a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение из опыта работы по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Феклистова Татьяна Святославовна Опубликовано: 2020-10-04 17:04:58

     Благополучие нашей страны зависит не только от состояния здоровья её граждан, но и от безопасности окружающей среды. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

   Особую тревогу мы испытываем за её самых беззащитных граждан – маленьких детей. Чаще всего дети в своей жизни сталкиваются с такими опасностями, спасение от которых зависит от действий самого ребенка, как, например, при переходе через дорогу с оживленным движением. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Современные дети, в отличие от предыдущих поколений, более подвижны, активны, любознательны, чаще попадают в различные опасные ситуации. Поэтому всё более актуальными становятся вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения и стиля жизни.

 

   Детям интересно на улице, они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Ребёнок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

 

    В последние годы я уделяю много внимания проблеме безопасного поведения детей дошкольного возраста. Правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек: современный город и сельская местность, привычная домашняя обстановка и морское побережье диктуют совершенно различные способы поведения и меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, меньше было бы травм и несчастных случаев. Любая общепринятая норма должна быть осознанна и принята человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

 

   Тем не мене, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Опасных ситуаций очень много, они складываются для каждого индивидуально. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, и главной задачей воспитателей и родителей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

 

   Все родители, без исключения,  хотят видеть своего ребёнка счастливым, здоровым, уметь действовать в различных ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни. Не всегда это получается, и задача моя и семьи состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том,  чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой, опасными жизненными ситуациями.

 

  Целью моей работы является осознание детьми общей логики безопасности, умение предвидеть опасные ситуации и по возможности избежать их, а также правильно действовать в случае их возникновения. С дошкольного возраста у детей необходимо воспитывать самодисциплину и осторожность при пребывании на улице, на природе и т.д.

 В соей работе  использовала  разнообразные формы деятельности: занятия - путешествия, занятие – проектирование, целевые прогулки и  экскурсии, беседы, обыгрывание проблемных ситуаций, викторины,  конкурсы,  КВН-ы, дидактические и развивающие игры и т.д.

 

    «Безопасное поведение в природе».

   Раскрываю детям понятие, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Развиваю умение детей наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы, замечать изменения в окружающем, быть внимательным к живой природе и беречь её.

    Во время целевых прогулок и экскурсий ставлю такие цели и задачи: показать красоту природы, необходимость деревьев для жизни человека,  животных и птиц, какую пользу приносят насекомые, птицы, звери, как в природе все взаимосвязано и др. Провела с детьми беседы о том, как надо вести себя в лесу, в парке, у водоема, на лугу; чем может быть опасен лес для человека, как надо беречь и охранять природу.  На занятиях-путешествиях дети познакомились с ядовитыми растениями (ландыш, вороний глаз, белена, волчье лыко), грибами. Использую дидактические и развивающие игры: «Съедобное – не съедобное», «Ботаническое лото»,  «В лес грибами», «Деревья, цветы» и др.

    В сюжетно-ролевой игре «Поездка на пикник» закрепляю правила поведения в лесу (не ломать ветки, не разводить костер, вести себя тихо, не оставлять после себя мусор, не уходить далеко в лес и др.) Вместе с детьми разработали «Правила любителей природы».

 

     «Безопасность на дорогах».

  При изучении тем «Безопасность на дорогах», «Ребёнок на улицах города» я использую  наглядные пособия, иллюстрации, плакаты, обыгрыванию с детьми  ситуации, загадываю загадки, читаю произведения  художественной литературы.

    Чтобы привить детям навыки в выполнении правил дорожного движения, провожу целевые прогулки и наблюдения за движением транспорта, за действиями пешеходов и водителей транспорта, за сигналами светофора и регулировщика. Объясняю детям, для чего предназначен тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, обочина, перекресток, рассказываю о правилах дорожного движения. Также дети учатся различать виды транспортных средств, знакомятся с дорожными знаками. Полученные знания дети реализуют при проведении сюжетно-ролевой игры «Мы – водители», закрепляют в дидактических и настольных играх «Подбери знак», «Дорожные знаки – помощники», «Летим, плывем, едем», « Дорожное лото», «Законы улиц и дорог», «Азбука безопасности» и др.

    Наблюдения, полученные на прогулке, дети отражают в своих рисунках: «Мой любимый вид транспорта», «Улица города», «Дорожные знаки – помощники», «Дорога от моего дома до детского сада».  С детьми разыгрываю проблемные ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Дети обсуждают создавшуюся ситуацию, предлагают свое решение. В процессе обучения важно не напугать детей улицей и транспортом, так как такой страх также опасен для них, как беспечность или невнимательность. Также сделала подборку рассказов «Приключения СТОбеда», с помощью родителей создала библиотеку книг о профессии водителя, о транспорте.

   Опыт показывает, что наиболее доходчивой формой разъяснения правил дорожного движения является игра. С детьми разучила такие подвижные игры, как «Красный, желтый, зеленый», «Регулировщики», «Сигналы светофора», «Пешеходы и водители». Увлекаясь такими играми, дети усваивают их основные требования.

   Провела с родителями собрание на тему «Профилактика дорожно – транспортного травматизма у дошкольников». Вместе с родителями пришли к выводу, что несчастных случаев на дороге будет меньше, если они не будут оставлять своих детей без присмотра, если они сами будут неукоснительно выполнять правила дорожного движения и знакомить с ними своих детей. Совместно с родителями провела развлечение «Знатоки дорожных правил», где родители были активными участниками.  С помощью родителей изготовила макет «Улица города».

 

      «Безопасность собственной жизнедеятельности».

    Наряду с профилактикой дорожно – транспортного травматизма много внимания уделяю вопросу по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности. Вначале провожу предварительные беседы о работе пожарных: «Важная профессия – пожарный», «Пожар – огромное  бедствие, «Огонь-друг или враг?», «Спички детям - не игрушка», « Знает каждый гражданин этот номер 01». Для уточнения знаний детей  о работе пожарного провела экскурсию в пожарную часть нашего города.

     Использую художественную литературу:  Е.Пермяк «От костра до костра», «Огонь – опасная игра»; Л.Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»; С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Ю.Соколова «Правила безопасности»; С.Михалков «Дядя Стёпа»; К.Чуковский «Путаница»; «Сказка о спичке и добром огне» и др.

      С большим интересом дети рассматривают иллюстрации и сюжетные картинки: «Осторожно – пожар!», «С огнем играть нельзя!», «Пожарная машина спешит на помощь».

   Провожу опыты с огнем «Знакомьтесь, огонь!», « Какие предметы загораются быстрее». Расширяю и уточняю знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, обучаю практическим действиям во время пожара. Для этого провожу  обыгрывание ситуаций, тренинги: «Что делать, если почувствовал запах дыма?», «Как вызвать пожарных?», «Мальчик нашёл спички».

   Повела ряд дидактических игр: «Что пригодится при тушении пожара», «Огнеопасные предметы», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Да или нет», «Как избежать неприятностей».

С детьми были разучены пословицы и поговорки, составлена картотека загадок.

   Итогом проведенной работы стало спортивное развлечение для детей «Граждане любой страны злой огонь тушить должны». Дети смогли показать свои знания в «Разминке для ума, поучаствовать в играх-эстафетах: «Спасатели», «Кто быстрее», «Тушение пожара», «В  дыму», «Помоги товарищу» и др.

      

     В доступной форме объясняю детям, как важно заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, которые приносят здоровью вред.  Игровые  и проблемные ситуации, тренинги, сюжетно-ролевые игры помогают детям понять, что не надо бояться врача, необходимых прививок, а недомогание или плохое самочувствие – первые признаки заболевания, о котором необходимо сообщить взрослому. Приучаю детей считаться с плохим физическим состоянием другого человека, побуждаю сострадать им. Провожу беседы на темы о личной гигиене, о том, как беречь глаза, уши, зубы, как  заботиться о здоровье окружающих, как оказать первую помощь при порезе, ушибе, обмораживании, солнечном ударе. Часто использую потешки, стихи, загадки, пословицы.

    Провела с родителями часы общения на тему: «Здоровье ребёнка в Ваших руках», «Растим детей здоровыми», разработала памятки и рекомендации: «Правила  здоровья», «Секреты здоровья», «Витамины в жизни детей», «За здоровьем на зимнюю прогулку», «Как сделать прогулку интересной». Организовала  для родителей консультацию врача – педиатра из детской поликлиники, которая  рассказала им о том, как уберечь ребёнка от гриппа.   Медсестра дошкольного учреждения провела с родителями беседу на тему: «Профилактические мероприятия в детском саду».

    Совместно с родителями провела  развлечение на тему «Путешествие в страну Здоровья».

Организовала конкурс рисунков на тему: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

 

          Дети чаще всего считают, что опасными могут быть те люди, которые неопрятно  и плохо одетые, грязные и непричесанные, а молодые и красивые люди таковыми быть не могут. А между тем статистика говорит сама за себя, так как в последнее время участились случаи похищения детей,  все чаще дети пропадают или их убивают. Поэтому необходимо знакомить детей с такими ситуациями, в которые они могут попасть, помочь детям понять, кто из встречающихся им людей могут быть для них опасны, как избежать таких ситуаций. Главное – не вооружить детей готовыми рецептами поведения на все случаи жизни, а обучить их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения выхода из сложной ситуации

    Чтобы убедить детей, что опасными могут быть  и добрые на вид люди с приятной внешностью и, наоборот, неопасными те, кто не привлекателен и страшен на вид,  познакомила детей с литературным произведением А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и  сказкой С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

    Разыгрываю с детьми различные ситуации:

- взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним в магазин, чтобы купить игрушку или конфет;

- взрослый предлагает ребёнку покататься в красивой машине;

- взрослый угощает конфетой или дарит игрушку;

- взрослый пытается затащить ребёнка в машину или в подъезд и т.д.

   Игровые тренинги помогают обучить детей правилам поведения в ситуациях насильственного характера: надо громко кричать, звать на помощь, привлекать внимание прохожих, можно даже укусить за руку, вырываться.

Провела беседы: «Если чужой приходит в дом», «Если ты потерялся», «Встреча на улице», «Правила безопасного поведения на прогулке».

Изготовила дидактические пособия и игры: «Опасные ситуации на улице», «Опасно – безопасно», «Как избежать неприятностей» и др.

Закрепляю полученные детьми знания в сюжетно- ролевых играх «Семья», «Дом».

С детьми обыгрываю сюжеты сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок».

    С родителями провела час общения за круглым столом на тему: «Безопасность ребёнка в Ваших руках». Посоветовала родителям чаще обсуждать возможные опасные ситуации, привлекая  свой собственный опыт, но при этом не пугать ребёнка, чаще напоминать или предупреждать о правилах безопасного поведения на улице, во дворе, на каруселях или в песочнице. В заключение встречи каждый участник получил памятки: «Как знакомить ребёнка с правилами безопасного поведения».

 

 

    Для формирования адекватного поведения во время экстремальных ситуаций, провожу занятия, беседы, организую проблемные ситуации. откровенный разговор помогает детям понять, где мнимое геройство, а где истинная находчивость. Страх может породить панику, бессистемное поведение, что,  оказавшись в сложной ситуации,  нужно стараться не потерять самообладания.   

 

Можно ли оградить себя и свою семью от стрессов и опасностей, которыми изобилует наша жизнь? Оградить – вряд ли, а вот противостоять или, точнее, подготовить себя и особенно детей к действиям в нештатной ситуации, иными словами – обезопасить, не только можно, но и необходимо. Следует помнить, что если взрослый, опираясь на свой жизненный опыт, сможет найти выход из той или иной ситуации, то ребёнку это просто не под силу. Сформировать у дошкольника элементы безопасного поведения – защитные реакции – задача воспитателей и родителей.

    Поэтому работа по данным направлениям будет продолжаться. Конечно, дети не получат счерпывающие  ответы на все ситуации жизни, но основные правила безопасного поведения на улице, на природе, в помещении, при встрече с незнакомыми людьми  они усвоят.

Оставить комментарий: