук … (называет Ф.И.О. заранее подготовленного ребенка). Давайте его поприветствуем. Расскажите нам, пожалуйста, интересные события из истории возникновения города Кузнецка, что в Сурском крае. Вы можете воспользоваться картой Пензенской области.

Ребенок: (примерный ответ): Город Кузнецк находится в Пензенской области (показывает на карту). Он является вторым по величине городом и культурным центром. Строился он вдоль реки Труев (показывает на карту) и был лишь небольшим селом, которое называлось Труево – Воскресенское.

Воспитатель: Я дополню Вас. В 1699 году 7 февраля под руководством Василия Федоровича Нарышкина была построена и открыта на берегу реки Труев церковь. Этот день считается официальной датой основания этого села. Продолжайте.

Ребенок: Позднее Труево – Воскресенское село было названо по имени боярина Нарышкина. Однажды проезжала мимо села Нарышкино царица Екатерина II. Дороги были в то время плохими, и у  кареты, в которой она ехала, отвалилось колесо. Кузнецы, которые проживали в этом селе, за одну ночь все исправили. Царица была довольна быстротой и качеством выполненной работы. Она издала указ переименовать село Нарышкино в город Кузнецк в честь кузнецов.

Воспитатель: Да, уважаемые гости.  1780 год стал годом рождения нашего родного города. (Слайд № 3, 3-1, 3-2). Спасибо Вам за интересный рассказ. Оставайтесь с нами в студии.  А сейчас обратите внимание на экран (фото герба в наше время.) Что вы видите на нем? (Слайд № 4)

Дети: Герб города Кузнецка.

Воспитатель: Посмотрите, вот так герб выглядит сейчас, а вот таким он был раньше (фото герба 1780г.) (Слайд № 4-1 ). Найдите отличия (дети называют отличие). Совершенно верно. Раньше наш город примыкал к Саратовской губернии, и рыбки – это символ рыбного промысла Саратова. Перечислите, какие еще элементы вы видите на гербе.

Дети: Наковальня, молоток, щипцы.

Воспитатель: Это символы города Кузнецка. Люди какой профессии использовали эти инструменты?

 Дети: Кузнецы.

Воспитатель: Молодцы. А теперь я предлагаю проверить самих себя. Вы разделитесь на две команды. После того как погаснет экран одна команда будет собирать герб Кузнецка раннего, а вторая – герб современного Кузнецка.

(Дети выполняют задание и проверяют правильность работы по изображению на экране).

Воспитатель: К нам присоединяется фотокорреспондент (Ф.И.О. заранее подготовленного ребенка). Он познакомит нас с историей Кузнецка в своем историческом фотоочерке. (Вызывается второй ребенок и включается презентация «Кузнецк вчера и сегодня»).

Примерный рассказ: Сейчас на экране вы видите реку Труев и первые дома вдоль нее. (Слайд №5) Улицы стали образовываться чуть позже и назывались они по ремеслу, которым прославились жители данной улицы. (Слайд № 5-1) Эта улица Кузнечная. На ней жили семьи кузнецов. (Слайд № 6). Вот так выглядит кузнец. (Слайд № 6-1).

Главной улицей в то время считалась Соборная улица. (Слайд № 6-2).  Улица, на которой жили зажиточные люди, носила название Дворянская (Слайд № 6-3). Вот так выглядел Кузнецк с самой высокой точки города, которая называется Мары. (Слайд № 7).

Это знаменитый дом Носкова, сейчас это магазин, кафе и аптека .(Слайд №7-1, 7-2). Следующая фотография – это вокзал. Вот так он выглядел раньше, а так сейчас. (Слайд № 8, 8-1). На этой фотонрафии – церкви Вознесенская и Казанская. (Слайд № 9). Это центр нашего города: городская администрация и здания, которые расположены вокруг него. (Слайд № 10, 10-1, 10-2, 10-3, 10-4).

В нашем городе можно увидеть как современные здания, так и исторические: центральный сберегательный банк, здание почты, краеведческий музей. (Слайд № 11, 11-1, 11-2, 11-3). Знаменитый на весь Сурский край Холм боевой славы. (Слайд № 12, 12-1, 12-2, 12-3). В нашем городе есть еще много интересных исторических и современных зданий. (Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает наводящими вопросами).

Воспитатель: Спасибо за историческую экскурсию по фотографиям.

(После рассказа ребенка воспитатель зачитывает строки из гимна г. Кузнецка).

Молоток и щипцы с наковальней

На гербе своем гордо несет,

Здесь семьею единой и славной

Много братских народов живет.

И мы вновь приглашаем в нашу студию гостей. (Выходят дети, одетые в национальные костюмы: русский, татарский, мордовский, чувашский. Идут как по подиуму, демонстрируя свой костюм. Затем выстраиваются в одну линию.)

Проводится игра: «Какая национальность по счету?» (Слайд № 13)

Воспитатель: На каком по счету месте стоит человек в татарском костюме? …в чувашском костюме?...в мордовском костюме…? … русском костюме? (Дети - модели на каждый правильный ответ читают куплет стихотворения на своем родном языке, разученные заранее, а вместе с ребенком, одетым в русский костюм, проводится песня – инсценировка «Во кузнице» со всеми детьми. (Слайд № 14)

Воспитатель: Все вместе встанем в кружок: и русские и татары и мордва и чуваши, обнимемся и произнесем такие слова:

Я, ты, он, она вместе дружная семья.    (Проводится упражнение-тренинг на сплоченность в коллективе. Слова повторяются 3 раза). Занимайте свои места в студии. 

Мы вновь встречаем гостей. Познакомьтесь, пожалуйста. Это Алексей Андреевич Лапшин и Владимир Петрович Волошин. Они – кузнецы, продолжают традицию нашего города, своих отцов и дедов. Уважаемые гости, поделитесь, пожалуйста, с нами фактами из вашей биографии и творческой жизни.  (Гости рассказывают о себе, о своих работах с показом презентации «Кованые изделия кузнецов Кузнецка» и образцов готовых изделий) .(Слайд № 15, 15-1,15-2,15-3,15-4, 15-5)

Воспитатель: Спасибо за Ваш рассказ. Вы трудитесь в таких тяжелых условиях, чтобы потом мы могли удивляться и радоваться вашим работам. Ваши изделия украшают не только дома, но и улицы города. С чего  начинается  воплощение творческой идеи?

Гости: Мы делаем эскизы либо в рисунках, либо лепим из глины или пластилина образцы будущих изделий.

Воспитатель: Алексей Андреевич и Владимир Петрович большие мастера своего дела. Они покажут нам приемы лепки отдельных элементов узоров. Я предлагаю  переместиться в другую часть нашей студии, где расположена  творческая мастерская и сделать эскизы из соленого теста.

Гости: Из каких элементов состоят наши работы?

Дети: прутики, завитки, листики, цветы и т.п.

Воспитатель: Прежде чем начать работу, нужно  распределить обязанности (Гости и дети обсуждают идею совместной деятельности, лепят отдельные элементы, а потом соединяют в одну общую композицию).

Воспитатель: Что у вас получилось? Подумайте, где можно использовать этот эскиз?

Дети: Это могут быть декоративные ворота, забор вокруг детского сада, парка, беседки для отдыха, скамейки.

Воспитатель: Алексей Андреевич, Владимир Петрович, примите  в подарок этот эскиз на память. Наша телепередача подошла к концу. Хочется вспомнить, о чем же шла речь в нашей программе. Что интересного вы узнали, что вам понравилось в этой передаче? (Дети по очереди перечисляют то, с чем познакомились, что повторили, что делали, во что играли).

Спасибо всем участникам и гостям студии за интересно проведенное время. Хочется закончить строками из того же самого гимна:

Древний город глубоких традиций, Светлый город открытых сердец, Горожан добродушные лица - Это славный наш город Кузнецк!

Любим мы тебя, город наш милый, Ты с годами стал только сильней, Будь же славен, Кузнецк, и поныне Достиженьями наших людей!

Воспитатель: А теперь фотография на память с гостями нашей студии. (Слайд № 16)

 

Список литературы

 

 

  1. Дошкольникам о народной культуре Пензенского края/под ред. Г.Н. Белобрыкина – П.: ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2009.
  2. Дошкольникам о народной культуре Пензенского края. Методическое пособие в помощь воспитателям дошкольных групп образовательных организаций. Под. ред. Е.Ф. Купецковой, Пенза, 2016 г.
  3. История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста/ по ред. В.И Авершина – П.: Издательство ИПКиПРО, 2004.
  4. Кузнецк, Кузнецк – ты есть моя Россия/ под ред. А.А.Курепиной –К.: Издательство «Пензенская правда», 2000.
  5. http://geraldika.ru

Приложение №1

Гимн города Кузнецк

 

Дата принятия: 14.02.2008

Описание: 1 куплет На просторах Сурского края, В окружении пышных лесов, Красотою своей покоряя, Вырос город лихих кузнецов.

Любим мы тебя, город наш милый, Ты с годами стал только сильней, Будь же славен, Кузнецк, и поныне Достиженьями наших людей!

2 куплет Молоток и щипцы с наковальней На гербе своем гордо несет, Здесь семьею единой и славной Много братских народов живет.

Помним мы, как в военные годы Город встал на защиту страны, Не жалея себя, за свободу Жизнь свою отдавали сыны.

3 куплет Величавый собор Вознесенья Куполами ушел в небеса. Нежным трепетом и восхищеньем Наполняются наши сердца.

Посещая Холм воинской Славы, Вспоминаем погибших бойцов, Чтим наследие нашей державы, Наших дедов и наших отцов.

Древний город глубоких традиций, Светлый город открытых сердец, Горожан добродушные лица - Это славный наш город Кузнецк!

Утвержден решением Собрания Представителей г. Кузнецка Пензенской области  от 14 февраля 2008 года.

Оставить комментарий: