«Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Документы для скачивания
Доклад « Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО» В настоящее время проблема подготовки детей к школе является актуальной Это связано с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Современные исследования показывают, что 30- 40% детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что- то новое. У многих детей недостаточно сформированы социальные, личностные, физические качества. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Они представлены как социально- нормативные и психологические характеристики детей. Среди которых обращают на себя внимание такие как «инициативность, самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, развитое воображение, способность к волевым усилиям». Работая с детьми старшего дошкольного возраста, поставила перед собой следующую цель: развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению Как сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе? Это можно осуществить, используя современные образовательные технологии, целью которых является – личностное развитие. Изучив передовой педагогический опыт, выбрала наиболее эффективные технологии: игровую технологию, технологию системно – деятельностного подхода, ИКТ технологию. Данные технологии позволяют сделать обучение интересным и увлекательным, а процесс овладения знаниями на творческо- поисковом уровне. Игровая технология включает: - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; - группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку по разным образовательным областям. Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте( авторы Е. Колесникова, Л. Журова, Н. Варенцова. В Волина) помогают детям задолго до изучения грамматических правил овладеть грамотой, освоить навыки чтения, развить психические процессы, активизировать мыслительную деятельность. Это увлекательные игры и упражнения со звуками, буквами, словами. Игры « Какой звук? », «Твердый или мягкий? », «Назови пару», «Назови братца» и т. д. служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки. Игра «Поймай конец и продолжи» или «Цепочка слов», закрепляет умение выделять определенные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В игре « Звукоежка » дети добавляют к буквосочетанию, к слову связного текста звук( в начало) , чтобы получилось слово. Нравятся детям разгадывать ребусы, кроссворды. Игровые технологии математического развития ( авторы Е. Носова, З. Михайлова, А. Смоленцева, А. Столяр, Е. Колесникова) формируют не только элементарные математические представления, но и способствуют развитию логико – математического мышления, помогают овладеть способами самостоятельного познания. Это разнообразные логико- математические на объемное и плоскостное моделирование: « Танграм », « Пифагор», «Монгольская игра»; настольно- печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Домино фигур», «Арифметическое домино», «Лото», игры в шашки и шахматы; занимательные задачи, задачи – шутки, головоломки; игры – забавы( «Перевертыши», лабиринты) . Игровые технологии по развитию мелкой моторики: игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками; игры, связанные с зарисовкой( или обведением по трафарету) отдельных фигур, графические игры( Штриховка) Эфффективным средством развития мелкой моторики пальцев рук является кинезиотерапия. Выполняя кинезиологические упражнения, у детей тренируются движения пальцев рук, что является «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». При поиске наиболее эффективных средства развития свой выбор остановила на развивающих играх нового поколения- «Блоки Дьенеша » и «Палочки Кюизенера ». Особенность игр: они многофункциональны и универсальны( дети знакомятся с цифрами, буквами; цветом или формой; счет и. т. д. ) ; обеспечивают развитие детей по разным образовательным областям, одну и ту же игру могут играть дети от 2 до 7 лет и старше. «Блоки Дьенеша »- это набор состоящий из 48 объемных геометрических фигур( круг, квадрат, трекугольник, прямоугольник, круг) , различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Цель: формирование умения решать логические задачи на разбиение по свойствам С помощью блоков дети учатся: выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти: одно, одновременно два, три или четыре свойства. С логическими блоками дети выполняет различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, ищут, делят между «поссорившимися» игрушками и т. д. , а по ходу действий рассуждают. Все действия выполняются в игровой форме: игры «Логический поезд», «Наряди елку бусами», « Угости медвежат», «Посади цветы», «Волшебный мешочек» и. т. д. «Палочки Кюизенера »- это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете» Каждая палочка- это число, выраженное цветом и величиной. Цель: формирование интеллектуальных умений, математических представлений Мы используем палочки как конструктор, с помощью палочек дети моделируют предметы, геометрические фигуры, дети упражняются в порядковом, количественном счете, знакомятся с составом числа из двух меньших, с образованием чисел второго десятка Технология исследовательской деятельности Цель: формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления В своей работе использую следующие формы исследовательной технологии: «Путешествие по «реке времени», «Путешествие по карте» ( автор Н. Короткова) . «Путешествие по «реке времени» помогает изучить временные представления( от прошлого к настоящему) . Дети знакомятся с такими понятиями: «древность», «старина», «современный мир». «Путешествие по карте» помогает усвоить детям представления о пространстве мира, родной стране, родном крае. Путешествуя по карте и ставя различные метки – картинки, дети быстрее осваивают окружающий мир. Особенность данных технологий: ребенок – активный участник образовательного процесса. Технология проектной деятельности ( автор А. Савенков) Цель: направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Наиболее значимые проекты, реализованные с детьми: « Мой прадедушка герой», « Хлеб всему голова», « Многонациональный край родной». Информационно- коммуникационные технологии. Организация образовательного процесса с применением презентаций, слайд- шоу, видео- материалов, образовательных развивающих мультфильмов дает возможность рассказать детям о важных вещах; виртуальные экскурсии - виртуально" прогуляться" по музею, рассмотреть любые экспонаты и даже, повращав их, ознакомиться с ними с разных сторон. Компьютерные игры, игры – тренажеры развивают внимание, быстроту реакций, тренируют память. Выполняя игровые задания дети учатся аналитически мыслить, классифицировать и обобщать понятия; развиваю т мелкую моторику рук и зрительно- моторную координацию, развивают усидчивость и целеустремленность. Дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чувствуют себя более уверенными в современной жизни, легче адаптируются к разным ситуациям. Мною разработаны игры – тренажеры: " Части суток" , «Времена года», «Когда это бывает? », « Изучаем время», «Сначала, потом», «Веселый счет», «Веселый паровозик» и др. , которые хранятся в картотеке электронных дидактических пособий в методическом кабинете ДО. Родители тоже являются участниками образовательного процеса, поэтому для них разработала образовательные маршруты в сети Интернет по темам: «Подготовка детей к школе», «Поговорим о войне», «Занимательная анатомия», которые помогают проводить образовательную деятельность с детьми в домашних условиях. Систематическое использование данных образовательных технологий при подготовке детей к школьному обучению дает положительные результаты в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости воспитанников