a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект организованной образовательной деятельности по экономическому воспитанию для группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет Тема: «Семейный бюджет»

Автор: Вергасова Ольга Павловна Опубликовано: 2020-09-20 19:23:50

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 города Кузнецка( МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка) Конспект организованной образовательной деятельности по экономическому воспитанию для группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет Тема: «Семейный бюджет» Составил: Вергасова Ольга Павловна воспитатель ДО Кузнецк, 2020 Организованная образовательная деятельность по экономическому воспитанию « Семейный бюджет » Программное содержание: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению; выяснить как давно появились деньги и были ли они у древнего человека; Познакомить детей с составляющими семейного бюджета Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «премия», «доход», «расход» Воспитывать правильное отношение к деньгам. развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; воспитывать уважение к труду взрослых; побуждение деловой активности. Цель:   формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Предварительная работа: Родители и дети изготавливают карточки- схемы семейных затрат, подбирают пословицы о бережливости. ( Для использования на занятиях и пополнения игровой копилки в уголке экономики) Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, мультфильм «Простоквашино », карточки- схемы, карандаши, таблички с надписями «хочу», «надо» на каждого ребёнка, костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки; модель “семейный бюджет” – корзинка, слайды с изображением предметов, деньги.   Ход занятия Организационный момент. Воспитатель:  ( Стоит и рассматривает большой красивый кошелёк и разговаривает, стараясь привлечь внимание детей) . Ка кой интересный предмет! Как он называется? Дети: Кошелёк Воспитатель: Для чего нужен кошелёк? Дети: Кошелёк нужен для того, чтобы складывать деньги. Воспитатель: Правильно, ребята, ответьте мне на другой вопрос. Для чего нужны деньги? Только ответы свои вы мне дадите в игре. Я буду бросать мяч и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Игра «Для чего нужны нам деньги? » Воспитатель: Итак, деньги нам нужны: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений( воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги) ; для оплаты услуг( уточнить, каких именно) ; для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным( воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д. ( Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций) . Воспитатель: Если мы едим на автобусе, мы платим? Воспитатель: Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д. Воспитатель:  Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. Я предлагаю вам заглянуть в наш кошелёк. Как вы думаете, что может лежать в кошельке? Дети: деньги. Воспитатель: Надо проверить. ( Открываю) И правда деньги, а ещё здесь лежит ракушка. Воспитатель: Какие у нас тут деньги? Дети: 100 рублей, 50 рублей, 50 копеек. Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка? Воспитатель: Подумайте. Может пот ому, что она почти круглая? О тправимся ка мы в прошлое денег и узнаем откуда появились деньги. Воспитатель: Прошлое денег началось с др евнего мира. ( презентация) . У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто- то из древних людей хорошо рыбачил, а кто- то лучше всех выращива л пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему ч еловеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки( слайд ы) . Затем появились мет аллические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, б русочки, бусинки( слайд) . Затем появились деньги похожие на современные( слайд) . После металлических появилис ь бумажные деньги( слайд) . Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги? Дети: Да. Воспитатель: Какие они были? Дети: Кости, брусочки, ракушки. Воспитатель: М ожем ли мы, сейчас ответить на вопрос, п очему в кошельке оказалась ракушка? Дети: Это древняя денежка. Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использова ли как средство обмена. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Уроки тетушки С овы» «Что такое деньги 1 серия» Просмотр мультипликационного фильма Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Усачёва  «Как найти  деньги? »( пояснив сначала детям, кто такие академики и что очень увлечённые своей работой академики иногда бывают очень рассеянными. ) * * * Жил на свете академик. Он всегда ходил без  денег: Рассуёт всё по местам, А куда- не помнит сам! Как- то утром академик Не нашёл в карманах денег. - Как же мне купить батон? - Почесал макушку он. - Обойдусь, решил, - без пищи… Но не буду жить в грязище! И, чтоб время не терять, Стал вы квартире убирать…. Воспитатель: Как вы думаете, чему учит это стихотворение? Дети: Н еобходимо быть бережливым, аккуратным, не быть рассеянным, экономным. Воспитатель: Что значит «экономить? » Дети: Б еречь, не тратить лишнего, дел ать разумные покупки. Воспитатель: Вы слышали от своих родителей такие слова? ( ответы детей) Воспитатель: Экономика  - эта наука . Без нее невозможно стать счастливым и помочь дру гим! В переводе с греческого языка  « ойкос »  - дома, хозяйство;   « номос »  - правило, закон. Значит,   экономика – это? Ведение хозяйства по правилам. Воспитатель: И так. Вся наша жизнь пронизана  экономикой Ребята, я приглашаю вас в гости в сказочный дом – Эконом. Называется он так, потому что жители этого дома очень экономны и умеют правильно вести домашнее хозяйство, соблюдая определённые правила и законы: не тратят зря электричество, воду, деньги, продукты питания, заботятся о сохранении своих вещей.          Живут в этом доме Вини Пух и его семья: Пятачок, ослик Иа, Кролик и умная Сова ( выкладывает возле дома фигурки Вини Пуха, Пятачка, ослика, Иа, Кролика, Совы) .    ( приложение 1)           Умная Сова работает в библиотеке. И за свой труд получает зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Ослик Иа – самый старший житель этого дома. Сейчас Ослик на пенсии, он уже не ходит на работу. Он выращивает овощи для всей семьи. Но раньше, много лет Ослик трудился в парке культуры и отдыха, катал на своей тележке детей. И за это он получает пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым жителям, проработавшим много лет на предприятии. Кролик учится в университете. И за свой труд( учёба – тоже труд) получает стипендию. Стипендия – это деньги, которые платят за учёбу. Вини Пух увлекается выпечкой. Особенно ему нравится печь торт «Медовик». А Пятачок – самый младший в семье. Он ходит в детский сад, и не получает никаких денег. Но Пятачок помогает вести домашнее хозяйство: пылесосит ковры, моет посуду, поливает цветы. Есть в этой семье необычный кошелёк. Называется он – семейный бюджет ( показывает кошелёк) .  ( приложение 2) Воспитатель: Ребята, что кладут в кошелёк?  ( деньги) . П оиграем  в игру «Бюджет семьи Вини Пуха». У меня в мешочке лежат фишки с изображением всех членов семьи Вини Пуха.  ( приложение 3)   Кого я назову, достаёт из мешочка одну фишку, называет кто на ней изображён. Если этот член семьи кладёт деньги в семейный бюджет, вы прикрепляете фишку к кошельку, а если не кладёт деньги в семейный бюджет, то вы убираете фишку в сторону. Воспитатель: Сова кладёт деньги в семейный бюджет?   Дети: Да, она получает заработную плату) Воспитатель: Ослик Иа к ладёт деньги в семейный бюджет? Дети: Да, он получает пенсию. Воспитатель: Кролик кладёт деньги в семейный бюджет?   Дети: Д а, он получает стипендию Воспитатель: А Вини Пух и Пятачок?   Дети: нет, они не получают деньги Воспитатель: Правильно, ребята, деньги получают только за труд. Пр осто так деньги никому не дают. Так из чего состоит бюджет семьи Вини Пуха? Дети:   Бюджет семьи состоит из зарплаты Совы, пе нсии ослика, стипендии Кролика. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам узнать, из чего состоит бюджет вашей семьи? Воспитатель: Перед каждым лежит кошелёк. Это ваш семейный бюджет. Достаньте из своего кошелька разноцветные сектора. Для вас их подготовили ваши родители. Сложите их так, чтобы у вас получился круг. Синий сектор обозначает заработную плату папы. Красный сектор – заработную плату мамы. Жёлтый сектор – пенсию бабушки. З елёный сектор – пенсию дедушки. А оранжевый сектор обозначает стипендию брата или сестры. Посмотрите на свой круг и на круг соседа. Одинаковые они?   Дети: Нет, разные Воспитатель: Разные они потому, что в каждой семье семейный бюджет разный, и зависит он от членов семьи, которые проживают вместе. Воспитатель обращается к ребёнку, который проживает только с родителями: Воспитатель: Из чего состоит бюджет твоей семьи?   Дети: Из зарплат папы и мамы. Воспитатель обращается к ребёнку, в семье которого есть студент: Воспитатель: Из чего состоит бюджет твоей семьи?   Дети: И з зарплат папы и мамы, стипендии б рата Воспитатель обращается к детям, проживающим с бабушкой или дедушкой; только с мамой и т. п. Воспитатель: А, чтобы вам легче запомнить, из чего состоит семейный бюджет, мы поиграем в игру. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной. Разминка «Бюджет семьи» Раз, два, три, четыре, пять      шаги на месте Будем мы в бюджет играть! Раз – зарплата папы,                  чуть- чуть присесть Два – зарплата мамы,                присесть ниже Три – бабушкина пенсия,          присесть ещё ниже Четыре – братика стипендия.   присесть ещё ниже Ну а пять – ещё мал,                    присесть на корточки Не имеет капитал.                       развести руки в стороны Он как только подрастёт –        медленно подниматься Будет приносить доход. Воспитатель: Ребята, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называют – доход. Посмотрите каждый на свой круг и скажите, все ли сектора одинаковые по размеру?   Дети: нет Воспитатель: Правильно, у кого- то синий сектор самый широкий. Это обозначает, что зарплата папы больше, чем у других членов семьи. Воспитатель: Какого цвета самый узкий сектор? Что он обозначает?  ( ответы детей) Воспитатель подводит детей к выводу, что основной доход – это заработные платы родителей. Воспитатель: Ребята, семейный бюджет может увеличиваться или уменьшаться. Умная Сова в этом месяце хорошо потрудилась и получила премию. Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. Как вы думаете, доход семьи увеличился?   Дети: Да Воспитатель: Правильно. А раз увеличился доход, значит увеличился и семейный бюджет. Денег в семейном бюджете стало больше или меньше?   Дети: Больше. Воспитатель: Подумайте и скажите, тратит ли семья Вини Пуха деньги из семейного бюджета?   Дети: Да, тратит Воспитатель: На что тратит?   Дети: Тратит н а е ду, одежду, проезд в транспорте Воспитатель: Трата денег на разные нужды называется – расход. Вини Пух стал задумываться о том, что он слишком много денег тратит на покупку мёда для выпечки торта «Медовика». Тогда он построил пасеку и стал качать мёд. Мёда оказалось столько много, что Вини Пух решил продавать его на рынке. Как вы думаете, увеличился или уменьшился семейный бюджет от продажи мёда?   Дети: Увеличился Воспитатель: Почему?   Дети: Доход семьи стал больше: Вини Пух уже не тратит деньги на покупку мёд а, а получает деньги от продажи. Воспитатель: Теперь изображение Вини Пуха можно прикрепить к кошельку «Семейный бюджет»?   Дети: Да, он тоже зарабатывает деньги Воспитатель: Ребята, посмотрите, как умная Сова изобразила «Доход» и «Расход» семейного бюджета.   Воспитатель показывает карточки с изображением «Дохода» и «Расхода»: Воспитатель: Кто из вас уже догадался, какая карточка обозначает доход?   Почему ты так считаешь? Дети:   Монеты падают в кошелёк Воспитатель: Ч то обозначает карточка, на которой монеты падают из кошелька?   Дети: Расход Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились, я предлагаю вам поиграть.   Игра  называется  «Доходы и расходы семьи Вини Пуха». Я вам буду называть действие, а вы – хлопать, если оно обозначает доход, или топать, если это действие обозначает расход. - Сова получила премию ( хлопают) - Пятачок купил воздушный шарик ( топают) - Вини Пух продал мёд ( хлопают) - Ослик купил семена моркови ( топают) - Кролик получил стипендию ( хлопают) - Сова заплатила за электроэнергию ( топают) - Вини Пух купил бочонок для мёда ( топают) - Молодцы, ребята, хорошо запомнили, что такое доход и расход. В следующий раз умная Сова расскажет нам, какие бывают расходы и почему нужно быть экономным. А сейчас нам пора возвращаться.

Оставить комментарий: