a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая система по формированию духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на 2018-2020 год.

Автор: Лукашова Надежда Викторовна Опубликовано: 2020-12-06 12:26:58

Документы для скачивания

\ s Содержание работы по реализации поставленных задач, я выстроила по следующим этапам: 1- й этап – «подготовительный» 2- й этап – «практический» 3- й этап – «итоговый» В результате первого этапа: - Мною изучен опыт работы по формированию гражданско- патриотических основ у детей в практике дошкольного воспитания. - Подобраны диагностические материалы для проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста по выявлению первоначальных знаний о природе и традициях родного края. Реализация второго этапа велась следующим образом: на этом этапе были выявлены знания и умения детей по данной теме и разработана система работы. Проанализировав методическую литературу по данной теме, я выявила следующие критерии по воспитанию патриотических чувств у детей: - Наличие представлений у детей о семье, доме, поселке, - Наличие знаний о символике государства, областного города, поселка Кардымово. - Наличие знаний о памятных местах малой Родины и об известных людях поселка и Смоленской области. - Умение ориентироваться в названиях улиц поселка. - Наличие знаний о пословицах, поговорках, русских народных сказках, народных праздниках. - Наличие сформированности бережного отношения к природе и всему живому. - Наличие сформированности чувства уважения к культуре и традициям своей малой родины. Выше названные критерии позволили определить уровень сформированности знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста. Первоначальная диагностика уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о своем родном крае Уровень развития 2018 год Высокий 2 0% Средний 50% Низкий 30% Результаты диагностики показали, что 30% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень сформированности знаний о родном крае. У детей не сформированы конкретные представления о природе родного края, низкий интерес к истории родного края, плохо ориентируются в семейных ценностях и традициях. Это объясняется недостаточностью жизненного опыта у детей, отсутствием систематических занятий и слабым интересом по данной теме у родителей. На основании проведенной диагностики я разработала систему работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой и традициями родного края. Тематическое планирование в старшей группе «Бельчата» по нравственно- патриотическому воспитанию в детском саду. Сентябрь. Тема" Моя семья» Рассказы детей о членах своей семьи на основе личного опыта. Оформление стенгазеты «Семья – это важно! ». Беседы на тему" Семейный отдых" ( рассматривание фотографий) . Сюжетно- ролевая игра" Семья" . Игра- викторина «Что объединяет семью? » Октябрь. Тема" Мой любимый детский сад. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Оформление альбома « Мой любимый детский сад» Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Выставка детских рисунков на тему" Мой любимый детский сад" . Игра- викторина «Почему я люблю приходить в детский сад». Ноябрь. Тема" Поселок, в котором я живу. Беседы о поселке Кардымово, его достопримечательностях, знаменитых людях. Экскурсии в парк, по улицам поселка, в районную библиотеку, историко- краеведческий музей. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в поселке. Изготовление альбома «Наш поселок». Выставка детских рисунков «Мой любимый уголок». Декабрь. Тема История малой родины. Беседы с детьми о возникновении поселка, о том, как жили наши предки, во что одевались, что ели. Экскурсия в историко- краеведческий музей с целью ознакомления с тематической выставкой «Как жили наши предки»( макеты жилищ, предметы быта, смоленская керамика, смоленская игрушка, старинная вышивка) . Знакомство детей с народными праздниками и традициями. Январь. Тема" Наша Родина – Россия" Беседы о Москве: «Москва- главный город нашей Родины. Объяснение значения пословиц о Родине. Рассказ о Российском флаге( раскрашивание нарисованного флага) . Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родин. Рождественские развлечения, народные игры, пение русских народных песен, частушек, колядок. Февраль 1- 2 недели Тема « Природа нашего края» Беседы, рассказы, рассматривание иллюстраций на данную тематику. Участие детей в районной выставке детского творчества «Природа родного края» Выпуск стенгазеты: «Я люблю тебя, мой край родной». Акция «Покорми птиц зимой». Февраль. 3- 4 неделя. Тема" Наши защитники" ( ко Дню Защитника Отечества) Рассказ приглашенного воина( из пап) о защитниках Отечества. Просмотр видеофильма" Защитники Отечества" Спортивное развлечение «Вместе мы сила! ». Рассказы пап о службе в армии, пение армейских песен. Оформление фотовыставки: «Как я в армии служил»( фотографии пап и дедушек) . Март. Тема" Мамочка, милая, я тебя люблю" Беседы о мамах. Составление рассказов на тему" За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей" . Пение песен о маме, чтение стихов. Семейные посиделки «Вместе с мамой» Оформление выставки детского рисунка: « Портрет любимой мамы». Апрель. Тема" Космонавты" Рассказ воспитателя о первом космонавте- нашем земляке- Ю. А. Гагарине. Рассказы воспитателя о космонавтах и космосе( с просмотром видеофильмов. ) Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевой игры" Космонавты" . Игра « Космонавты ». Рисование на данную тему. Конструирование космического корабля, обыгрывание постройки. Май. Тема «День Победы»" Беседы и рассказы о войне. Чтение и рисование на данную тематику в группе. Встреча с ветераном с последующим вручением ему памятного подарка, изготовленного руками детей. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов в районной библиотеке. Слушание и пение фронтовых песен в историко- краеведческом музее. Игры( соревновательного характера) Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов. Экскурсия к памятному камню- месту расстрела подпольщиков в годы ВОВ. Оформление стенда: «Смоленск- город герой». Тематический план работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Бельчата» Сентябрь. Тема: «Моя семья» Работа над понятием «семья», чтение художественных произведений и рисование на данную тематику. Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. Лепка и рисование домашней утвари для игры в игру «Семья». Изготовление панно" Моя семья" . Презентация «С чего начинается Родина». Октябрь 1 – 2 недели. Тема" Я люблю свой детский сад и поселок, в котором я живу" Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду. Рассказы заранее подготовленных детей( вместе с родителями) об исторических местах поселка и его знаменитых людях( в честь кого названы улицы) . Рассматривание фотографий Экскурсия( пешая) по поселку. Семейный праздник «Моя родословная». Развлечение для детей «Осенняя пора, очей очарованье». Октябрь 3- 4 недели. Тема «Град на Днепре»( путешествие по фотографиям и иллюстрациям) Просмотр фотографий и иллюстраций с изображением города Смоленска. Рассказ воспитателя об истории города Смоленска( местоположение, особенности застройки, боевое прошлое) . Знакомство с Крепостной стеной( история построения) . Слушание песен о Смоленске. Экскурсия в краеведческий музей на базе нашего детского сада. Экскурсия по городу через просмотр фильмов в районном историко- краеведческом музее. Изготовление панно из природного материала «Герб Смоленска» Участие детей в районной выставке детского рисунка: " Мой любимый город" . Ноябрь. Тема «Этими людьми гордится Смоленщина» Беседы об известных людях Смоленщины, ( Ю. А. Гагарин М. И. Глинка, С. Т. Коненков, М. В. Исаковский, А. Т. Твардовский, А. Мишин, Ю. Никулин, А. Папанов, И Соколов- Микитов и др. ) ознакомление с их деятельностью. Посещение выставки в районной библиотеке «Нам есть, кем гордиться! ». Конкурс чтецов «Поэты родного края – детям». Оформление альбома «Гордость земли Смоленской». Декабрь. Тема «Встречаем Новый год». Рассказ воспитателя о встрече Нового года в прошлом и сегодня. Беседа о Новогодних символах, о Новогодних обычаях. Рассказ детей о том, как в их семьях принято встречать Новый год. Показ вертепа( вид кукольного театра) со сценами рождения Христа. Зимние постройки из снега для малышей. Акция" Поможем птицам зимой" . Январь. Тема «Мы живем в России» Беседа о людях разных национальностей, живущих в России. . Беседа о березке – символе России. . Прослушивание стихов и песен о Родине, о березке. Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей. Составление рассказов о будущем Родины. Семейные национальные праздники, народные игры. Февраль. Тема" Сильны и могучи богатыри славной Руси" ( ко Дню Защитника Отечества) Рассказ воспитателя о славном русском народе, о его могучих и бесстрашных защитниках. Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины. Оформление фотовыставки «Растем патриотами» Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества». Спортивные развлечения" Вместе с папой" . Март. Тема" Мамочка милая, самая родная" Мама — самое прекрасное слово на земле( обсуждение) . Викторина" Что ты знаешь о своих родителях" . Экскурсия в историко- краеведческий музей, с целью ознакомления с образцами старинной русской женской одежды. Апрель 1- 2 недели. Тема" Наши космонавты" Рассказ воспитателя о первом космонавте – Ю. А. Гагарине. Беседа о космонавтах и космосе( с просмотром видеофильма) . Конкурс детских рисунков «Планета моей мечты». Спортивное развлечение" Мы — космонавты" . Конструирование космического корабля, обыгрывание постройки- сюжетно- ролевая игра «Летим в космос». Апрель 3- 4 недели. Тема" Наше государство — Российская Федерация" Беседа о государстве —" Российская Федерация" . Знакомство с различными городами России. Знакомство с флагом, гербом и гимном России. Разукрашивание в альбомах Российского флага. Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети. Май. Тема" Этот День Победы" Рассказы воспитателя о героях ВОВ, отдавших жизнь за Родину. Экскурсия в историка- краеведческий музей с целью просмотра и обсуждения документального фильма «Как началась война». Встреча с ветераном с последующим вручением ему подарка изготовленного руками детей. Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов. Экскурсия к памятному камню – месту казни героев – подпольщиков, возложение цветов. Праздничный концерт, посвященный Дню Победы. Работа велась одновременно по трем направлениям: -  с детьми- согласно разработанного плана, - с родителями( пропаганда патриотического воспитания, повышение уровня знаний о материале, привлечение к совместной деятельности) , - обогащение развивающей предметно- пространственной среды Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест я начинала со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают дети на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, педагог учит детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии в библиотеку, школу, музей, на почту формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка. Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению истории места, где они родились. Возникает интерес к тому, как было «раньше». Несмотря на удивление, прошлое дети воспринимают не как сказку, а как действительно происходившие события.   Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми.   Каждый год, в канун празднования Дня Победы, воспитанники встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают детям  о тяжестях и невзгодах военного времени. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание  уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. Я знакомлю детей с природой родного поселка  на занятиях, экскурсиях и прогулках, в ходе бесед.  -  изготовила дидактические папки: «Мой посёлок», «Моя семья», «Государственная символика России»,    оформила сюжетно- ролевые игры  «Моя семья», «На воде и на суше», «На флоте» и др. ; - подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о Смоленском крае, о родном поселке, о Российской армии и др. ; - тематические выставки в ДОУ, в группе «Мои молодые родители» и др. Неоднократно проводила конкурс чтецов «Поэты родного края- детям» Оформила альбомы: «Наш город», «Наш поселок», «Наш любимый детский сад» Дети с удовольствием принимали участие в акциях: «Покорми птиц зимой», «Посади дерево в детском саду». И, конечно, одним из важнейших аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Я переговорила с родителями, выяснила, кто хочет участвовать в моей работе по воспитанию патриотических чувств у детей, заинтересовала даже бабушек, провела родительское собрание. В результате родители «загорелись», поняли благотворное влияние этой работы на своих детей и начали работать. Принесли много фотографий прошлых лет, по которым беседовали дома с детьми, а дети в детсаду показывали их друзьям и объясняли, кто на них запечатлён, где и когда это происходит. Мы сделали несколько стенгазет: «Это всё- моя Родина», «Я люблю тебя, мой край родной», «Я и моя семья». Были принесены медали прадедов – участников войны, медали прабабушек, работавших на победу в тылу. Несколько семей составили свои генеалогические древа; родители писали сочинения и снимали фильмы о своих детях, как они любят свой детский сад «Солнышко»; сделали очень трогательную презентацию «С чего начинается Родина…». Некоторые родители привезли свои отчёты о поездках с детьми по памятным местам нашего края, различные игрушки, фотографии, памятные сувениры. Родители сами подают идеи. Принесли семейную утварь прошлых веков Руси: рубель для глажки белья, прялку, самовар, угольный утюг, вышитые в народном стиле полотенца, которым уже больше полувека, прялку, картинки и книжки из истории нашего края. Дети относятся к этому очень серьёзно и с большим интересом. В нашей группе «Бельчата» стало традицией совместное проведение народных праздников: «Осенины», «Коляда», «Масленица», «Благовещение», «Вербное воскресенье», «Пасха», «Троицын день». Таким образом, мне удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на свою роль в детском саду- роль пассивного потребителя образовательных услуг Для итоговой диагностики использовались критерий первоначальной диагностики уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о своем родном крае Сравнительная диагностика Уровень развития 2019 год 2020 год Высокий 2 0% 60% Средний 50% 40% Низкий 30% нет Вывод: В процессе познания малой родины воспитанники научились любить ее, уважать людей, живущих рядом. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к поселку, родной природе. Дошкольники научились сравнивать и сопоставлять события и явления,  видеть старое и новое, научились воспринимать конкретные исторические события. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной у детей обогатился и активизировался словарь, расширилось представление об окружающем мире. Сост авила: воспитатель Лукашова Н. В.    

Оставить комментарий: