Ритмические игры с текстом

Опубликовано: 11:16:13 17-08-2020

Автор: Ледяева Светлана Семеновна

Документы для скачивания:

55693_Ritmicheskie igry s tekstom.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

55693_Ritmicheskie igry s tekstom.docx

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ТЕКСТОМ Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. В течени и не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев. В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения( интонирования) . Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный или дробный шаг, поскок, переменный шаг, галоп, легкий стремительный бег. Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы на распев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка чувства ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизовать. Солнышко Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко: Твои детки плачут, По камушкам скачут. Дети стоят врассыпную. На 1- ю и 2- ю строчки текста выполняют частые полупри- седания – «пружинки»- и одновременно хлопают в ладоши. Под текст 3- й и 4- й строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши. Радуга- дуга Радуга- дуга, не давай дождя, Давай солнышко, колоколнышко! Дети стоят врассыпную. На весь текст дети выполняют частые прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо и влево. Огуречик Огуречик, огуречик Не ходи на тот конечик, Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. Для игры выбирается « ловишка », который садится на стул у одной из стен ком- наты. Дети собираются стайкой у другой стены. На 1- ю и 2- ю строки дети, держа руки на поясе, легкими прыжками продвигаются в направлении « ловишки ». Под текст 3- й строки дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозя пальчиком « ловишке ». Последняя фраза произносится детьми, стоящими на месте, и является сигналом к бегу. « Ловишка » догонят детей. Две тетери Как на нашем на лугу стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, поклевали, улетели… Ш- ш- ш- ш- ш- ш… Играющие стоят, взявшись за руки; за кругом двое детей, изображающих тетерь, и ребенок, изображающий охотника. На текст 1- й строки дети выполняют ритмичные полуприседания и раскачивают руками вперед- назад. На 2- ю строку текста в круг поскоком «влетают тетери», присаживаются, «клюют» и «улетают». « Охотник »д огоняет «тетерь». С оконча- нием текста дети, стоящие в кругу, поднимают руки вверх и имитируют движения веточек шумящих на ветру деревьев. Дедушка Егор Из- за леса, из- за гор едет дедушка Егор, Сам- на лошадке, жена – на коровке, Дети – на телятках, внуки – на козлятках, Гоп, гоп, гоп, гоп… Играющие стоят врассыпную. На весь текст дети идут, высоко поднимая ноги. С окончанием текста, на слова «гоп, гоп, гоп», переходят к движению прямого гало- па. Темп выполнения движения ускоряется. Поймай- ка Скачет зайка маленький около завалинки. Быстро скачет зайка, ты его поймай- ка. Дети стоят в кругу, в центре ребенок- зайка. За кругом – охотник. На 1- ю строку текста дети выполняют прыжки на двух ногах. Ребенок, стоящий в центре, выполняет такие же прыжки вокруг себя. На те кст вт орой строки «зайка» скачет между детьми, запутывая след, «охотник» стоит на месте и наблюдает за «зайкой». С окончанием текста «охотник» догоняет «зайку», точно по его следу. Скок- поскок Скок- поскок молодой дроздок, По водичку пошел, молодичку нашел. Молодиченька, невеличенька, Сама с вершок, голова с горшок. Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя хвостик. На 1- ю строку текста дети продвигаются вперед прыжками; на 2- ю идут по кругу мягким пружинным шагом; на 3- ю строку дети сужают круг и на слова «сама с вершок» присаживаются, на слова «голова с горшок» расширяют круг, выполняя движение бодрого маршевого шага. Трактора Тара- тара- та- ра- ра – Из колхозного двора Выезжают трактора. Будем землю пахать, Будем рожь засевать, Будем хлеб молотить, Малых детушек кормить. Дети стоят по кругу друг за другом с «рулем» в руках. На текст первых трех строк дети двигаются дробным топающим шагом. С оконча- нием третьей строки разворачиваются на дробном шаге лицом к центру и далее без остановок, продолжают движение дробного шага на месте, выделяя ударные слова и слоги более сильным притопом.

Оставить комментарий: