a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Индивидуальное занятие по формированию правильного произношения шипящих звуков у ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ.

Автор: Фролова Любовь Михайловна Опубликовано: 2020-11-27 07:52:03

Документы для скачивания

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» посёлка Кардымово Индивидуальное занятие по формированию правильного произношения шипящих звуков у ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ. Тема: Постановка звука( ш) . Выполнила: у читель- логопед Фролова Л. М. 2018 год Кардымово 2018 Цель деятельности учителя: постановка звука( ш) с опорой на схему звука, на муляж артикуляционного аппарата, на модели из пластилина: «Объёмные губы», и «Объёмный язык». Педагогические задачи: 1. Коррекционно- образовательные. 1) Способствовать правильному произношению звука( ш) , познакомить с артикуляционными признаками звука: а) положение губ; б) положение языка; в) характер воздушной струи. 2) Создать условия для характеристики артикуляционных укладов, используя объёмные модели. 2) Коррекционно- развивающие 1) Отрабатывать артикуляцию звука( ш) по подражанию и с помощью постановочных зондов. 2) Формировать длительную целенаправленную воздушную струю. 3) Развивать фонематический слух, учить определять наличие звука( ш) в ряде звуков и в слогах. 4) Развивать мелкую моторику рук. 3. Коррекционно- воспитательные. 1) Применять приёмы, которые способны повысить мотиваци ю деятельности ребёнка. 2) Развивать творческое воображение 3) Воспитывать аккуратность. Материалы и оборудование: 1. Демонстрационный материал: р азрезная картинка с изображением кошечки, объёмная игрушка кошки, муляж артикуляционного аппарата, постановочный зонд № 5, рабочая тетрадь. 2. Раздаточный материал: схема артикуляции звука( ш) , пластилин красного или розового цвета, индивидуальные зеркала, палочки синего цвета, пушинки из ваты, салфетки. Краткий план занятия: 1. Гимнастика для пальчиков. 2. Упражнения для дыхания. 3. Упражнение для губ и языка. 4. Упражнение с голосом. 5. Упражнение с речевым материалом. 6. Анализ артикуляции. 7. Итоги занятия. Ход организованной деятельности 1. Организационный момент. На столе лежат части разрезной картинки. По просьбе логопеда ребёнок собирает картинку и видит, что на ней изображена кошка. Логопед просит назвать картинку. Ребёнок называет: » Коска». Логопед предлагает ребенку: « Давай, мы с тобой выполним зарядку для пальчиков, которую нам подарила эта замечательная кошечка. Взрослый читает стихотворение, а ребенок при произношении каждого слова «кусает « прищепкой пальчики, начиная с указательного пальца справа налево и обратном со сменой рук. Сильно кусается кошка – глупышка, Думает она – это не палец, а мышка. Но я же играю с тобою малышка, А будешь кусаться скажу тебе: »Кыш! » 2. Вводная часть. И вдруг появляется игрушка кошки и от её имени взрослый говорит обиженно: «Я тебе такую интересную гимнастку прислала, а ты меня неправильно назвал и много сделал ошибок в стихотворении». И убежала. Учитель- логопед: «Хочешь поиграть с такой красивой пушистой кошечкой, но для этого нужно правильно её называть. А хочешь, мы с тобой научимся правильно произносить звук( ш) . Кошечка убежала, но она оставила нам много интересного и пол езного для тебя. И это поможет тебе научиться, правильно произносить этот трудной для тебя звук, звук( ш) . Но ты будешь очень стараться и каждый день станешь выполнять эти упражнения. Логопед показывает, что оставила кошечка. А это – схема звука( ш) , муляж артикуляционного аппарата, постановочный зонд № 5, игрушечную лесенку, бусы, набор предметных картинок. Логопед знакомит ребёнка со схемой звук а( ш) , показывает правильную артикуляцию и рассказывает, как нужно дышать, какую форму принимает наш язычок, где находится его кончик. Ребёнок сам может на муляже показать, как ведёт себя язычок. 3. Подготовительный этап. Начнем с дыхательной гимнастики. 1. Фокусник. Цель: научить поднимать язычок вверх и направлять воздушную струю по середине языка, при этом удерживая передний край языка у верхних зубов. 2. Погреем ручки. Ребёнок должен найти такое положение языка во рту, чтобы дыхание было тёплым. Если не получается, то логопед показывает муляж языка и на нём показывает какую форму должен принять язычок. А теперь разучим весёлые упражнения для постановки звука( ш) . Статические упражнения 1. »Рупор» Цель: выработать умения правильно выполнять, это движение губами. Рупор мы изобразим Губки вытянем и округлим. Их теперь нельзя смыкать: Рупор надо удержать. 2. Лопаточка. Цель: выработать умение удерживать язык расслабленным, спокойным. Язык лопаткой положу И под счёт его держу. Язык нужно расслаблять. Раз, два, три, четыре, пять. 3. Чашечка. Цель: вырабатывать умение: удерживать язык в виде «Чашечки( края шир окого языка приподнимать к верхним боковым зубам) . Язык широкий положи, Его края приподними – Получилась чашечка. В рот её ты занеси И края к зубам прижми. Динамические упражнения В зави симости от тех целей, которые нужно осуществить для выработки правильного артикул яционного уклада звука( ш) . Можно использовать следующие упражнения: Непослушный язычок. Язычок мой провинился Но хотя бы извинился. Непослушный язычок- Накажи его, дружок, Губкой шлепай: пя- пя- пя, Не поможет: тя- тя- тя. Вкусное варенье. Ел я вкусное варенье- Это было наслажденье. Скалолаз. По уступам я иду Не за что не упаду. Обнималочка. Упражнение выполняется одновременно с движением рук в стороны. Взмахнуть руками и прижать их к ушам. Язык широкий подниму И к коренным зубам прижму. Язычок не напрягаю, Нежно- нежно обнимаю. Логопед: теперь попробуем с тобой спеть песенку, которую поет змея: Ш- ш- ш- ш- ш- ш. Если песенка не получается, то можно попросить ребёнка произнести звук( с) , при этом открыть рот и ввести зонт №5 широкой торцевой частью под язык. Затем ребёнку предлагается сблизить зубы и произнести звук с- с- с- с … У правляя зондом, логопед регулирует степень поднятия языка, добиваясь четкого шипения. Молодец, слышишь, у тебя уже получается эта песенка. А теперь давай её споём тихо как шелестят листья, потом громко, как тормозит машина. А теперь споём песенку змеи медленно: ш- ш- ш- ш, а теперь быстро: шшшшшш. Работа по теме. 1. Логопед повторяет с ребёнком особенности правильной артикуляции звука( ш) . Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит( нет голоса) А если это так, то можно сделать вывод, что звук( ш) - всегда твёрдый глухой согласный. 2. Практическая деятельность Логопед предлагае т ребёнку самому слепить объёмные модели губ и языка. В рабочую тетрадь логопед записывает артикуляционные признаки звука( ш) Подкрепляя их рисунками. 1 окошечко Положение губ: губы вытянуты вперёд «рупором», зубы на расстоянии 4 – 5 мм. 2 окошечко. Положение и формы языка: язык «чашечкой». Широкий кончик язык поднят к альвеолам, но не прижат к ним, боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам, щель между кончиком языка и твёрдым нёбом. 3 окошечко. Воздушная струя: теплая струя проходит посередине языка через две щели. 4 окошечко. Появляется песенка змеи: звук( ш) – глухой, всегда твёрдый. 5 Закрепление. 1. Закрепление изолированного звука. Ступеньки. Логопед просит ребёнка, используя пальцы, подняться по игрушечной лестнице как можно выше и правильно произнести звук( ш) . Лабиринт. Рисунок лабиринта. Ребенок катит по н ему игрушечную машинку от начало его и до конца, произнеся при этом длительный звук( ш) . 2. Развитие фонематического слуха. Ловишки. Логопед сначала произносит отдельные фонемы, потом открытые слоги со звуком( ш) , а ребёнок должен хлопнуть в ладошки, когда услышит звук( ш) . 3. Развитие умения произносить слоги со звуком( ш) . Собери бусы. Ребёнок повторяет за взрослым слоги. Если делает это правильно, то может нанизывать бусинки на нитку. Договори слог. Логопед произносит начало чистоговорки и показывает картинку, а ребёнок повторяет и договаривает последний слог самостоятельно. 6 Итог занятия. Кошечка возвращается, хвалит малыша, за то, что он мог произнести правильно звук( ш) и разрешает с ней поиграть. А ребёнок благодарит её за помощь и вместе с логопедом придумывает для неё ласковые клички. Логопед ребёнок Она пушистая, значит, её можно назвать: Пушинка Шумная Шумилка Маленькой Малышка Шоколадной окраски Шоколадка

Оставить комментарий: