a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Автор: Левченко Ирина Алексеевна Опубликовано: 2020-10-01 16:58:29

Документы для скачивания

Доклад « Использование  современных образовательных  технологий  при  подготовке детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО» В настоящее время проблема подготовки детей к школе  является актуальной Это связано с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Современные исследования показывают, что 30- 40% детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых  отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что- то новое.   У  многих детей  недостаточно сформированы  социальные, личностные, физические качества. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Они представлены как социально- нормативные и психологические характеристики детей. Среди которых обращают на себя внимание такие как «инициативность, самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, развитое воображение, способность к волевым усилиям». Работая с детьми старшего дошкольного возраста, поставила перед собой следующую цель: развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению Как  сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе? Это можно  осуществить, используя современные образовательные технологии,  целью которых является – личностное развитие.  Изучив передовой педагогический опыт, выбрала  наиболее эффективные  технологии: игровую  технологию, технологию системно – деятельностного подхода, ИКТ  технологию. Данные технологии  позволяют сделать обучение  интересным и увлекательным, а  процесс овладения знаниями на творческо- поисковом уровне. Игровая  технология    включает: - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;  - группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;  - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку   по разным  образовательным областям. Игровые технологии  при подготовке к обучению   грамоте( авторы Е. Колесникова, Л. Журова, Н. Варенцова. В Волина) помогают  детям  задолго до  изучения грамматических правил  овладеть грамотой, освоить  навыки чтения, развить  психические  процессы, активизировать  мыслительную  деятельность.  Это увлекательные игры  и упражнения со звуками, буквами, словами. Игры  « Какой звук? », «Твердый или мягкий? », «Назови пару», «Назови братца» и т. д. служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки. Игра «Поймай конец и продолжи» или «Цепочка слов», закрепляет умение выделять определенные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В игре « Звукоежка » дети добавляют к буквосочетанию, к слову связного текста звук( в начало) , чтобы получилось слово. Нравятся детям разгадывать ребусы, кроссворды. Игровые технологии математического развития  ( авторы Е. Носова, З. Михайлова, А. Смоленцева, А. Столяр,   Е. Колесникова) формируют не только  элементарные математические представления, но и способствуют развитию   логико – математического мышления, помогают овладеть способами самостоятельного  познания. Это разнообразные логико- математические  на объемное и плоскостное моделирование:  « Танграм », « Пифагор», «Монгольская игра»; настольно- печатные:  «Цвет и форма»,  «Геометрия» «Домино фигур», «Арифметическое домино»,  «Лото»,   игры в шашки и шахматы; занимательные  задачи, задачи – шутки, головоломки; игры – забавы( «Перевертыши», лабиринты) . Игровые технологии по развитию мелкой моторики: игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками; игры, связанные с зарисовкой( или обведением по трафарету) отдельных фигур, графические игры( Штриховка) Эфффективным средством развития мелкой моторики пальцев рук является кинезиотерапия. Выполняя кинезиологические упражнения, у детей  тренируются движения пальцев рук, что является  «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». При поиске наиболее эффективных  средства развития  свой выбор  остановила на  развивающих играх  нового поколения-  «Блоки Дьенеша » и  «Палочки    Кюизенера ». Особенность игр:  они многофункциональны и универсальны( дети знакомятся с цифрами, буквами; цветом или формой; счет и. т. д. ) ;  обеспечивают развитие  детей по разным образовательным областям,  одну и ту же игру могут играть дети от 2 до 7  лет и старше. «Блоки Дьенеша »- это набор состоящий из 48 объемных геометрических фигур( круг, квадрат, трекугольник, прямоугольник, круг) , различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.   Цель: формирование умения решать логические задачи на разбиение по свойствам С помощью блоков дети учатся: выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти: одно, одновременно два, три или четыре свойства.  С логическими блоками  дети выполняет различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут,  ищут, делят  между «поссорившимися» игрушками и т. д. , а по ходу действий рассуждают. Все действия выполняются  в игровой форме: игры «Логический поезд», «Наряди елку бусами», « Угости медвежат», «Посади цветы», «Волшебный мешочек»   и. т. д. «Палочки    Кюизенера »- это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете»  Каждая палочка- это число, выраженное цветом и величиной. Цель: формирование интеллектуальных умений, математических представлений Мы используем палочки как конструктор, с помощью палочек дети моделируют  предметы, геометрические фигуры, дети упражняются в порядковом, количественном счете, знакомятся с составом числа из двух меньших,  с образованием чисел второго десятка Технология исследовательской деятельности Цель: формирование  у дошкольников основных  ключевых компетенций, способности  к исследовательскому типу мышления В своей работе использую следующие   формы   исследовательной технологии:  «Путешествие по  «реке времени»,   «Путешествие по карте»  ( автор Н. Короткова) . «Путешествие по  «реке времени» помогает изучить  временные представления( от прошлого к настоящему) . Дети знакомятся с такими понятиями: «древность», «старина», «современный мир». «Путешествие по карте»   помогает  усвоить детям   представления о пространстве мира, родной стране, родном крае. Путешествуя по карте и ставя различные метки – картинки,  дети быстрее осваивают окружающий мир.  Особенность данных технологий:  ребенок – активный участник образовательного процесса. Технология  проектной деятельности  ( автор А. Савенков) Цель:  направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Наиболее значимые проекты, реализованные   с детьми:  « Мой прадедушка герой», « Хлеб всему голова», « Многонациональный край родной». Информационно- коммуникационные технологии. Организация образовательного процесса с применением презентаций, слайд- шоу, видео- материалов,  образовательных развивающих мультфильмов дает возможность рассказать детям  о важных вещах; виртуальные экскурсии  - виртуально" прогуляться" по музею, рассмотреть любые экспонаты и даже, повращав  их,  ознакомиться с ними с разных сторон. Компьютерные игры, игры – тренажеры  развивают  внимание, быстроту реакций, тренируют  память. Выполняя игровые задания  дети учатся  аналитически мыслить, классифицировать и обобщать понятия; развиваю т мелкую моторику рук и зрительно- моторную координацию, развивают усидчивость и целеустремленность.  Дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чувствуют себя более уверенными в современной жизни, легче адаптируются к разным ситуациям. Мною разработаны  игры – тренажеры: " Части суток" , «Времена года», «Когда это бывает? », « Изучаем время», «Сначала, потом», «Веселый счет», «Веселый паровозик» и др. , которые хранятся в картотеке электронных дидактических пособий в методическом кабинете ДО. Родители  тоже являются участниками образовательного процеса, поэтому для них разработала  образовательные  маршруты в сети Интернет по темам:  «Подготовка детей к школе», «Поговорим о войне», «Занимательная анатомия», которые помогают проводить  образовательную деятельность с детьми в домашних условиях. Систематическое   использование  данных образовательных технологий  при подготовке детей к школьному обучению дает положительные  результаты в интеллектуальной,  социальной, эмоциональной зрелости воспитанников

Оставить комментарий: