a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Автор: Бычкова Наталия Алексеевна Опубликовано: 2020-11-29 11:09:32

«Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

 

 Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

 

Ход консультации

 

Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться.Нарушения речи могут спровоцировать у ребёнка чувства неполноценности, неуверенности в себе, в дальнейшем - замкнутости, отказа от общения.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является-развитие мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики-один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные :

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без.

Самомассаж (поглаживание, разминание).

 Игры - конструкторы,мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.

Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней.

Игры с бумагой, песком, водой.

Лепка из глины, теста, пластилина.

Игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д.

Нетрадиционные:

 Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячами (гладкими и «колючими»), карандашами, массажными щётками,грецкими орехами, каштанами, шишками и др.

Пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: с сыпучими материалами (пшено, манка и др.), бросового (крышечки, баночки и др.), природного (камешки, ракушки, орехи, каштаны, шишки и т.д., хозяйственно-бытового (прищепки, платочки, фольга, пуговицы и др.).

 

Ребенку необходимо все потрогать, так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, вес (тяжёлый-лёгкий), размер и форму предметов.Чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.

 

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны.

Благодаря пальчиковым играм у ребёнка развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Главное требование в играх с рукой, её кистью, пальчиками:забота о развитии правой и левой руки.

Сегодня я расскажу Вам о некоторых нетрадиционных пальчиковых играх, которые я использую в своей работе:

 

Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

 

Игры с мячиками.

 Я используем гладкие мячики и «колючие» (можно катать по ладошке, столу, коврику).

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад- вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнет. (повторяем то же самое другой рукой).

 

Игра с использованием прищепок.

Прищипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).

У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

Хвать за палец и кусь-кусь! Пусть кусает, не боюсь!

Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

 

Пальчиковая гимнастикас карандашом.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

 

Пальчиковая игра «Башмачки»

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы«Идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка,

Только шаркает немножко.

 

Игра «Пальцеход» с использованием коврика с пуговицами.

Ребёнок ходит по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы.

 

Ходит цапля по болоту,

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там,

Взять еду своим птенцам!

 

Игры с крупой.

Рассыпать на подносе крупу тонким слоем и показать ребёнку, как можно на ней рисовать. Подносы подбирать с высокими краями.

Прежде чем приступить к рисованию, дать ребёнку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал.

Поиграть с крупой, потом разровнять  крупу и провести по ней пальцем, оставляя след.

Малыш научится рисовать несложные рисунки (забор, дождик, волны)

 

Можно положить в коробку мелкие игрушки и насыпать горох, гречку и пусть малыш ищет их.
Когда игрушка найдена, ее рассматривают, если это животное, то звукоподражают.

 Например:
-Посмотрите, кого нашла Вика? Кто это?
-Правильно, это собачка.
-Как собачка лает?
-Гав, гав!


-Вот собачка Жучка,

 Хвостик закорючка,

С детками играет,

Очень громко лает: гав, гав!

 

Игра «Проглот» (с использованием носового платка)

Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы одной руки. Другая рука не помогает! (потом другой рукой)

 

У меня живот проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

 

Игры с фольгой
Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить.

Завернуть маленькую игрушку в фольгу и предложить ребёнку развернуть, посмотреть кто спрятался.

 

 

Хотелось бы напомнить, что играя с ребёнком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело.

 

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют выражать свое отношение к окружающему.

Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.

Все представленные методы, предложенный игровой материал может использоваться  не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.

 

 

Оставить комментарий: