a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Практикум для педагогов «Учим детей играть, учим детей общаться» (игры на развитие коммуникативных навыков)

Автор: Сергеева татьяна Николаевна Опубликовано: 2020-12-09 20:32:39

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Светлячок» г. Цимлянск Практикум для педагогов «Учим детей играть, учим детей общаться»( игры на развитие коммуникативных навыков) Подготовила воспитатель: Сергеева Т. Н Ноябрь 2020 Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально- духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а также один из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, игра стимулирует развитие общения между де тьми. Кроме того, игра направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов. В возрасте 2- 3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение све рстников на равных, поэтому- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника; - чутко отзываются на любое действие сверстника; Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом. Игры на формирование положительных контактов с ровесниками. «Назови себя» Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.  Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе. «Прилетела птичка» Цель: развивать внимание к сверстнику. Материал: игрушечная птичка. Ход: педагог показывает птичку и выполняет действия в со ответствии с текстом: Прилетела птичка, Пти чка- невеличка. К Лене прилетела( сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям) . На деток посмотрела, Дальше полетела. «Прячемся от дождика» Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремле ние находится вместе. Материал: зонт Ход: педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами: На прогулку вышел дождик. Кап- кап- кап! Кап- кап- кап! / движение пальчиков о ладошку/ Не промочат дети ножк и. / п однимают ножки/ Всех их зонтик соберет, / открывает зонтик и крутит его/ От дождя убережёт. / в се прячутся от дождя под зонт/ Педагог комментирует: «Все- все- все сюда. И Люда, и Света, и Владик. Все здесь… Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт». Игры с тревожными детьми «Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Ход игры. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу. И гр ы по коммуникативным навыкам в средней группе. «Газета» Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Задачи: 1) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; 2) Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; 3) Практическое овладение воспитанниками нормами речи; 4) Умение работать в команде; 5) Преодоление робости перед телесным контактом. Материал: газета; Ход игры: Воспитатель: «Ребята, давайте разобьемся с вами на команды по 4 человека» Воспитатель: «Молодцы! Сейчас я перед каждой командой положу развернутую газету, ваша задача вчетвером встать на нее по моему сигналу. Когда вы встанете, я должна зафиксировать ваше положение. Давайте попробуем. » Дети встают. Воспитатель: «Очень хорошо, а теперь я сложу пополам газету, а ваша задача также вчетвером поместиться на нее» Дети выполняют. Газета складывается до тех пор, пока кто- то из участников не сможет встать на газету. Можно подсказать детям, что для победы им нужно обняться, тогда расстояние между ними сократится. «Подари улыбку другу» Цель: Развитие мимики и коммуникативных навыков. Активизация эмоциональной памяти. Задачи: 1) Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; 2) Развитие положительного отношения друг к другу; 3) Развитие эмоций в игровой деятельности; 4) Умение слушать. Ход игры: Воспитатель: «Ребята, встанем в круг. Теперь каждый найдите себе пару, покружитесь с ней, улыбнитесь, погладьте друг друга по голове, обнимитесь. И потом опять разбегитесь и встаньте в круг. Выбираете себе новую пару и все повторяете». Дети выполняют движения под слова: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики с олнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу». И гр ы по коммуникативным навыкам в старшей группе. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Ход: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями. «Подарок на всех» Цель: Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Ход:  Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе? ” или “Если бы у тебя был Цвети к- Семицветик, какое бы желание ты сейчас всем нам вместе загадал? ”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по- моему, вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. «Изобрази пословицу» Цель: Развить умение использовать невербальные средства общения. Ход: Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую- либо пословицу: “ Слово не воробей – вылетит, не поймаешь” “ Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты” “ Нет друга – ищи, а найдёшь – береги” “ Как аукнется, так и откликнется” «Покажи чувства руками» Цели: способствовать развитию спонтанности детей; развивать рефлексию эмоциональных состояний. Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злитьс я и т. п. Затем дети, глядя на ведущего( он задает образец движений) , показывают, как их руки прыгают по столу( радуются) , толкают, кусают друг друга( злятся) , сжимаются в комочки и дрожат( боятся) . «Пусть встанет тот, на кого я смотрю» Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми. Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком- то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей. «Конкурс хвастунов» Дети сидят по кругу. Инструкция: « Сегодня мы проведем с вами необычн ый конкурс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: " Лена — очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется" ». После того как будет пройден круг, дети определяют победителя — лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать- хвастаться о соседе или слушать, как рассказывают о нем самом? Картотека игр по коммуникативным навыкам в младшей группе Игры на формирование положительных контактов с ровесниками. Игра «Позови ласково» Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Возраст: 3- 5 лет. Ход игры: Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику( по желанию) , ласково назвав его по имени. Игра «Ау! » Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Количество играющих: 5- 6 человек. Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто- то из детей кричит ему: «Ау! » — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. «Прилетела птичка» Цель: развивать внимание к сверстнику. Материал: игрушечная птичка. Ход: педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом: Прилетела птичка, Синичка- невеличка. К Лене прилетела( сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям) . На деток посмотрела, Дальше полетела. «Прячемся от дождика» Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находится вместе. Материал: зонт Ход: педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами: На прогулку вышел дождик. Кап- кап- кап! Кап- кап- кап! / движение пальчиков о ладошку/ Не промочат дети ножки. / п однимают ножки/ Всех их зонтик соберет, / открывает зонтик и крутит его/ От дождя убережёт. / в се прячутся от дождя под зонт/ Педагог комментирует: «Все- все- все сюда. И Люда, и Света, и Владик. Все здесь… Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт». Игра «Вместе играем» Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом. Оборудование: парные игрушки( шарик- желобок, паровозик- вагончик, машина- кубики) . Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно- игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине». Игра «Наше солнце» Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе. Взрослый рисует на ватмане круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе. Игра «У птички болит крылышко» Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» её сам ведущий, который надевает на руку куклу котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка…( Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу- котенка и тоже «жалеют птичку». Игра «Паровозик» Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции. Взрослый объясняет детям, что сейчас, они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а дети – вагончики. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс», После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза « Чух- чух, у- у- у! » побуждает детей повторить их. Игры на преодоление застенчивости. Игра «Ласковый ребенок» Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально- тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером. Ход игры: Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая! . Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: » Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок! ». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется. Игра «Рычи, лев, рычи! ». В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы- львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи! », пусть раздается самое громкое рычание». Игра «Колючий зверь» Цель игры: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы. Возраст: от 3 лет. Ход игры. Педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго. Игра «Тихо и громко» Цель игры: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно изменять ритм движений по указанию педагога. Ход игры: Играющие дети встают в круг. Педагог берет в руки бубен, располагается в центре круга и объясняет детям правила игры, которые заключаются в следующем: под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д. , в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки. В начале игры педагог меняет ритм через определенные промежутки времени, например, через 3–4 минуты. Дальше игра становится более импульсивной, ритмы и сила ударов бубна меняются часто, через разные промежутки времени. Дети должны научиться резкой смене темпа деятельности. Игру можно проводить достаточно часто, несколько раз в неделю. Когда дети хорошо ознакомятся с игрой, педагог может предложить выполнение роли ведущего кому- то из детей – по желанию. Игра «Клеевой ручеёк» Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Условия игры: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Ход игры. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. Игра «Бабушка Маланья» Цель: развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия; создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Ход игры: Дети берутся за руки и встают в круг. Воспитатель, изображающий Маланью встает в центр круга. На нее можно надеть фартук или платочек. Ребята идут по кругу и поют веселую песенку: У Маланьи, у старушки, Жили в маленькой избушке С емь сыновей, Все без бровей. ( Закрыть брови руками) Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, С такой головой, с такой бородой. ( всё это показывают) Ничего не ели, Целый день сидели, ( присаживаются на корточки) На неё глядели и делали вот так … З атем дети повторяют за Маланьей любое смешное движение, которое покажет ребенок. ( Рожки, длинный нос, прыжки, танцевальные движения, приседания, погрозить па льцем, в шутку заплакать и пр. ) Игра «Побежали, побежали деточки скорей» Цель: развивать умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие психологического барьера с помощью тактильных ощущени й( прикосновений) . Ход игры. Воспитатель произносит слова, сопровождая их движениями. Побежали, побежали деточки скорей И друг другу погрозили Сориться не смей, Хлопнули в ладоши И крепко обнялись Друг другу улыбнулись И за руки взялись. ( Затем слова повторяются) Дети пытаются повторить движения воспитателя. Игра «Пускание мыльных пузырей» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения. Материал: мыльные пузыри. Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит: Осторожно, пузыри! Ой, какие! Посмотри! Раздуваются! Блестят! Отрываются! Летят! Вот — со сливу! Вот — с орех! Вот не лопнул дольше всех! Дети ловят мыльные пузыри. Игра «Раздувайся пузырь» Цель: Создать благоприятной атмосферы в группе. Поднять настроения. Ход игры: Воспитатель говорит слова, сопровождая их действиями( разводит руки в стороны) . Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Да, не лопайся. ( На последних словах хлопает разведенными руками) . Дети стараются повторить действия за педагогом. Игра «Солнечные зайчики» Цель: Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Ход игры: Воспитатель зеркалом делает на стене солнечного зайчика, направляя взгляд детей на него, проговаривая слова. Прыгнул зайчик на окошко – Яркий, шустрый, озорной. Посидел он там немножко З аглянул ко мне в ладошку, Забрался на потолок…. И запрыгал: скок да скок. Дети пытаются поймать солнечного зайчика. «Игры, направленные на преодоление агрессии» Игра «Зайчики» Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Ход игры: Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, к ак напряглись у вас мышцы в ручках, даже в плечиках? ! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит. . . А ручки напряженно стучат! . . А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит. . . А ручки напряженно стучат! . . А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить у пражнения на релаксацию мышц. Игры с тревожными детьми «Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Ход игры. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу «Медвежата» Предложите детям превратиться в маленьких медвежат. «Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали». Воспитатель рассказывает детям про медвежат, дети изображают их движения. ( Упражнение направленно на мышечное расслабление) . «Дудочка» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр! » «Шалтай- Болтай» Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай- Болтай». Шалтай- Болтай С идел на стене. Шалтай- Болтай С валился во сне. ( С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо- влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз». «Смена ритмов» Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Ход игры: Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. . . Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. . . Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее. Картотека игр по коммуникативным навыкам в средней группе. 1. «Назови себя» Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе. 2. «Назови ласково» Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику( по желанию) ласково называя его по имени. 3. «Волшебный стул» Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова. 4. «Волшебная палочка» Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми. Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет. 5. «Замри» Цель: развивать умение слушать, развивать организованность. Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях. 6. «Ручеёк» Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия. Обогнуть озеро, пролезть под стол и т. д. 7. «Волшебная палочка» Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников. Один называет сказку, другой ее персонажей и т. д. 8. «Магазин вежливых слов» Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками. Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия( здравствуйте, доброе утро, добрый день и т. д. ) ; ласковые обращения( дорогая мамочка, милая мамочка и т. д. ) . Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко? 9. «Кузовок» Цель: продолжать закреплять вежливые слова. Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово». 10. «Вот какая бабушка» Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова. Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать. 11. «Чудесный мешочек» Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов. Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка. 12. «Добрые слова» Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова. Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? ( Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т. д. ) 13. «Коврик примирения» Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку. 14. «Как быть, что делать? » Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения. 15. «Посылка» Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи. Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми. 16. «Вот какой Дед Мороз» Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова. Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать. 17. «День ночь» Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата. После слов «День наступае т- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступае т- все замирает», дети замирают в причудливых позах. 18. «Зеркала» Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков. Задачи: 1) развитие свободного общения с взрослыми и детьми; 2) улучшение коллективных взаимоотношений. Ход игры: Воспитатель: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Зеркала»». Воспитатель или один ребенок с помощью считалочки выбирает ведущего. Воспитатель: «Таня, ты ведущий, вставай в центре комнаты, а все остальные обступайте ее полукругом. Теперь ведущий может показывать любые движения, а все остальные должны повторять за ним. Тот, кто ошибается – выбывает. Тот из вас, кто победит – станет следующим ведущим». Необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой( ногой) , что и он. 19. «Газета» Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Задачи: 1) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; 2) Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; 3) Практическое овладение воспитанниками нормами речи; 4) Умение работать в команде; 5) Преодоление робости перед телесным контактом. Материал: газета; Ход игры: Воспитатель: «Ребята, давайте разобьемся с вами на команды по 4 человека» Воспитатель: «Молодцы! Сейчас я перед каждой командой положу развернутую газету, ваша задача вчетвером встать на нее по моему сигналу. Когда вы встанете, я должна зафиксировать ваше положение. Давайте попробуем. » Дети встают. Воспитатель: «Очень хорошо, а теперь я сложу пополам газету, а ваша задача также вчетвером поместиться на нее» Дети выполняют. Газета складывается до тех пор, пока кто- то из участников не сможет встать на газету. Можно подсказать детям, что для победы им нужно обняться, тогда расстояние между ними сократится. 20. «Подари улыбку другу» Цель: Развитие мимики и коммуникативных навыков. Активизация эмоциональной памяти. Задачи: 1) Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; 2) Развитие положительного отношения друг к другу; 3) Развитие эмоций в игровой деятельности; 4) Умение слушать. Ход игры: Воспитатель: «Ребята, встанем в круг. Теперь каждый найдите себе пару, покружитесь с ней, улыбнитесь, погладьте друг друга по голове, обнимитесь. И потом опять разбегитесь и встаньте в круг. Выбираете себе новую пару и все повторяете» Дети выполняют движения под слова: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу». 21. «Приветствие» Цель: Преодоление тактильных барьеров. Задачи: 1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; 2. Умение работать в паре; 3. Преодоление робости перед телесным контактом. Ход игры: Воспитатель: «Ребята, давайте разобьемся на пары. Ваша задача по моей команде быстро поздороваться друг с другом разными частями тела( правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д) . Воспитатель показывает пример. Дети могут поменять несколько партнеров. Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам. Картотека и гр по коммуникативным навыкам в старшей группе. «Клеевой ручеёк» Цель: Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Ход: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. «Нос к носу» Цель: Создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу. Ход: Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде воспитателя, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя. «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Ход: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями. «Слепец и поводырь» Цель: Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Ход: Дети разбиваются на пары: “слепец” и“ поводырь ”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему? «Волшебные водоросли» Цель: Снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения. Ход: Каждый участник( по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят. «Вежливые слова» Цель: Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Ход: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия( здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности( спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения( извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания( до свидания, до встречи, спокойно) . «Подарок на всех» Цель: Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Ход: Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе? ” или “Если бы у тебя был Цвети к- Семицветик, какое бы желание ты загадал? ”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по- моему, вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. «Волшебный букет цветов» Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Материал: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка. Ход: Воспитатель( показывает на лежащий на полу кусок ткани) . Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? ( Грустное, печальное, скучное) Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? ( Цветов) Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты». Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку. Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение? Дети. Веселое, счастливое. Воспитатель: таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова. «Игра- ситуация» Цель: Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Ход: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций 1. Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. 3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря. 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. 10. Ребёнок плачет – успокой его. 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе. 12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке. «Изобрази пословицу» Цель: Развить умение использовать невербальные средства общения. Ход: Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую- либо пословицу: “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь” “Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты” “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги” “Как аукнется, так и откликнется” «Разговор через стекло» Цель: Развить умение мимику и жесты. Ход: Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать( например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”) , а другой группе отгадывать то, что они увидели. «Закорючка» Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей. Ход: Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой- нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т. д. В конце определяют победителя игры «Пойми меня» Цель: Развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. Ход: Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4- 5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит( экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5, 4, 3, 2, ! – старт! ( Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор) . «Сбрось усталость» Цель: Снижение мышечного и эмоционального напряжения. Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость. Ход: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад. По сигналу воспитателя надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Воспитатель говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть- чуть осталось, повтори ещё». «Бабушка Маланья» Цель: Формирование уверенного поведения, повышения самооценки. Ход: В этой игре водящий должен придумать какое- нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями. У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей( движения за руки по кругу) . Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой( движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы) . Ничего не ели, целый день сидели( присаживаются на корточки) . На неё глядели и делали вот так. . . ( повторяют за «Маланьей» любое смешное движение) . Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры. «Замри» Цель: Развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам. Ход: Дети прыгают в такт музыки( ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому- то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник. «Зайчик и лиса» Цель: Учить слышать, понимать и соблюдать правила игры. Материал: маска лисы. Ход: С помощью считалки выбирается водящий – «лиса». «Лиса» садится за куст. Остальные дети «зайчики» собираются около одной из стен комнаты. Воспитатель произносит: Раз, два, три, четыре, пять! Вышли зайчики гулять. «Зайчики» выбегают на середину комнаты и прыгают. Воспитатель, выдержав паузу говорит: Вдруг лисица выбегает, зайку серого хватает. На последнем слове «лиса» выбегает и пытается поймать «зайца», который не успел вернуться к стене. Пойманный ребенок становиться водящим, а игра возобновляется. «Покажи чувства руками» Цели: способствовать развитию спонтанности детей; развивать рефлексию эмоциональных состояний. Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т. п. Затем дети, глядя на ведущего( он задает образец движений) , показывают, как их руки прыгают по столу( радуются) , толкают, кусают друг друга( злятся) , сжимаются в комочки и дрожат( боятся) . «Я могу! » Цель: способствовать развитию самоуважения детей. Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например, «Я умею хорошо плавать! », «Я умею хорошо рисовать! », и т. п. Рисунок «Мое взрослое будущее» Цель: способствовать повышению самооценки детей. Детям предлагается нарисовать себя в будущем. После того как рисунки закончены, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им пришлось приложить для этого? «Корабль» Цель: содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе. Ребенок- водящий ложится на спину и превращается в корабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм: ведущий «качает» «корабль»( толкает ребенка) , сопровождая действия словами: «Кораблю трудно, но он выстоит. Волны хотят потопить его. Но он все равно выстоит, потому что он сильный». Буря заканчивается, теперь волны ласково поглаживают корабль и говорят ему: «Мы любим тебя, ты такой большой, сильный»( ведущий при этом мягко покачивает- поглаживает ребенка) . Эту процедуру можно провести с несколькими детьми. «Я не упаду» Цель: формировать у детей доверие к окружающим. На полу ведущий раскладывает канат( толстую веревку) примерно двухметровой длины, так, чтобы получилась какая- нибудь замысловатая фигура. Один ребенок снимает обувь и становится на край каната двумя ногами( пяточка одной ноги касается пальцев другой) . Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, способствующие его передвижению по канату( «шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т. п. ) . Ребенку необходимо, не сойдя с каната, пройти его весь — с начала до конца. Это упражнение выполняют по очереди все дети. «Чужие рисунки» Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи. Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как им можно было бы помочь. Упражнение можно повторять несколько раз, постепенно усложняя траекторию пути — начинать с простых фигур из каната, затем усложнять их. «Кто лучше разбудит» Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Один ребенок превращается в кошечку и засыпает — ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по- разному( разными словами, разными прикосновениями) , но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково. «Кто пришел к нам в гости? » Цели: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. Ведущий отводит в сторону двоих- троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать. «Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется. . . » и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица. «Пусть встанет тот, на кого я смотрю» Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми. Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком- то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей. «Волшебное животное» Цель: развивать у детей умение сотрудничать. Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе — одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково — так, как будто дышит одно большое животное. «Пересядьте все, кто. . . » Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время все чем- то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое. . . плавать в реке. . . ложиться спать вовремя. . . убирать игрушки. . . » и т. п. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего. «Роли» Цель: способствовать формированию эмоциональной децентрации у детей. Детям предлагается немного побыть актерами. Ведущий говорит следующее: «А что делает актер в театре или в кино? Играет различные роли. Но человек в обычной жизни тоже играет различные роли. При этом в каждой из своих ролей он использует разную мимику, жесты, интонацию голоса». Далее вместе со взрослым дети обсуждают, какие бывают роли: мамы, папы, сына или воспитателя, продавца и т. п. Далее взрослый спрашивает у детей, с каких ролей они хотят начать обучение( например, «Хочу начать учиться на актера с роли мамы») . Перед ребенком на пол кладутся два листа бумаги: темный и белый. Задается условие: если хочешь играть выбранную роль в плохом варианте, становись на черный лист, если в хорошем — на белый. После этого дети приступают к проигрыванию различных ролей, обращая внимание на соответствие голоса, мимики, жестов принятой роли. «Конкурс хвастунов» Дети сидят по кругу. Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: " Лена — очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется" ». После того как будет пройден круг, дети определяют победителя — лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать- хвастаться о соседе или слушать, как рассказывают о нем самом? «Танец мира». Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинчиками. Затем начинают двигаться по кругу сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался.

Оставить комментарий: