Конспект ООД по социально - коммуникативному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в быт казаков».

Опубликовано: 19:39:35 09-12-2020

Автор: Сергеева татьяна Николаевна

Документы для скачивания:

57519_ZANYaTIE.docx
Формат: .docx

57520_Konspekt OOD.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

57519_ZANYaTIE.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянска Конспект ООД по социально- коммуникативному развитию для детей подготовительной группы « Путешествие в быт казаков ». Подготовила: воспитатель Сергеева Т. Н. Ноябрь 2020 г Цель: приобщение дошкольников к культуре донского края Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное разви тие», «Познавательное развитие». Задачи: Образовательные: - формировать представление детей о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды. - обогатить словарь детей: шаровары, лампас, папаха, парочка( юбка и кофта) , папаха, шинель, черевички, рушник, чугунок, прялка. Развивающие: - развивать познавательный интерес к истории своего народа; - развивать и обогащать словарный запас казачьими словами. Воспитательные: - воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков; Материалы и оборудование: Аудио запись «Эх донские казаки», атрибуты костюм а донской казачки для воспитателя и детей, рушник, куклы казак и казачка, тесто и начинка для вареников, Д/ и “Найди казака и казачку”, чугунки, ложки деревянные, прялка, утюг, рушник, обруч с лентами. Ход занятия( Звучит казачья песня, дети в казачьих костюмах заходят в группу) . Воспитатель: Посмотрите на себя и скажите, а почему мы с вами сегодня так одеты? ( Ответы детей) - Мы сегодня одеты так, как одевались казаки. П ослушайте стихотворение. У Дона- батюшки реки живут лихие казаки, не мыслят жизни без любви и ярких песен. Парни эти бравые Н аши казаки. Не страшны Отчизне нашей С ними все враги. Воспитатель: - О ком говорится в стихотворении? ( ответы детей) Казаки были храбрые, смелые войны, готовые в любую минуту защитить свою Родину. Казак – это очень древнее слово, и означает оно – вольный удалой человек. - Я приглашаю вас в казачью горницу, чтобы посмотреть, как жили казаки в старину. Обратите внимание на кукол в казачьих к остюмах. Одежда у казаков была простая и удобная. Казаки носили шаровары. Шаровары, с красной полосой и рубаху со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитног о цвета. Жена каза ка- казачки то же была красиво од ета. Посмотрите на одежду куклы. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась « парочка ». - Юбки были длинные и широкие, с множ еством оборок. А кофточка и юбка украшали сь оборками и рюшами. - Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их черевички. - Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки. Д/ и “Найди казака и казачку” На столе разложены картинки людей в разных национальных костюмах, по элементам костюма мальчики находят казака, а девочки казачку. Воспитатель: П о каким элементам одежды узнали, что это казак? Казачка? П/ И “ Заплети косу ” Воспитатель: - Казаки н а Дону люб или забавы, одна из таких забав «Заплети косу». На обруче по 3 цветных ленточки для каждой команды. Участвуют по 3 казака. Побеждают казаки, которые первыми заплетут косу. Воспитатель: - А теперь я приглашаю вас пройти в горницу. - П осмотрите, сколько, много здесь разных предметов. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк, Кашу сварит чугунок Это чугунок- Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг – Имя у него утюг. Воспитатель: Ребята, посмотрите внима тельно на утюг, как вы думаете, как им гладили? У него нет провода, потому что, старину не было электричества. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает? » Это прялка. Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. - Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше назыв али полотенца( показ рушников) . Воспитатель: - Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный. Донские казаки были очень гостеприимные люди, гостей всегда чем- то угощали. А угощение ставили на красивый рушник. - А какие основные цвета использовали п ри изображении узора на рушнике? ( показываю рушник) Дети: Белый, красный, чёрный. Воспитатель: - Да, ребята, использовались всего три цвета. Каждый цвет имел своё значение. Белый – зарождение жизни Красный – цвет любви Чёрный – цвет донского чернозёма Воспитатель: - Казаки любили не только веселиться, они з анимались садовод ством, огородничеством и разными ремеслами. С утра хлопотали по хозяйству, а в 12 часов обедали все вместе. - Как вы думаете, что ели казаки? - Популя рной пищей у них были: капуста, пшеничная и гречневая каша, хлеб, молоко, чеснок и лук. Самым популярным блюдом казаков были пампушки с чесноком, галушки и, конечно же, вареники. - Вот и мы сегодн я будем готовить блюдо из казачь ей кухни, а называется оно вареники. - Что нужно для приготовления вареников? - У меня есть тесто, а так же вот такие лепёшки из теста. Берём лепёшку и в середину кладём начинку, затем складываем пополам и начинаем заворачивать края. ( По ходу работы воспитатель знакомит детей с особенностями приготовления) - Как вы думаете, чем приправляли вареники казаки? - Казаки ели их со сметаной, жареным салом с луком. - А вы дома готовите вареники? - Чем приправляете? ( Помощник воспитателя по окончании работы уходит варить готовые изделия, дети моют руки) . Воспитатель: - Где мы с вами сегодня побывали? ( в горнице казаков) - Что мы там увидели? ( посуду, костюмы) - Чем занимались в горнице? - С какими новыми словами познакомились? - А кому мы можем рассказать о том, что сегодня узнали? У Дона- батюшки реки живут лихие казаки, не мыслят жизни без любви и ярких песен. Парни эти бравые Н аши казаки. Не страшны Отчизне нашей С ними все враги. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк, Кашу сварит чугунок Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг – Имя у него утюг. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает? » Это прялка.

57520_Konspekt OOD.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянска Конспект ООД по социально- коммуникативному развитию для детей подготовительной группы « Путешествие в быт казаков ». Подготовила: воспитатель Сергеева Т. Н. Ноябрь 2020 г Цель: приобщение дошкольников к культуре донского края Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное разви тие», «Познавательное развитие». Задачи: Образовательные: - формировать представление детей о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды. - обогатить словарь детей: шаровары, лампас, папаха, парочка( юбка и кофта) , папаха, шинель, черевички, рушник, чугунок, прялка. Развивающие: - развивать познавательный интерес к истории своего народа; - развивать и обогащать словарный запас казачьими словами. Воспитательные: - воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков; Материалы и оборудование: Аудио запись «Эх донские казаки», атрибуты костюм а донской казачки для воспитателя и детей, рушник, куклы казак и казачка, тесто и начинка для вареников, Д/ и “Найди казака и казачку”, чугунки, ложки деревянные, прялка, утюг, рушник, обруч с лентами. Ход занятия( Звучит казачья песня, дети в казачьих костюмах заходят в группу) . Воспитатель: Посмотрите на себя и скажите, а почему мы с вами сегодня так одеты? ( Ответы детей) - Мы сегодня одеты так, как одевались казаки. П ослушайте стихотворение. У Дона- батюшки реки живут лихие казаки, не мыслят жизни без любви и ярких песен. Парни эти бравые Н аши казаки. Не страшны Отчизне нашей С ними все враги. Воспитатель: - О ком говорится в стихотворении? ( ответы детей) Казаки были храбрые, смелые войны, готовые в любую минуту защитить свою Родину. Казак – это очень древнее слово, и означает оно – вольный удалой человек. - Я приглашаю вас в казачью горницу, чтобы посмотреть, как жили казаки в старину. Обратите внимание на кукол в казачьих к остюмах. Одежда у казаков была простая и удобная. Казаки носили шаровары. Шаровары, с красной полосой и рубаху со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитног о цвета. Жена каза ка- казачки то же была красиво од ета. Посмотрите на одежду куклы. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась « парочка ». - Юбки были длинные и широкие, с множ еством оборок. А кофточка и юбка украшали сь оборками и рюшами. - Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их черевички. - Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки. Д/ и “Найди казака и казачку” На столе разложены картинки людей в разных национальных костюмах, по элементам костюма мальчики находят казака, а девочки казачку. Воспитатель: П о каким элементам одежды узнали, что это казак? Казачка? П/ И “ Заплети косу ” Воспитатель: - Казаки н а Дону люб или забавы, одна из таких забав «Заплети косу». На обруче по 3 цветных ленточки для каждой команды. Участвуют по 3 казака. Побеждают казаки, которые первыми заплетут косу. Воспитатель: - А теперь я приглашаю вас пройти в горницу. - П осмотрите, сколько, много здесь разных предметов. Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк, Кашу сварит чугунок Это чугунок- Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг – Имя у него утюг. Воспитатель: Ребята, посмотрите внима тельно на утюг, как вы думаете, как им гладили? У него нет провода, потому что, старину не было электричества. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает? » Это прялка. Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. - Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше назыв али полотенца( показ рушников) . Воспитатель: - Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный. Донские казаки были очень гостеприимные люди, гостей всегда чем- то угощали. А угощение ставили на красивый рушник. - А какие основные цвета использовали п ри изображении узора на рушнике? ( показываю рушник) Дети: Белый, красный, чёрный. Воспитатель: - Да, ребята, использовались всего три цвета. Каждый цвет имел своё значение. Белый – зарождение жизни Красный – цвет любви Чёрный – цвет донского чернозёма Воспитатель: - Казаки любили не только веселиться, они з анимались садовод ством, огородничеством и разными ремеслами. С утра хлопотали по хозяйству, а в 12 часов обедали все вместе. - Как вы думаете, что ели казаки? - Популя рной пищей у них были: капуста, пшеничная и гречневая каша, хлеб, молоко, чеснок и лук. Самым популярным блюдом казаков были пампушки с чесноком, галушки и, конечно же, вареники. - Вот и мы сегодн я будем готовить блюдо из казачь ей кухни, а называется оно вареники. - Что нужно для приготовления вареников? - У меня есть тесто, а так же вот такие лепёшки из теста. Берём лепёшку и в середину кладём начинку, затем складываем пополам и начинаем заворачивать края. ( По ходу работы воспитатель знакомит детей с особенностями приготовления) - Как вы думаете, чем приправляли вареники казаки? - Казаки ели их со сметаной, жареным салом с луком. - А вы дома готовите вареники? - Чем приправляете? ( Помощник воспитателя по окончании работы уходит варить готовые изделия, дети моют руки) . Воспитатель: - Где мы с вами сегодня побывали? ( в горнице казаков) - Что мы там увидели? ( посуду, костюмы) - Чем занимались в горнице? - С какими новыми словами познакомились? - А кому мы можем рассказать о том, что сегодня узнали?

Оставить комментарий: