a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект для детей группы общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет по развитию мелкой моторики руки «Умные пальчики»

Автор: Феклистова Татьяна Святославовна Опубликовано: 2020-09-26 18:36:06

Проект для детей группы общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет по развитию мелкой моторики руки «Умные пальчики»

 

                         «Источник способностей дарований детей

находится  на кончиках пальцев».

                                                               В.А.Сухомлинский

 

Актуальность.

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

 Статистика свидетельствует о том, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине ХХ века было около 17 % детей с проблемами в речевом развитии, то в конце ХХ начале ХХ1 века их стало 55,5%. Это связано с тем, что менялся окружающий детей мир, в том числе предметы обихода и элементы одежды. Еще в ХХ веке не было обуви и одежды на липучках. Однако, были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застегивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики. Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. Сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застегивания пуговок. Выходит, раньше мелкая моторика  детей развивалась за счет таких обыденных действий.

  Уровень развития  мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и  произвольного внимания.

   Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» и представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

  Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личности развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах деятельности.

 Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

   Понимая важность этой проблемы, мы решили внедрить проект по  развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста: «Веселые пальчики».

 

 

Цель проекта:

  Развитее мелкой моторики пальцев рук в процессе пальчиковых игр, дидактических и развивающих игр с нетрадиционным материалом.

  Создание условий для развития мелкой моторики у детей с помощью развивающих игр, творческой деятельности на занятиях и повседневной деятельности.

  Развитие у детей познавательного интереса, эстетического восприятия, творческого отношения к выполнению заданий.

 

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук;
  • Развивать творческое воображение, мышление, внимание, память, усидчивость;
  • Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога;
  • Совершенствовать движения рук;
  • Составить подборку пальчиковых игр и дидактических игр;
  • Создание предметно – развивающей среды в группе;
  • Использование знаний, навыков на занятиях и в свободной деятельности;
  • Привлечение родителей к развитию у детей мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях.

 

Вид проекта: групповой, игровой, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: учебный год.

 

 

Предполагаемый результат.

Дети:

- увеличение словарного запаса детей,

- развитие более эмоциональной и выразительной речи,

- повышение интереса к пальчиковой гимнастике в повседневной жизни,

- улучшение моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи,

- кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Родители:

- информирование в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома,

- получение необходимых знаний по данной теме,

-  активное участие родителей в жизни группы.

 

Этапы проекта.

 

Подготовительный этап:

- определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта;

- изучение и отбор методической литературы по данной теме;

- подготовка методического материала, конспектов занятий по реализации проекта с использований компьютерных технологий.

 

Основной этап реализации проекта:

- составление картотеки дидактических и пальчиковых игр  по темам;

- составление картотеки игр с мелкими предметами на развитие мелкой моторики;

- оформление сенсомоторного уголка и  оснащение предметно – развивающей среды новыми играми, пособиями, игровыми наборами;

- разработка консультаций, бесед, рекомендаций, памяток, советов по проведению пальчиковых гимнастик, развивающих игр по развитию мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях;

- обучение родителей проведению пальчиковых игр с ребенком;

- включение пальчиковой гимнастики, игр в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в совместную деятельность в течение дня;

- оформление детских работ с использованием нетрадиционных форм обучения (рисование пальчиками, ватными палочками, ладошками, салфеточная  и обрывная аппликация и т.д.)

 

 

Работа с родителями:

- анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук»;

- оформление информационных стендов для родителей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей», «Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой»,

«Пальчиковые шаги;

- консультации индивидуальные и групповые: «Ум на кончиках пальцев», «Игры и задания для развития мелкой моторики», «Развиваем мелкую моторику», «Зачем нужно развивать мелкую моторику», «Развиваем мелкую моторику ребенка в домашних условиях», «Лепка из пластилина для развития мелкой моторики»;

- беседы с родителями: «Знакомимся с проектом», «Как правильно проводить пальчиковые игры», «Игры с предметами домашнего обихода», «Дети и мелкая моторика рук»;

- привлечение родителей к участию в конкурсе по изготовлению пособий и игр своими руками,

- мастер – класс с родителями по изготовлению игр на развитие мелкой моторики;

- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

- рекомендации, советы, памятки для родителей: «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка»; буклета «Сто идей для развития мелкой моторики»;

- оформление папки – передвижки: «Пальчики, на зарядку!»;

- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);

- привлечение родителей к участию в акциях: «Эти забавные игрушки из киндер-сюрпризов!», «Подари группе книжку – раскраску», «Эти красивые пуговицы!» и т.д.;

 

 

Заключительный этап:

- анализ проделанной работы;

- выставка фото-коллажей на тему:  «Развиваем мелкую моторику пальцев рук дома»;

-  родительское собрание на тему: «Значение мелкой моторики пальцев рук на интеллектуальное развитие ребенка»;

- фото-отчет: «Как мы развивали мелкую моторику пальцев рук в детском саду в течение учебного года»;

- продуктивная творческая деятельность детей.

 

 

Результативность проекта.

  Анализирую проделанную работу за 2018 -19 учебный год, можно сделать следующие выводы:

- тема разработанного проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности;

-  отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых игр; дети проявляют желание и интерес играть в данные игры,  в игры с мелкими предметами, с интересом и желанием выполняют упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

- возросла речевая активность детей, расширился словарный запас,  внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

- дети приобрели навыки игровой, учебной и экспериментально – поисковой деятельности, что является базой для изучения математики и овладения в дальнейшем навыками письмом;

- дети научились управлять своими движениями, ориентироваться в понятиях «вправо», «влево». «вверх», «вниз» и т. д;

- дети научились выполнять массаж  с карандашами, шишками, шариками су – джок; выкладывать фигурки по образцу из счетных палочек и камушков; играть с кинетическим песком;

- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагогов с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта;

- предметно – развивающая среда группы пополнилась следующими играми и пособиями:

= игровыми наборами «Болтики и гаечки», «Собери целое»;

= развивающими играми «Рисую пальчиками», «Веревочка», «Цветная гирлянда», «Рисуем пуговицами», «Угадай геометрическую фигуру на ощупь», «Подбери пару», «Укрась пальчики», «Цветные резиночки»;

= конструкторами «Забавные колечки», «Цветные кнопочки»;

= трафаретами  и шаблонами «Обведи по контуру»;

= коллекцией игрушек из киндер – сюрпризов;

= набором волчков; прищепками;

= игрушками – шнуровками;

= книжками – раскрасками;

= шариками су – джок;

= наборами мягких пазлов и различных мозаик;

 

 

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствовала формированию способностей, положительно влияла на развитие речи, а самое главное – способствовала сохранению физического и психического здоровья  детей.

 

 

 

Перспектива:

- шнуровки

- составление фигурок из счетных палочек,

- пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета крупами, пластилиновые узоры);

- рисование веревочками (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета);

- выгибание из проволочек различных силуэтов.

- игры с крупными скрепками,

-игры с тактильными мешочками.

-плетение косичек;

- завязывание и развязывание узелков;

- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок;

- обведение лекал с последующей штриховкой,

- раскрашивание рисунков в книжках – раскрасках,

- работа с дошкольными прописями, соответствующими возрасту детей,

- игры с различными крупами,

- разрывать лист бумаги по нарисованным линиям,

- выполнять массаж  с орехами, карандашами, шариками су-джок,

- сматывать нитки в клубок.

- резание ножницами,

- овладение персонажами пальчикового театра.

Оставить комментарий: