a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа кружка «Разноцветный мир» по развитию сенсорных эталонов у детей в первой ясельной группе.

Автор: Савкина Татьяна Владимировна Опубликовано: 2020-10-04 11:47:09

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27 «Золотая рыбка»» Программа кружка «Разноцветный мир» по развитию сенсорных эталонов у детей в первой ясельной группе. Разработчик: воспитатель Савкина Татьяна Владимировна Зеленогорск 2020- 2021 гг. Пояснительная записка. Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к фу нкционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного и других видов ощущений и восприят ий. Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориен тировки в предметном окружении. То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций( А. В. Запорожец, А. П. Усова) . Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат. Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности( изначально — в процессе предметной деятельности) . На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке( В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др. ) . Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств( формы, цвета, величины и др. ) , которые ребенок может освоить в игровых занятиях. Актуальность программы Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем». В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье( или могут научить) . Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей с оздания педагогических условий. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст- наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошколь ном детстве трудно переоценить. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие( от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Цель и задачи Ц ель: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного воз раста через сенсорное развитие. Задачи: Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидност ей каждого свойства: цвета спе ктра, геометрических фигур, градации вел ичины. Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности( игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения) . Закрепить четкие представления о р азновидностях каждого свойства. Закрепить знания и понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной. Создание условий для кружковой деятельности. Объекты программы: Дети 2- 3 лет. Семьи детей посещающих детский сад. Педагогический персонал детского сада. Методы: Игровой метод( дидактические игры) . Наглядный метод( рассматривание дидактических пособий, предметов) . Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент. Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная. Принципы комплектования группы и организации работы: Учет интересов и способностей детей. Желание родителей. Добровольное участие. Учет психофизических особенностей детей. Продолжи тельность реализации программы: Данный курс состоит из 27 занятий по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составл яет 9 месяцев. Ожидаемый результат- ориентироваться в основных цветах( желтый, синий, зеленый, красный) , называть их, подбирать по образцу; - сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету форме и величине; - обогащение активн ого и пассивного словаря детей; - п одготовка атрибутов для игр; - о формление сте нгазеты для родителей по итогам; Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе Месяц Занятие Цель Оборудование и материал Сентябрь Занятие 1. Дидактическая игра «Спрячь мышку». Цель: Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние. Формирование умения индикации цвета. листы бумаги шести цветов( 20/ 15см) , посередине белый квадрат( 8/ 8см) , на котором нарисована мышка( Мышкин домик) , квадраты тех же шести цветов – дверцы( 10/ 10см) , игрушка – кошка. Занятие 2. Дидактическая игра «Птичка в клетке». Цель: Знакомство детей с основными геометрическими формами( круг, квадрат, треугольник) . Формирование умения индификации формы. Материал: большие картонные круг, квадрат, треугольник, с нарисованными «лицами»- фигурки – человечки. Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки»- листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга. Занятие 3. Дидактическое упражнение «Накорми мишек». Цель: Знакомство с параметрами трех величин( большой, средний, маленький) . Развивать умение выделять параметры величины предметов. Материал: Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки. Занятие 4. «Найди такой же по цвету и по форме» Цель: Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы. Материал: По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3- 4 предмета( цветные кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры трех форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч. Октябрь Занятие 1. Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы». Цель: Формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы. Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов( 20/ 15см) , посередине белые «окошки» разные по форме( 3 вида) ( 8/ 8см) , на которых нарисованы зайцы( зайки домик) , «дверцы» разной формы и соответствующего( 10/ 10) . Игрушка лиса. Занятие 2. «Кто где спит». Цель: знакомство детей с тремя геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу. Материал: большие круг, квадрат, треугольник( фигурки- человечки) . Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с «лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины. Занятие 3. «Игра с мячами». Цель: Формировать умение выделять параметры величины предметов. Материал: Мяч. Д ля каждого ребенка комплекты для игры «Найди мячику свое место»- разрезные мячики разного диаметра и цвета и картонная карточка с изображением мячиков тех же цветов и размеров. Занятие 4. «Чудесный мешочек». . Цель: Развивать навыки подбора фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Материал: Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета Ноябрь Занятие 1. «Окраска воды». Цель: Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Материал: 14 прозрачных стаканчиков, 2из них с наклейками – светло – красной и темно – красной, гуашевые краски, отдельная емкость с водой. Раздаточный: красная гуашь, по 2стаканчика с водой на каждого ребенка, кисточки. Занятие 2. «Какой формы предметы в нашей группе». Цель: Развивать навык зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. Материал: Предметы, находящиеся в групповой комнате. Занятие 3. «Построим башню». Цель: Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2- 3 рядов величин между собой. Материал. Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины( большой, поменьше, самый маленький) . Раздаточный: по три квадрата разной величины на каждого ребенка. Занятие 4. «Разноцветные комнаты». Цель: Закрепление знания основных цветов. Развивать навыки выделения цвета с отвлечением от других признаков предмета. Материал: У каждого ребенка карточка( 30/ 20см) , разделенная на 6 клеток( 10/ 10см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета. Декабрь Занятие 1. «Украшение для ёлочки». . Цель: Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. Материал: Демонстрационный: фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. Раздаточный: на каждого ребенка по комплекту плоскостных фигурок елочки и разноцветных елочных шариков Занятие 2. «Новогодние елочки». Цель: Формировать умение детей использовать мерки для определения параметров величины. Материал: Три комплекта елочек: в каждом комплекте по три елочки с различием в высоте в пять сантиметров. Такие же комплекты комнат( прямоугольные листы бумаги) , узкие картонные полоски( мерки) , соответствующие высоте елок и комнат. Занятие 3. «Составные картинки». Цель: Формировать умение расчленять изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. Материал: Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: елочка, домик, ракета. Раздаточный: комплекты геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники для составления картинок. Занятие 4. Лото «цвет и форма». Цель: Развивать навыки ориентировки на два признака одновременно( цвет и форма) . Материал: Шесть карт лото с расположенными в разном порядке тремя геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета; тридцать вырезанных фигур трех форм, шести цветов. Январь Занятие 1. Дидактическая игра «Хвост у петуха». Цель: Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины. Материал: фланелеграф, 2 петушка – один с красивым ярким хвостом, второй без хвоста; перышки( 6шт. разной величины, разница в 5см) от его хвоста в отдельном комплекте. Раздаточный: на каждого ребенка по петушку и по комплекту перышек разной величины и разного цвета. Занятие 2. Дидактическая игра «Магазин». Цель: Закреплять умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. Материал: Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков( по 3- 4) , разноцветные прямоугольники( «чеки») . Занятие 3. Дидактическое упражнение «Кто выше». Цель: Познакомить с правилами соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Материал: Куклы – девочки разного роста, куб. Февраль Занятие 1. «Живое домино» Цель: Закрепление знания основных цветов, умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов. Материал: У каждого ребенка карточка( 30/ 20см) , разделенная на шесть клеток( 10/ 10см) в которых наклеены силуэты животных и птиц разного цвета. И мелкие силуэты на разрезных карточках. Занятие 2. Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет». Цель: Закреплять навыки выделения параметров величины предметов. Материал: 2ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная – 1м, синяя – 50см. Занятие 3. Построим башню. Цель: Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Материал: Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышь. Пять кубов разной величины. Раздаточный: 5 квадратов разной величины. Занятие 4. «Радуга». Цель: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. Материал: картинка «Радуга», фланелеграф, комплект из отдельных полос «Радуги». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной радугой, комплекты полосок для каждого ребенка для завершения «Радуги». Март Занятие 1. Игровые поручения. Цель: Развивать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества( цвет, размер) . Материал: большая и маленькая игрушечная собака( или медвежата) , машинка, красный или синий мяч, большая и маленькая чашки, матрешки. Занятие 2. «Соберем фрукты» Цель: Закреплять умение различать и называть величину предметов( фруктов) . Развивать слуховое восприятие. Материал: Объемные муляжи фруктов 2- х величин( крупные и мелкие) , две корзинки( большая и маленькая) . Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в плоскостном варианте( фрукты крупные и мелкие и корзинки большие и маленькие) . Занятие 3. Игровое упражнение «Найди свой домик». Цель: знакомство с предметами различной формы и величины. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм( шар, куб) и трех величин( большой, поменьше, маленький) . Материал: «занимательная коробочка», имеющая прорези трех размеров: квадратные( 7, 5, 3см) и круглые( диаметром 7, 5, 3см) ; кубики( 2, 4, 6см) и шарики( 2, 4, 6см) для каждого ребенка. Или использование дидактического пособия – вкладышей по форме на каждого ребенка. Занятие 4. «Платочек для мамы». Цель: Развивать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур. Развивать восприятие формы. Материал: Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера( 5штук) , клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец готового «платочка». Апрель Занятие 1. «Разноцветные флажки». Цель: Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Материал: цветные флажки четырех основных цветов – по 4 комплекта. Занятие 2. «Принеси и покажи». Цель: продолжать формировать умение приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; пополнять опыт дружного игрового партнерства. Материал: маленькие карточки( 6/ 8см) с изображением геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника по количеству детей; большие карты с изображением этих же фигур. Занятие 3. «Найди свою полянку». Цель: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. Материал: большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета. Занятие 4. «Как звери выбирали себе место». Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «впереди», «позади». Материал: игрушки средних размеров. Май В данном месяце проходят три заняти я закрепляющих Педагог также проводит диагностику по сенсорному воспитанию у детей группы. дети совместно с педагогом создают рисунки, проводят соревнование. Работа с родителями: Консультации на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей». «Роль дидактических игр по сенсорике н а умственное развитие ребёнка». Фотоотчёт о работе кружка. В зону сенсорного развития запланировано совместно с родителями изготовить дидактические игры. Анкета" Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников" Конспекты занятий СЕНТЯБРЬ Занятие 1. Дид актическая игра «Спрячь мышку». Цель: Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние. Форми рование умения индикации цвета. Материал: листы бумаги шести цветов( 20/ 15см) , посередине белый квадрат( 8/ 8см) , на котором нарисована мышка( Мышкин домик) , квадраты тех же шести цветов – дверцы( 10/ 10см) , игрушка – к ошка. Ход занятия: ( Дети сидят кругом за столом вместе с педагогом) . Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит детей с правилами игры: «Знакомьтесь ребята – к нам мышки в гости пришли, у каждой есть свой домик. Давайте, назовем какого цвета( красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый) . Мышки очень боятся кошки, и прячутся за дверцами, как только её увидят. У каждой своя дверь, вот видите у мышки в красном домике, красная дверь. У мышки в синим домике, синяя дверь. Давайте вместе подберет всем мышка их дверцы». Дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Дети усваивают названия шести цветов спектра. Занятие 2. Дидактическая игра «Птичка в клетке». Цель: Знакомство детей с основными геометрическими формами( круг, квадрат, треугольник) . Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. Формиро вание умения индификации формы. Материал: большие картонные круг, квадрат, треугольник, с нарисованными «лицами»- фигурки – человечки. Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки»- листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольн ика, круга. Ход занятия: ( Дети садятся по кругу за столом с педагогом) . Воспитатель показывает веселых геометрических человечков. – К нам гости пришли необычные геометрические фигуры, они вам улыбаются. Знакомьтесь, это круг, это овал, это квадрат, это треугольник, это прямоугольник. Возьмите их, обведите их пальчиком по контуру. У круга и овала нет углов, их сторона гладка, можно проводить пальчиком долго. А у треугольника, у квадрата, у прямоугольника есть углы, острые почувствуйте пальчиком. ( Педагог раскладывает лист для игры «Птички в клетке») – К нам птички прилетели и по клеткам сели, но они могут улететь, давайте закроем дверцы в их клетках. Только подбирайте правильную дверцу. Вот птичка в кругу ей нужна круглая дверца, а здесь птичка в квадрате – найдите её квадратную дверцу. ( Педагог проводит игру со всеми детьми) В заключение малышам предлагается подвижная игра «Птички и автомобиль». Занятие 3. Дидактичес кое упражнение «Накорми мишек». Цель: Знакомство с параметрами трех величин( большой, средний, маленький) . Развивать умение выделят ь параметры величины предметов. Материал: Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки. Ход занятия. Педагог предлагает детям пойти в гости к трем медведям. Дети отправляются в путешествие, на их пути встречаются две речки с мостиками: через одну ручку мост пониже, через другую – выше. По низкому мосту дети легко переходят на другой берег, по вы сокому, страшно упасть в речку. - Ну вот, мы пришли в гости к нашим медведям. Расскажем о своем путешествии, о том, как переходили через реку по мосту. – По какому мосту было легче идти, по какому труднее, почему – один мост низкий, другой – высокий. Ребята, а наши медведи тоже разные, один выше другой ниже, третий совсем низкий. Как можно еще сказать? – Один большого размера, второй среднего( или поменьше) , а третий маленький. Педагог объясняет правила дидактического упражнения: - Наши медведи собрались пообедать, но не могут решить, кому какую тарелку выбрать, чашку и ложку. Давайте поможем: для большого медведя выберите большую тарелку, для медведя по меньше( среднего) – тарелку по меньше, а для маленького медведя – маленькую тарелку. ( по тому же принципу дети подбирают остальную посуду для медведей) . В заключение благодарные медведи играют с детьми в подвижную игру «Медведь и дети» Занятие 4. «Найд и такой же по цвету и по форме» Цель: Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению фор мы предметов с эталонами формы. Материал: По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3- 4 предмета( цветные кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры трех форм, по 2 предм ета каждой из этих форм. Обруч. Ход занятия. С цветом. Воспитатель раскладывает все цветные кубики и предметы( игрушки) разных цветов. Затем проводиться игра: педагог показывает образец( кубик одного из шести цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета, что и образец, и выбирает ребенка, который назовет цвет предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра продолжается аналогично. С формой. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы предмет и игрушки – круглой, квадратной, треугольной. Далее игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому, ребенку, к которому катит обруч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой- образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут под обраны к образцам все предметы. В заключение: на пол кладут два обруча, в один нужно принести круглой формы игрушки и красного цвета, в другой положить предметы квадратной формы и зеленого цвета. Можно повторить игру, задав другие параметры формы и цвета. ОКТЯБРЬ Занятие 1. Дидактическ ая игра «Спрячь зайку от лисы». Цель: Формировать умение соотносить п редметы с учетом цвета и формы. Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов( 20/ 15см) , посередине белые «окошки» разные по форме( 3 вида) ( 8/ 8см) , на которых нарисованы зайцы( зайки домик) , «дверцы» разной формы и соответствующего( 10/ 10) . Игрушка лиса. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветовые листы( 10/ 8см) , а «дверцы»( 6/ 6см) , а «окошки»( 5/ 5см) . По три домика и ше сть дверей для каждого ребенка. Ход занятия. Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь зайку от лисы». Вначале он обращает внимание детей на цвет «домиков» и форму «дверей». Показывает как правильно, подобрать «дверцы» в домиках у зайцев, с учетом цвета и формы. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Они прячут зайчат от лисы, подбирая к разноцветным домикам с разной формой окошки, точно такие же цвета как дом ик и такую же форму как окошко. В заключение подвижная игра «Лиса и зайцы». Занятие 2. «Кто где спит». Цель: Продолжаем знакомство детей с тремя геометрическими формами и их названиями. Формирован ие действия подбора по образцу. Материал: Демонстрационный: большие круг, квадрат, треугольник( фигурки- человечки) . Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с «лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениям и тех же фигур той же величины. Ход занятия. Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков. Воспитатель поочередно называет фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуру пальцем, педагог спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур( овал и прямоугольник- вытянутые) . Дети «рисуют» контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками – человечками. Детям раздаются карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигурки на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными. Примечание. В более сильной подгруппе детей размер фигурок может быть м еньше, чем контуры на карточке. Занятие 3. «Игра с мячами». Цель: Формировать умение выделят ь параметры величины предметов. Материал: Мяч. Раздаточный: для каждого ребенка комплекты для игры «Найди мячику свое место»- разрезные мячики разного диаметра и цвета и картонная карточка с изображением мя чиков тех же цветов и размеров. Ход занятия: Дети становятся в круг вместе с педагогом. Воспитатель играет с ними в мяч, перебрасывая его друг другу. Затем воспитатель предлагает закрыть глаза и прячет мяч. Мяч прячется то высоко( его не достать от пола) , то низко( мяч легко достать) . Дети определяют положение мяча( высоко, низко) , ищут способ, как достать мяч, если он лежит высоко. Игра повторяется несколько раз. Педагог предлагает детям игру «Найди мячику свое место», на столах перед детьми раскладываются комплекты игры и после показа воспитате ля, дети играют самостоятельно. Занятие 4. «Чудесный мешочек». Цель: Развивать навыки подбора фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закреп ление знания цветовых оттенков. Материал: Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета. Ход занятия. ( Дети сидят в кругу на стульчиках) . Педагог показывает детям чудесный мешочек и говорит: - Сейчас я из мешочка достану кубик, и не буду заглядывать в него. На ощупь достает кубик, и просит, чтобы дети назвали какого цвета предмет. А теперь я достану круглый мячик, и не буду подглядывать. Опускает руку в мешочек и доста ет шарик. Теперь вы попробуйте. Педагог подносит мешочек к каждому ребенку по очереди и предлагает, не глядя достать из него кубик или шарик. Ребенок достает и называет цвет предмета. Когда все предметы достанутся из мешочка, педагог предлагает разложить предметы по цветовым оттенкам на группы. В заключение дети помогают складывать кубики в одну коробку, а шарики в другую. НОЯБРЬ Занятие 1. «Окраска воды». Цель: Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Материал: Демонстрационный: 14 прозрачных стаканчиков, 2из них с наклейками – светло – красной и темно – красной, гуашевые краски, отдельная емкость с водой. Раздаточный: красная гуашь, по 2стаканчика с водо й на каждого ребенка, кисточки. Ход занятия: Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло- красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем – более темную, макая кисть в краску 2раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством педагога они вначале делают светло- красную воду в одном стаканчике, а затем темно- красную воду в другом стакане. Приготовив цветную воду, приносят ее воспитателю, называя, где светло- красная вода, где темно- красная. ( Потом воспитатель отнесет их стаканчики для заморозки) . И предлагает развести другие оттенки красок. Для этого выставляются заранее подготовленные одноразовые стаканы с водой и берутся другие цвета гуаши. Предлагает детям назвать к акие цвета вышли в стаканчиках. Занятие 2. «Какой ф ормы предметы в нашей группе». Цель: Развивать навык зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. Материал: Предметы, н аходящиеся в групповой комнате. Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы в группе, определяя, какой они формы. Затем проводится игра: педагог называет какой- то предмет, ребенок самостоятельно определяет форму этого предмета. Например, какой формы зерка ло, какой формы окно, шкаф и т. Занятие 3. «Построим башню». Цель: Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2- 3 рядов величин между собой. Материал. Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины( большой, поменьше, самый маленький) . Раздаточный: по три квадрата разн ой величины на каждого ребенка. Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает изображенных на картинках зверей, располагая их по- порядку: самый большой медведь, поменьше лиса, самый маленький мышка. Далее дети вместе с педагогом строят башню из кубиков для зверей, соотнося величину зверей с величиной их «квартир»- кубов. Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих местах за столами, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг друга при сравнении( дом для зверей) . Занятие 4. «Разноцветные комнаты». Цель: Закрепление знания основных цветов. Развивать навыки выделения цвета с отвлечение м от других признаков предмета. Материал: У каждого ребенка карточка( 30/ 20см) , разделенная на 6 клеток( 10/ 10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игр ушек – по одному каждого цвета. Ход занятия. Педагог обращает внимание детей на разноцветные «комнаты» на карточке, объясняет, что все предметы в них должны быть подходящего цвета, чтобы их не было видно. Рассматривает и называет с детьми игрушки и предметы, отмечает, что есть одни и те же предметы и игрушки разного цвета. Затем дети раскладывают игрушки и предметы по своим комнатам так, чтобы их не было видно. Кукла или мишка проверяют правильность выполнения задания. ДЕКАБРЬ Зан ятие 1. «Украшение для ёлочки». Цель: Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскос ти в заданном цветовом порядке. Материал: Демонстрационный: фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. Раздаточный: на каждого ребенка по комплекту плоскостных фигурок елочки и разноцветных елочных шариков. Ход занятия. ( Дети сидят на стульчиках полукругом возле фланелеграфа) . Воспитатель обращает внимание детей на яркую, зеленую елочку на фланелеграфе. – Ребята, к нам пришла лесная гостья, взгляните какая елочка. Какого она цвета? Скоро будет Новый год и в каждом доме, будет такая красавица, только чего- то не хватает для праздничного настроения, как вы думаете чего? ( украшений, шаров, мишуры) – Вот перед вами на столе разложены елочные шары. Назовем их по цвету. ( Педагог показывает по очереди шар ы разного цвета, дети называют) - Давайте украсим нашу гостью, я буду называть, кто подойдет и возьмет красный шар( синий, зеленый, желтый) . Начнем, Лера возьми красный шар и закрепи его на самом верху нашей елочки. ( дети вмест е с педагогом украшают елочку) . Затем воспитатель предлагает детям пройти за стол и украсить свои елочки по образцу с фланелеграфа. Подходит к каждому ребенку уточняет какого цвета у не го шарик и куда он его повесит. В заключение проводится хоровод «Маленькой елочке холодно зимой…». Занятие 2. «Новогодние елочки». Цель: Формировать умение детей использовать мерки для определ ения параметров величины. Материал: Три комплекта елочек: в каждом комплекте по три елочки с различием в высоте в пять сантиметров. Такие же комплекты комнат( прямоугольные листы бумаги) , узкие картонные полоски( мерки) , соответствующие высоте елок и комн ат. Ход занятия. Воспитатель создает игровую ситуацию: надо, чтобы в каждом домике елка была до потолка. Педагог предлагает всем детям «пойти в лес», чтобы они могли выбрать елочки нужной высоты, раздает им картонные полоски – мерки. По этой мерке каждый ребенок будет подбирать елку нужной высоты. Воспитатель показывает детям, как подбирать елку по мерке( прикладывает мерку от основания елки до ее верхушки. Если концы совпали – елка «подошла») . Далее дети «едут в лес» за елками, и каждый подбирает елку. Выбранные елки дети «везут в город» и устанавливают в тех домах, где елки помещаются как раз до потолка( примеряют) . З анятие 3. «Составные картинки». Цель: Формировать умение расчленять изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей. Материал: Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: елочка, домик, ракета. Раздаточный: комплекты геометрических фигур: круги, квадраты, треугол ьники для составления картинок. Ход занятия: Педагог вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладываю т различные картинки на столах. Занятие 4. Лото «цвет и форма». Цель: Развивать навыки ориентировки на два признака одновременно( цвет и форма) с отвл ечением от третьего( величина) . Материал: Шесть карт лото с расположенными в разном порядке тремя геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета; тридцать вырезанных фигур трех форм, шести цветов. Ход занятия. Воспитатель – ведущий, достает из коробки по одной фигурке и спрашивает: «У кого такая фигура? ». Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на карте. Если никто не отзывается, фигура откладывается в сторону. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на карте. ЯНВАРЬ Занятие 1. Дидак тическая игра «Хвост у петуха». Цель: Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соотв етствии с параметрами величины. Материал: Демонстрационный: фланелеграф, 2 петушка – один с красивым ярким хвостом, второй без хвоста; перышки( 6шт. разной величины, разница в 5см) от его хвоста в отдельном комплекте. Раздаточный: на каждого ребенка по петушку и по комплекту перышек разной велич ины и разного цвета. Ход занятия. Воспитатель загадывает загадку о петушке. На фланелеграф выставляется два петушка, чем они похожи, чем отличаются. Правильно у одно петушка нет хвоста, вот беда, без хвоста никак нельзя. Предлагает детям помочь петушку, показывает перышки, дети называют по цвету. Как же правильно закрепить петушку хвост? Перышки не только разные по цвету, но еще по величине. Педагог показывает как найти самое большое перышко и закрепляет петушку, затем подзывает детей по очереди и вместе з акрепляют хвост петуху. Затем педагог, обращает внимание на петушков за столом и просит ребят помочь и им с хвостиками. Дети самостоятельно выполняют задание, во спитатель контролирует процесс. Занятие 2. Дидактическая игра «Магазин». Цель: Закреплять умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. Материал: Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков( по 3- 4) , разноц ветные прямоугольники( «чеки») . Ход занятия. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка( надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светло – зеленый, светло – фиолетовый, темно – красный и т. д. ) . Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «Чеки»( прямоугольники разных цветов) . Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпадал с цветом чека( оттенки цветов включаются) . Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться на «продавцов» и «покупателей». Занятие 3. Дидак тическое упражнение «Кто выше». Цель: Познакомить с правилами соизмерения объектов с испол ьзованием единой точки отсчета. Материал: Кукл ы – девочки разного роста, куб. Ход занятия: Воспитатель предлагает, детям поиграть с куклами. Он создает игровую ситуацию: дети пришли в детский сад и заспорили, кто из них выше. Куклы меряются ростом( разница в высоте кукол должна быть незначительна) . Куклы продолжаются меряться ростом, воспитатель незаметно подставляет под ноги одной из кукол( меньшего роста) куб. Перед детьми проблемная задача – можно ли так меряться ростом. Дети самостоятельно должны прийти к выводу, что при измерении ноги девочек – ку кол должны быть на одной линии. В заключении дети измеряются ростом между собой. ФЕВРАЛЬ Занятие 1. «Живое домино» Цель: Закрепление знания основных цветов, умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов. Материал: У каждого ребенка карточка( 30/ 20см) , разделенная на шесть клеток( 10/ 10см) в которых наклеены силуэты животных и птиц разного цвета. И мелкие силуэты на разрезных карточках. Ход занятия. Воспитатель обращает внимание на большие карточки с шестью цветными силуэтами животных и птиц, предлагает выбрать каждому ребенку по одной такой карте. Сам педагог – ведущий предлагает подобрать каждому изображению пару, показывая по одной разрезной карточке. Выигрывает тот, кто всем своим зверюшкам, подберет пару раньше остальных детей. Занятие 2. Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет». Цель: Закреплять навыки выделения параметров величины предметов. Материал: 2ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цве та: красная – 1м, синяя – 50см. Ход занятия. Воспитатель показывает детям 2 одинаковые по ширине ленты с контрастной разницей в длине, учит, как надо свертывать ленту. Внимание на длине лент не фиксируется. Далее проводится игра: педагог называет пару ребят, каждый берет по ленте, проводится игра- соревнование. Выигрывает естественно, тот у кого лента короче. Остальные ребята замечают, что тот у кого лента длиннее проигрывает. При повторении игры вызванные дети стремятся «завладеть» короткой лентой, чтобы обеспечить себе выигрыш в соревновании. Дети объясняют свои действия, сравнивают ленты по длин е, прикладывая их друг к другу. В заключении можно предложить ребятам посоревноваться только раздать ленты одинаковой длины. Занятие 3. Построим башню. Цель: Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить 2- 3 ряда величин между собой. Материал: Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышь. Пять кубов разной величины. Раздаточны й: 5 квадратов разной величины. Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми, рассматривает изображенных на картинках зверей. Располагая их по- порядку: самый большой( медведь) , по меньше – волк, еще по меньше – лиса, еще меньше – заяц и самый маленький – заяц. Далее педагог вместе с детьми строит башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной кубов. Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих местах за столами, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении. Занятие 4. «Радуга». Цель: Ознакомление детей с системой цветов, вклю чая новый для них голубой цвет. Материал: Демонстрационный: картинка «Радуга», фланелеграф, комплект из отдельных полос «Радуги». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной радугой, комплекты полосок для каждого ребенка для завершения « Радуги». Ход занятия. Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Педагог предлагает вместе выложить радугу из комплекта полосок перед ними на фланелеграф и называет цвета радуги. При этом педагог обращает внимание на последовательность цветов на картинке. Далее детям предлагается самим закончить свою «радугу» за столами. Дети выполняют задание, а педагог контролирует процесс, подходит к дет ям просит назвать цвета радуги. В заключение предлагается подвижная игра «Солнышко и дождик». МАРТ Занятие 1. Игровые поручения. Цель: Развивать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества( цвет, размер) . Развивать слуховое восприятие, со вершенствовать речевое общение. Материал: большая и маленькая игрушечная собака( или медвежата) , машинка, красный или синий мяч, больш ая и маленькая чашки, матрешки. Ход занятия. Педагог показывает детям игрушки, просит назвать их, рассказать какого они цвета и разме ра. Затем детям дает поручения. - Большую собаку напои чаем из большой чашки. ( Если ребенок ошибается, собака рычит, отворачивается от чашки) - Поставь матрешку рядом с красным мячом. - Подари маленькой собачке синий мячик. - Возьми маленькую собачку и посади ее на коврик. –Посади большую собаку рядом с мален ькой. В конце занятия воспитатель просит детей убрать игрушки и предметы, исполь зованные в игре, на свои места. ( Педагог следит за пра вильным исполнением поручений) . Занятие 2. «Соберем фрукты» Цель: Закреплять умение различать и называть величину предметов( фруктов) . Развивать слуховое восприятие. Материал: Демонстрационный: Объемные муляжи фруктов 2- х величин( крупные и мелкие) , две корзинки( большая и маленькая) . Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в плоскостном варианте( фрукты крупные и мелкие и корзинки большие и маленькие) . Ход занятия. Педагог показывает на стол, где разложены объемные муляжи фруктов разного размера. Предлагает назвать фрукты и выбрать по одному фрукту для себя, затем ставит две корзинки и говорит: - В большую корзину мы будем складывать крупные фрукты, вот я кладу одну крупную грушу. А в маленькую корзину, я положу мелкое яблочко. Теперь вы по одному, подходите и положите свой фрукт в нужную корзинку. ( Дети подходят и решают, куда положить свой фрукт, педагог просит назвать размер их фрук та и размер выбранной корзины) . Воспитатель предлагает сыграть в игру за столами с плоскостными фигурками( фруктов и корзинок) В конце занятия предложить физминутку. Занятие 3. Игровое упражнение «Найди сво й домик». Цель: Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм( шар, куб) и трех величин( большой, поменьше, маленький) . Действовать по словесной инструкции, наблюд ать за действиями других детей. Материал: «занимательная коробочка», имеющая прорези трех размеров: квадратные( 7, 5, 3см) и круглые( диаметром 7, 5, 3см) ; кубики( 2, 4, 6см) и шарики( 2, 4, 6см) для каждого ребенка. Или использование дидактического пособия – вкладыш ей по форме на каждого ребенка. Ход занятия. Вариант 1. – Воспитатель обращает внимание детей на кубики и шарики разной величины, предлагая найти «свой домик», вложить в «занимательную» коробку, а для этого надо отделить кубики от шариков. Когда дети выполняют эту часть задания, педагог по кругу, от одного ребенка к другому, передвигает коробку, предлагая каждому опустить в нее вначале кубик, а потом шарик. Дети выбирают фигуры, произвольно ориентируясь в их величине: маленький предмет могут опустить в любое отверстие «домика», предмет среднего размера – в большое или среднее отверстие, большой предмет – только в самое большое отверстие. Так дети учатся не только соотносить предметы по величине, но и выполнить это действие более раци ональными способами. Аналогично каждый ребенок помещает в «домик» вторую, а затем третью пару предметов. Воспитатель оценивает «работу» с точки зрени я рационального решения задачи. Вариант 2. Детям предлагаются вкладыши с шестью разными окошками и формами к ним. Педагог предлагает к аждой форме найти «свой домик». Занятие 4. «Платочек для мамы». Цель: Развивать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространст ве. Развивать восприятие формы. Материал: Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера( 5штук) , клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец гото вого «платочка». Ход занятия: Воспитатель показывает детям аппликацию – образец( платочек для мамы) . Дает возможность детям назвать знакомые геометрические фигуры, нарисовать их пальцем в воздухе. Обратить внимание на заготовки на столах, внимательно разглядеть все фигуры и разложить их по своим нарисованным местам. Затем предложить наклеить, педагог помогает выполнить детям аппликацию. Предложить готовые платочки подарить мамам. АПРЕЛЬ За нятие 1. «Разноцветные флажки». Цель: Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Приучать точно и старател ьно выполнять поручения группы. Материал: цветные флажки четырех ос новных цветов – по 4 комплекта. Ход занятия: Воспитатель привлекает внимание детей к лежащим на столе флажкам, называет цвет каждого флаж ка, предлагает с ними поиграть. - Возьмите любой флажок, назовите ее цвет и найдите такой же, используя прием приложения. Выбирают четверых детей, педагог указывает на стол, на котором ребенок будет искать свой флажок. Тот, кто найдет флажок своего цвета, должен показать ее всем детям, а они посмотрят, правильно ли выполнено задание. Если задание выполнено пра вильно, все похлопают в ладоши. ( Подобрав флажок по цвету, каждый ребенок отдает один флажок воспитателю, а другой относит на ст ол и возвращается на стульчик. ) Занятие 2. «Принеси и покажи». Цель: продолжать формировать умение приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства. Материал: маленькие карточки( 6/ 8см) с изображением геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника по количеству детей; большие карты с изображен ием этих же фигур. Ход занятия. В начале занятия педагог вместе с детьми раскладывает один комплект фигур сначала на одном столе, затем на трех остальных; дает возможность детям рассмотреть, все ли фигурки на месте; трогать и брать в руки фигурки не разре шается. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель взывает четырех детей, ставит их напротив остальных. Выбрав контур одной из фигур, воспитатель показывает его сначала сидящим детям, а потом вызванным четырем. - Принесите нам, пожалуйста, вот такой треугольник, но сначала внимательно его рассмотрите! ( Педагог медленно обводит пальцем контур фигуры, а дети следят за его движениями, затем он предлагает им самостоятельно еще раз обвести глазами фигуру и чере з несколько секунд убирает ее. ) Дети – Раз, два, три и щи. С последними словами каждый из четырех вызванных детей направляется к своему столу и выполняет поручение. Воспитатель в это время выкладывает на столе или доске образец. Каждый ребенок, выполнивший поручение, самостоятельно накладывает на образец выбранную им фигуру, приносит и показывает ее детям. Игра носит контрольный характер. Воспитатель продумывает состав каждой четверки, подбирая детей примерно одинаковых способностей. В специально заготовленном списке после игры отмечает успех ребенка( + или- ) . З анятие 3. «Найди свою полянку». Цель: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и оди наковые предметы разных цветов. Материал: большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета. Ход занятия: Воспитатель показывает разные способы выполнения задания: на «полянку»- большой лист цветной бумаги кладет предметы такого же цвета. Если дети ошибаются, отбирая одинаковые предметы разных цветов, воспитатель показывает, что не у всех игрушек цвет совпадает с цветом полянки, на которой они лежат. Важно обратить внимание детей на то, что разные предметы могут быть одного и того же цвета( красный цветок и неваляшка) – тогда поляна у них одна и та же, а одинаковые предметы могут быть разных цветов( желтые и зеленые листья) – тогда полянки у н их разные. Занятие 4. « Как звери выбирали себе место». Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слов а «рядом», «впереди», «позади». Мате риал: игрушки средних размеров. Ход занятия: Воспитатель: Сундук с орехами. У бел ки сундук, Щелк да щелк зубки – В нем орехи фундук. Летят скорлупки. Собрались белки на посидел ки. На весь сыр – бор разговор! Э. Мошковская. Прибежали к белочке ее лесные друзья. Зайчик – побегайчик прискакал и стал рядом с белочкой. Андрюшка, поставь зайчика рядом с белочкой. Ребенок выполняет. Настя, назови, как стоят зайчик и белочка. ( Ребенок, - рядом) . Воспитатель. Грызут орешки, играют вместе. Тут прибежала лисичка, встала далеко и наблюдает, как играют белочка и зайчик, подошла поближе и стала с ними тоже играть. Саша, скажи, где сначала была лисичка? Ребенок – Далеко. Воспитатель – А потом куда она подошла? Ребенок. – Поближе. Воспитатель – Правильно, подошла лисичка поближе к белочке и встала позади нее. Камилла, скажи, где встала лисичка? Ребенок отвечает. – Правильно, позади белочки. А зайчика прибежал и встал впереди лисички. Аким, поставь зайчика впереди лисички. Ребенок выполняет. Где Аким поставил зайчика? Дети отвечают. – А теперь, дети, возьмите себе игрушки и тоже будем выбирать себе место. Дети берут по игрушке. Аделина, выходи с белочкой на полянку. Павлик, становис ь впереди Аделины. Дети встают. - Правильно. Г де встал Павлик? Дети отвечают. - Денис, встань рядом с Аделиной. Где встал Денис? Дети отвечают. - Илья встань подальше от Адели и Павлика. Кирилл, подойди поближе к Илье. Дети выполняют. - Молодцы, вы все хорошо нашли свое место. А теперь мы поиграем с игрушками. МАЙ В данном месяце проходят три занятия закрепляющих, дети совместно с педагогом создают рисунки, проводят соревнование. Педагог также проводит диагностику по сенсорному воспитанию у детей группы, итоги полученных знаний фиксируются в диагностическую таблицу. Отчетное родительское собрание о подведение итогов по кружковой работе с использованием ИКТ в виде презентации слайдов. Литература: Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. - М. , 2012 Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. Интернет ресурсы. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М. : 1976, с. 81- 82, 162- 163. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. Борисенко, М. Г. , Наши пальчики играют( Развитие мелкой моторики) . [ Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет», 2002. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста( основные показатели) . [ Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 1999. – 72 с. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [ Текст] / Т. В. Высокова. – Волгоград: Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2007. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [ Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [ Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М. : Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому/ Сост. , вступ. статья М В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [ Текст] / М. Монтессори. – М. : Развитие сенсорных спосо бностей детей раннего возраста. ( консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления пр едставлений об окружающем мире. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для мног их видов трудовой деятельности. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его н ервно- психическое развитие. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств. В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительномупримериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительноепримеривание свидетельствует о новом эт апе сенсорного развития малыша. В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбира я фигурку необходимой величины. Возраст двух лет- это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему р ассказывают, объясняют, читают. Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу так их игр можно отнести следующие: 1) игры- поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предмет ами; 2) игры с прятанием и поиском- в этом сл учае ребенка интересует неожида ное появление предметов и их исчез новение( складывание матрешки) ; 3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью; 4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета- геометрические игры( мозаики, конструкторы" Лего" ) . Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправле нного восприятия своего малыша. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самы е фантастические представления. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств( величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п. ) . Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях с амое существенное, характерное. Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов" большой" и" маленький" . Для этих целей родителю потребуется большая двухместная ма трешка и неразъемная маленькая. Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что- то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка- маленькая- прячется в ладони, а другая- большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребен ку показать маленькую матрешку. Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку- закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно. Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек. Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать- характерная черта мышления. Разли чать- это умение группировать. Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах- всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику. Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он мног ократно повторяет эти действия. Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначение м. Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное" красный" , может указать на зеленый или какой- либо другой цвет. Нередко дети словом" красный" подменяют слово" цвет" . Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретн ых цветов, еще не образовалось. Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос" Зачем ты берешь сумку? " вы получали ответ: " На всякий случай" . Дальнейшие расспросы взрослого: " На какой случай? " - приводят к раз ъяснению ребенка: " На голубой" . Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры- занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец- и какой- нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета. Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним- темный фрукт или овощ. Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете п овторить его еще несколько раз. Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: " Молодец! " , " Правильно" , " К расивая у тебя игрушка" и т. п. Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного ц вета. Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затру днения с ответом, помогите ему. Усвоение названий сенсорных свойств предметов( цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их" опредмеченные" наименования( например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный) . Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы- крышей и т. д. Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес- тяжесть, ощущает его вязкость. Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие- как стирают мылом, гладя т утюгом или разламывают булку. Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения. Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо- голову и туловище. Таким путем образное вос приятие постепенно обогащается. Предметно- изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или и ного предмета еще не возникает. Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую- либо фигуру, старайтесь как можно чаще ука зывать на те или иные ее части. Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справл яется с заданием, помогите ему. Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности. Анкета" Выявление интересов и знаний воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошко льников" Уважаемые родители! В рамках подготовки к родительскому собранию нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам отв етить на вопросы данной анкеты. 1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ре бенка: • да; • нет; • не знаю. 2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте: • считаю нужным; • не считаю нужным; • затрудняюсь ответить. 3. Созданы ли в вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка: • да; • нет; • не знаю. 4. Имеется ли в вашей группе информация для ро дителей о сенсорном воспитании: • информация отсутствует; • есть, но воспитатель не обра щает на нее внимание; • я не обращаю внимание на информацию; • информация интересная, но не имеет пр актической значимости для меня; • наглядная информаци я интересна и полезна для меня. 5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов вос приятия: цвет, форма, величина. • высокий; • средний; • низкий. 6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию: • да; • нет; • не знаю. 7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Спасибо за сотрудничество! Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………3 Актуальность программы…………………………………………………………4 Цель и задачи………………………………………………………………………6 Создание условий для кружковой деятельности………………………………. . . 7 Ожидаемый результат……………………………………………………… ……. . 8 Перспективное планирование игровых занятий ………………………………. . . 9 Работа с родителями………………………………………………………………16 Конспекты занятий………………………………………………………………. . . 17 Литература…………………………………………………………………… …. . . . . 32 Консультация для родителей……………………………………………………. . . 33 Анкета для родителей…………………………………………………… ……. . …39

Оставить комментарий: