a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по формированию культурно – нравственных и художественно – эмоциональных качеств дошкольников с использованием сказкотерапии «ДОРОГАМИ СКАЗОК»

Автор: Козлова Елена Владимировна Опубликовано: 2020-09-03 19:45:51

Документы для скачивания

«Сказка- это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная  оценка ребёнком жизненных явлений» В. А. Сухомлинский ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1 Пояснительная записка Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром че ловеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка начинается с и нтереса, а все, что вызывает ин терес, проникает во внутренний мир человека быстрее и глубже. Сказка адресуется и воспринимается не только умом, поэтому сознание и подсознание становятся союз никами, а не соперниками. О на помогает личност ному раскрепощению и освобождению творческого потен циала. Сказка — зеркало, отражающее мир через призму личного восприятия человека. Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в м ир сокровенный. С казка вечна: ты никогда не поймешь, где и когда п роисходит его действия. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Сказка берет на себя нагрузку дать чуть- чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок- вот главная задача Нетрадиционный п одход как раз дает и педагогу, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей- должна стать творческим девизом для ребенка. Сказкотерапия  - один из самых древних, а возможно и древнейших  методов воспитания, передачи  социального опыта, традиций и менталитета. В нравственном воспитании детей дошкольного возраста особое место можно уделить такому направлению практической психологии как сказкотерапия. Привлекательность и достоинство сказок для развития личности ребенка, заключаются в следующем: - Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. - Неопределенность места действия главного героя. - Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка. - Победа Добра. Психологическая защищенность. - Наличие Тайны и Волшебства. Главный секрет сказкотерапии  в том, что ребенок, выражая свои мысли через речь игрушки или героя-   открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Любая сказка- это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению или вопрос. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это ориентирование на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. Все мероприятия помощи ребенку можно привести к одному общему знаменателю – к достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек и в сказке, и в жизни выступает, как Созидатель, а дисгармоничный – как Разрушитель. Таким образом, метафорически предмет сказкотерапии можно определить как внутреннюю победу Добра над Злом. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое" хорошо" и что такое" плохо" . Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания- не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Метод сказкотерапии, как и многие психотерапевтические методы, можно использовать как в индивидуальной работе, так и в группе. Цель и задачи программы Целью  является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Программа ставит следующие задачи: Обучающие: - помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образ литературного персонажа; - учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев, их эмоциональное состояние; - совершенствовать умение детей адекватно передавать собственные эффективные состояния в движении, мимике, интонации; Развивающие: - развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; - развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие способности- развивать коммуникативные навыки, культуру общения со сверстниками; - развить уверенность в себе, формирование адекватной самооценки; - развитие чувства взаимопомощи и поддержки, коррекция личности, расширение эмоционально- поведенческих реакций. Воспитательные: -   воспитывать доброжелательные отношения между детьми; - воспитать желание помочь, поддержать, по сочувствовать, порадоваться за другого; - повысить групповую сплоченность. - повысить самооценку детей и их уверенность в себе Принципы- систематичность; - наглядность; - деятельностный подход; - личностно- ориентированный подход направлен на всестороннее развитие ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии в этом возрасте является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта, на подсознательные установки и сознательные идеалы личности, а через них – на поведение и деятельность Возрастные и индивидуальные особенности развития детей Данная программа рассчитана на детей 5- 7 лет В старшем дошкольном возрасте( пяти- семи лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно- сосудистой, эндокринной, опорно- двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность к обучению в школе. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психические механизмы деятельности и поведения. У ребенка развивается речь, возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобретает ценные умения принимать от взрослого или выдвигать самостоятельно простую познавательную задачу, пользоваться для ее решения рекомендациями педагога или решать ее самостоятельно, понятно выражать в речи итог познания. Ребенок учится целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать заданные взрослым условия и правила, добиваться получения нужного результата, внимательно следить за ходом рассуждения воспитателя, следовать его указаниям. Правильное дошкольное воспитание подготавливает ребенка к сотрудничеству со сверстниками и учителем, к проявлению в новых условиях определенной самостоятельности, организованности. Освоенные в период дошкольного детства разнообразные специальные умения( художественная, изобразительная, речевая, музыкальная и т. д. деятельность) становятся базовыми для самостоятельного осуществления ребенком творческих замыслов, образного отражения действительности, развития чувств и творческой инициативы. Переход от исполнительской, репродуктивной самостоятельности, к самостоятельности с элементами инициативы и творчества подтверждает готовность ребенка к школе. За годы дошкольного детства ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, к о торый дает основание впервые назвать его личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Формируется личность ребенка постепенно, шаг за шагом, причем каждый новый сдвиг в ее формировании изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно. Нравственное поведение детей распространяется на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это вызвано осознанием ими нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. К семи годам ребенок понимает значение выполнения нравственных норм. Это проявляется в оценке, как собственного поведения, так и поступков литературных персонажей. Он стремится сделать что- то для других людей, принести им пользу. Нравственное развитие личности ребенка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным поступкам и внутренней позицией самого ребенка. Огромное влияние на формирование моральных качеств оказывает этическая оценка. Она выступает во взаимосвязанных полярных категориях добра и зла. Ребенок постигает значение этических эталонов через совместное со взрослыми или другим ребенком общение. Нравственное развитие его зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый общается с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка. Эмоционально выразительные образцы эталонного поведения выступают для ребенка в произведениях искусства. Через общение с героями художественных( литературных, графических, живописных и др. ) произведений ребенок эмоционально идентифицируется с эталонными формами поведения этих образов, независимо от их нравственных позиций. Осознание самого себя у старшего дошкольника происходит через присвоение общезначимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. Структура его самосознания состоит из имени собственного, самооценки, притязания на признание, осознания себя как представителя определенного пола, представления о себе во времени, отношения к своим правам и обязанностям. В индивидуальном сознании каждого ребенка уже есть представление о себе. Ожидаемые результаты: Дети всесторонне развиваются, выполняя основные виды деятельности. В рез ультате освоения программы обучающиеся должны достигнуть следующего уровня: Будут знать и уметь: - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; о ценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально" проживать" текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям, к их поступкам; - определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать своё предположение на основе работы иллюстрацией; - учиться работать по предложенному плану; - уметь решать поставленную задачу, проявляя смекалку, воображение, творческий подход; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - подробно или выборочно пересказывать небольшие тексты; - учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли; - соблюдать правила общения. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участни ками образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога. Занятия проводятся 1 раза в неделю с сентября по май. Количество занятий в год 32 часа( два года- 64 часа) . Одновременное количество детей в одной группе 10- 12 человек. Продолжительность Периодичность в неделю Кол- во часов в неделю Кол- во часов в год 25 мин 1- ый год обучения 1 раз 1 академический час 32 часа 30 мин 2- ой год обучения 1 раз 1 академический час 32 часа 2. 2. Содержание психолого- педагогической работы Формы, методы, приемы, структура занятия, средства обучения. Методы обучения, применяемые в образовательном процессе- словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, репродуктивный; частично- поисковый, исследовательский проблемный; игровой. Методы воспитания, применяемые в образовательном процессе- убеждение, поощрение, упражнения, стимулирования, мотивация. Форма организации образовательного процесса- групповая, индивидуальная, интегрированная. Формы организации учебного занятия- беседа, игра; виды занятий: словесные( устное изложение педагогом, анализ условия задачи) ; игровые. Педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе ориентированы на индивидуальное развитие личности каждого ребенка: технология разноуровневого обучения; технология проблемного обучения; технология группового обучения; технология игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; здоровьесберегающая технология. Структура занятий. Каждое занятие содержит вводную часть, основную часть, посвященную работе со сказкой, и заключительную часть. Целью занятий, кроме нравственного содержания, является преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения, снятие психического напряжения. При построении каждого занятия необходимо учитывать способность к пониманию нравственных качеств и нравственного поведения формируется благодаря опыту общения с другими людьми. Занятие должны проводиться в формах, требующих от детей проявления творческой активности. Данная технология включает в себя традиционные педагогические методы обучения: беседы, рассказ, упражнения и пр. , а так же различные способы вовлечения детей в художественно- творческую деятельность: игры, соревнования, конкурсы. Должны быть использованы такие виды художественно- творческой деятельности как художественно- речевая, музыкальная, изобразительная. Кроме традиционных педагогических методов в работе используется богатый арсенал имеющихся форм, средств и приемов проведения занятий посредством художественно- творческой деятельности: театральные упражнения, творческие задания и игры, пение, танцы, рисование, разнообразные этюды, драматизации и инсценировки, сочинение рассказов. Применение на практике разнообразных видов деятельности позволяло формировать интерес к сказке, включить малоактивных детей в процесс художественно- творческой деятельности. Со сказками можно проводить педагогическую работу, реализуя самые разнообразные стратегии и организационные формы. Одной из форм творческих работ была выбрана постановка сказки. К работе над постановкой должны быть привлечены не только дети, но и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяла преодолеть ограниченность общения детей со взрослыми и друг с другом. Участвуя в постановке, ребенок усваивал опыт взрослых естественно и непринужденно, так как взрослый задавал собственным примером образцы поведения, что способствовало формированию адекватных способов деятельности ребенка в различных ситуациях. Подготовка к постановке проходит в несколько этапов. 1. подбирается подходящая по содержанию и отвечающая замыслу сказка. 2. выразительное чтение сказки 3. беседа, поясняющая не только содержание, но и отдельные средств выразительности. 4. проговариванию текста. 5. Использование разнообразных упражнений произношения с разной интонацией( приветливо, небрежно, требовательно и т. д) . самых обычных слов: возьми, принеси, здравствуй и др. ) выполнение их, привело к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями( радость, страх, печаль, злость и др. ) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы- ребенок учится адекватно выражать свое эмоциональное состояние. 6. распределение ролей, разучивали их. 7. совместные репетиции. 8. Постановка. Зрители, и участники должны получить большое удовлетворение от постановки, что усилит интерес детей к занятиям. Активизация внутренних сил и потенциала детей во время театрализованной деятельности, удовольствие, с которым дети занимаются художественно- творческой деятельностью, показали, что данная форма работы эффективна и влияет на формирование ценностных и личностных ориентиров детей. 2. 3. Тематическое планирование( Приложение №1) 2. 4. Содержание НОД( Приложение №2) 2. 5. Работа с родителями воспитанников( Приложение №3) 2. 6. Диагностика( Приложение №4) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организационный раздел содержит описание материально- технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды. 3. 1. Психолого- педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. Программа предполагает создание следующих психолого- педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. 1. Личностно- порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки. 3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. 4. Создание развивающей образовательно й среды, способствующей социально- коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. 5. Сбалансированность репродуктивной( воспроизводящей готовый образец) и продуктивной( производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и обра зцов творческой деятельности детей; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. 7. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. 8. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям( недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) . 9. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. 10. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. 12. Защита детей от всех форм физического и психического насилия. 3. 2. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: - непосредственное общение с каждым ребенком; - уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности( игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д. ) ; 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: - создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные( в том числе ограниченные) возможности здоровья; - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; - развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности( далее- зона ближайшего развития каждого ребенка) , через: - создание условий для овладения культурными средствами деятельности; - организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей; - поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; - оценку индивидуального развития детей; 5) взаимодействие с родителями( законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 3. 3. Организация развивающей предметно- пространственной среды Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательно го потенциала пространства группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и со вместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а т акже возможности для уединения. Развивающая среда должна быть построена на следующих принципах: 1) насыщенность; 2) трансформируемость; 3) полифункциональность; 4) вариативной; 5) доступность; 6) безопасной. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инве нтарем, которые обеспечивают: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно исп ользовать различные составляющие предметной среды. Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно- пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования. Средства Перечень Технические- мультимедиапроекторный, экран- музыкальный центр- акустическая система- микрофон Учебно- наглядные пособия- наборы наглядно- демонстрационного материала- фотоматериалы, иллюстрации- дидактические игры и пособия Оборудование для организованной образовательной деятельности- атрибуты для игр, танцев, инсценировок; - ат рибуты и декорации для драматизаций и театральных постановок; - костюмы сценические детские и взрослые; - маски, ростовые костюмы; - разные виды театров; Библиотека педагога- методическая литература; - периодическая печать; - сборники нот; - фонотека; - наличие консультативного материала для родителей; - наличие консультативного материала для воспитателей; - материалы из опыта работы Научно- методическая л итература 1. Гавриченко О. В. К проблеме валидизации метода сказкотерапии в диагностической работе с детьми 5- 6 лет/ / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого- педагогические науки. – М. , 2003. – 93 с. 2. Иванова Г. П. Театр настроений. – М. , 2006. – 88 с. 3. Изотова Е. И. , Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. – М. , 2004. – 385 с. 4. Залесская, И. Развитие эмоционально- волевой сферы детей старшего дошкольного возраста[ Текст] / / Школьный психолог. – 2006. – №1. – С. 20–30. 5. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб, 1997. – 176 с. 6. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб, 1998. – 352 с. 7. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 2006. — 176 с. 8. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. – М. , 1985. – 176 с. 9. Крюкова С. В. , Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М. , 2000. – 208 с. 10. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. – 208 с. 11. Монакова Н. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб, 2008. – 128 с. 12. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. – СПб. , 2007. – 224 с. 13. Цыпина, Н. А. Почитаем – поиграем[ Текст] . – М. , 2004. – 87 с. 14. Шорохова О. А. Играем в сказку. – М. , 2006. – 208 с. 15. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста» – М. : “Просвещение”, 2003

Оставить комментарий: